Понятие государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление эволюции взглядов учёных, преимущественно отечественных, на проблему интерпретации понятия государство, раскрытия его основных характеристик и определения его сущности.
Для достижения цели автором были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить труды советских и постсоветских учёных по теме понятия, признаков и сущности государства.
2. Раскрыть методологические подходы при анализе сущности государства
3. Определить социальное назначение государства и его функции
4. Обобщить полученные результаты.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 5
2. Методологические подходы при анализе сущности государства. . . . . . 9
3. Социальное назначение государства и его функции. . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Роль государства  в обществе максимальна. Государство - главное орудие социальных преобразований, его задача - довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.

Социальное  назначение каждого конкретного  государства определяется множеством факторов. В современном демократическом  государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.

Социальное  назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.

Задача государства - это глобальная проблема, стоящая  перед обществом на данном этапе  его развития.

Задачи государства - проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.

Задачи государства  на современном этапе:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение  безопасности и укрепление государства.

3. государство  содействует социальному, экономическому  и культурному развитию общества 

4. государство  преодолевает противоречия, существующие  в обществе (социальные, национальные).

Задачи государства  предопределяют функции государства.

Функции государства - определяемые его сущностью и  социальным назначением основные направления  деятельности государства по решению  стоящих перед ним задач.

Функции характеризуют деятельность государства. Функции и деятельность государства - не одно и то же. Характеризуя функции государства, отметим, что важен вопрос о соотношении деятельности государства и самого общества. Государство должно заниматься такой деятельностью, где требуется единообразие, дисциплина, максимальная концентрация сил, средств на определенных участках деятельности. Власть всегда стремиться представить свою деятельность в выгодном свете. О деятельности государства нельзя судить по заявлениям власти. Реальный показатель - бюджет государства (он показывает, на какие цели расходуются средства государства, какие цели являются приоритетными по финансовым затратам).

Признаки функций:

1. функции носят  объективный характер;

2. функции носят  систематический, постоянный характер;

3. в функциях  выражается сущность и социальное  назначение государства, реализуется  деятельность государства; 

4. функции возникают  и развиваются в соответствии  с задачами и целями государства; 

5. функции осуществляются  всем государством, механизмом государства в целом (напри-мер, функция обороны осуществляется как органами государства - Министерством обороны, Со-ветом Безопасности, так и материальными средствами - вооруженными силами). Функции госу-дарства в целом надо отличать от функций его отдельных органов. Функции органов государства представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

6. функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.

В зависимости  от условий деятельности государства, внутренних и внешних факторов зависят приоритеты, которые получает та или иная функция.

Множество функций  государства классифицируется по областям общественных отношений.

Государство осуществляет свою деятельность в обществе, выполнение функций государства - процесс воздействия государства на различные сферы жизни общества, в зависимости от сферы деятельности выделяют конкретные функции государства

Все функции  государства можно разделить  на две группы: внутренние и внешние функции. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства.

К внутренним функциям можно отнести:

1. Экономическая  функция

В экономической сфере смысл действия государства - обеспечение нормального развития экономики, защита собственности, согласование интересов производителей и потребителей и т. п. Экономическая функция может осуществляться по-разному:

· в рыночной экономике государство действует экономическими методами (создает условия (и наоборот) для определенных видов производств и т. д.)

· в плановой экономике государство управляет  экономической жизнью административными методами (определяет направление движения товаров и т. д.).

  2. Политическая функция - обеспечение выражений интересов различных социальных групп.

3. Социальная  функция - развитие, содействие развитию, поддержка здравоохранения, просвещения, науки, культуры, социального обеспечения, функции регулирования трудовых отношений, установление минимальной заработной платы и т. д. Нужно подчеркнуть, что государство не должно полностью брать общество на иждивение, оно призвано обеспечить минимум социальных возможностей, создать равные стартовые возможности для индивидов.

4. Экологическая функция (обеспечение права граждан на здоровую окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, мероприятия по оздоровлению окружающей среды и т. д.).

5. Функция  борьбы с последствиями стихийных  бедствий.

6. Функция охраны правопорядка, прав, свобод и собственности граждан.

Этот перечень функций не является исчерпывающим, государство осуществляет и иные направления деятельности.

Внешние функции:

7. Обеспечение  обороны и безопасности.

8. Координация  экономического и политического взаимодействия с иными государствами.

9. Проведение  единой внешней политики.

Можно отметить условность деления на внешние и  внутренние функции, так как все  функции взаимосвязаны, внутренние функции могут выступать как  составляющая часть внешних функций (борьба с преступностью).

Функции делят  на основные и неосновные, временные  и постоянные. Деление на основные и неосновные функции достаточно сомнительно. Неосновные функции - мелкое или частное на-правление деятельности в рамках той или иной основной функции (например, строительство до-рог).

Постоянные  функции осуществляются государством систематически, