Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:32, контрольная работа
Любое классовое общество политически оформлено, оно имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет вычленить политическую жизнь из жизни общества в целом, которую можно считать «окружающей средой», и установить наличие связей между ними.
Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:
3. Типы политических систем
Классификация
политических систем Г.Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры. 1. Англо-американская система характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенная в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнении особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, четко выражена, организована и бюрократизирована. 2. Континенталъно-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами. 3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия. 4. Политические системы
тоталитарного типа. Тоталитарная
политическая культура создает
принудительный тип Ж.Блондель делит политические системы мира на пять категорий: 1) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии решений; 2) коммунистические системы
с приоритетом равенства 3) традиционное государство,
обычно управляемое олигархией
и консервативное по своему
характеру, поскольку 4) популистские системы,
сложившиеся в развивающихся
странах в послевоенные годы
и стремящиеся к большему 5) авторитарно-консервативная
система, характерной чертой Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим как совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан).1 Сравнение характеристик политических систем в различных странах и их отображение в развитии экономических отношений позволяют осуществить классификацию политических режимов на тоталитарные, авторитарные и демократические и их проецирование на экономические отношения, проявляющиеся через соответственно монополию, монополистическую конкуренцию и совершенную конкуренцию. Таким образом, институциональные аспекты политики являются адекватным раскрытием существующих экономических отношений между государством и прочими субъектами экономики. |
Структура
и функции политической |
В структуре политической системы учеными выделяются такие ее подсистемы, как институциональная (организации, учреждения), нормативная (нормы правовые и моральные, политические традиции), функциональная (формы и направления политической деятельности, различные политические процессы, способ и методы осуществления власти), коммуникативная (объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между партиями и государством, между политической и экономической подсистемами), идеологическая (взгляды). В
научной литературе, отечественной
и зарубежной, нередко вычленяются
четыре главные группы 2) политические отношения;
3) политические и правовые нормы;
4) политическое сознание и Главные
элементы политической системы
общества и механизм их Наиболее
активной и динамичной частью
политической системы общества
является его политическая В
тех случаях, когда народ той
или иной страны вступает в
политические отношения, не Процесс
воплощения идей в нормы, Политическая
организация общества — это
совокупность конкретных Политическая
организация включает: государство,
партии, массовые общественные Государство
и партии являются собственно
политическими организациями, Косвенные
политические организации Организации
неполитические почти не Функционирование
политических организаций Такие
элементы политической Остановимся
на характеристике таких Средства
массовой информации (СМИ) — это
сложный институт, который состоит
из множества органов и СМИ
иногда называют «четвертой
В современных условиях на
облик СМИ оказывают
С содержательной точки зрения
СМИ весьма специфичны. Они иначе,
чем другие сферы
В различных политических
В СМИ информация «сверху»
и «снизу» существует целостно.
Нередко политические психологических состояний. Это обстоятельство учитывается средствами массовой информации, они усиливают общественное мнение или, наоборот, ослабляют его.
Власть любыми средствами В тоталитарном обществе СМИ выступают средством контроля за всей общественной деятельностью, в том числе социальных групп и личности.
Отношения СМИ с государством
и правительством, политическими
руководителями и партиями
Государственные структуры,
В настоящее время СМИ Таким
образом, средства массовой Заметную
(а в ряде государств — очень
заметную) роль в политической
системе общества играет
Религия и политика на Религия неизменно опирается на довольно большие массы своих последователей, это форма общественного сознания. В определенные исторические периоды в тех или иных регионах планеты это форма сознания, наиболее распространенная в массах, иногда довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь идет о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс. Политика тоже неизбежно связана с огромными массами населения. Следовательно, эти два явления общественной жизни неизбежно перекрещиваются. Можно
выделить традиционные каналы
переплетения религии и Во-первых,
религия вторгается в Во-вторых,
связи религии и политики В-третьих,
политические деятели В-четвертых,
присутствие религиозного Подобные
случаи следует отличать от
тех, когда участникам В
современном мире клерикальные
концепции утверждают Следует отметить, что сегодня в мире идет поиск более современных, утонченных форм связи религии и политики, позволяющих осуществлять либерально-демократическую политику господствующего класса. Эти поиски носят различный характер. Например, стремление модернизировать христианство, освободив его от некоторых догматических представлений и приняв во внимание современные данные науки. Повсеместно можно наблюдать обращение некоторой части населения к различным нетрадиционным культам, мистическим организациям. Поговаривают о создании «экологической религии» и т.д. |
|
4. Функции политической системы
Функции - это любые действия, направленные
на поддержание системы в
А: Функции, действующие на входе в политическую систему:
1. Политическая социализация и рекрутирование.
2. Артикуляция интересов.
3. Аккумуляция интересов.
4. Политическая коммуникация.
Б: Функции, действующие на выходе из системы:
5. Составление правил деятельности системы.
6. Применение этих правил.
7. Вынесение суждений о характере применения правил.
Рассмотрим более подробно сущность функций группы А.
1. Политическая социализация и рекрутирование.
Включает работу политической системы по корректировке структуры и содержания политической культуры граждан, приспособление ее к собственным целям и задачам так, чтобы политическое поведение индивидов способствовало ее стабильности и эффективности.
2. Артикуляция интересов.
Артикуляция (от лат. «articulate» - членораздельно выговаривать) - это процесс выражения какого-либо содержания общественных интересов посредством требований и пожеланий, направляемых в адрес политической системы. Данный процесс включает следующие группы интересов: институционализированные; неассоциированные; протестующие; ассоциированные.
Институционализированные группы интересов - это группы, складывающиеся в рамках организаций, занятых выполнением других социальных или политических функций, но в силу своей корпоративной солидарности обладающие способностью весьма эффективно выражать свои собственные интересы или интересы других общественных групп.
Неассоциированные группы интересов – это группы, объединенные по признакам родства, этнической, религиозной или региональной принадлежности, статусные группы, классы и т. д. Они не опираются на специализированную организационную структуру группы. Агентами артикуляции могут быть отдельные индивиды, этнические или другие лидеры.
Протестующие группы интересов – это группы, состоящие из людей, находящихся в состоянии социокультурного конфликта с существующей социальной и политической системой. Свои интересы они выражают с помощью форм более или менее стихийного протеста - демонстраций, бунтов и т. д.
Ассоциированные группы интересов - это специализированные структуры артикуляции интересов (профсоюзы, религиозные, этнические, гражданские и др. объединения), воздействующие на структуры государственного управления. С целью корректировки политики в соответствии со своими интересами могут быть использованы такие методы и каналы как возбуждение судебных дел, массовая пропаганда и лоббирование (усилия, направленные на то, чтобы оказать влияние на законодательную власть и должностных лиц в системе исполнительной власти).
3. Аккумуляция интересов.
Это трансформация артикулированных
интересов в программы
По степени вовлеченности в политическую жизнь различают:
- собственно политические организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме (государство, суд, армия, политические партии и др.);
- несобственно-политические, в деятельности которых осуществление власти является одним из аспектов их функционирования (профсоюзы, кооперативы и др.);
- неполитические - не участвующие в осуществлении власти (спортивные, творческие, культурные общества и др.).
4. Политическая коммуникация.
Реализация предыдущих функций осуществляется благодаря бесчисленным актам передачи информации между отдельными индивидами, группами людей и организациями. Все виды деятельности, связанные с использованием знаков и символов называются коммуникацией. Система коммуникаций характеризует меру открытости власти, ее способность вступать в диалог, стремиться к согласию, реагировать на актуальные требования различных групп, обмениваться информацией с обществом. Близкую по смыслу классификацию функций политических систем предложил Д. Эптер. На «входе» он рассматривает четыре функции: политическое рекрутирование и социализация, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На «выходе» три функции - это принятие правил, применение правил, судопроизводство.
Для отечественной политологии характерны схожие классификации функций политической системы. Обычно выделяют следующие:
Политическое руководство обществом (управление общественными делами), что включает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития, поэтому ее иногда называют функцией целеполагания.
Консолидация общественно-
Регулятивная функция связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно организованном обществе, что проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения.
Мобилизационная функция обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.
Дистрибутивная функция направлена на распределение ресурсов и ценностей между его членами.
Функция легитимации трактуется как достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам .
5. Структура политической системы
Структура политической системы - это совокупность ее элементов и взаимоотношений между ними. Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. Но она не может быть сведена к их сумме. Для того, чтобы понять значение каждого элемента целостности, система теоретически расщепляется, структурируется по различным основаниям.
Политическая система может структурироваться на основе ее ролевого понимания, и тогда она рассматривается с точки зрения типов взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические роли (функции) и ориентирующихся на конкретные образцы политического поведения (Г. Алмонд).
Элементы политической системы могут вычленяться на основе институционального подхода (Д. Истон). В соответствии с ним, каждый институт политической системы обслуживает определенные группы потребностей и выполняет те или иные политические функции. Так, государство выражает общие интересы, политические партии стремятся к представительству устойчивых групповых потребностей, группы давления лоббируют конъюнктурные интересы, вызванные конкретной ситуацией и т. д.
Информация о работе Понятие государства, типы политических систем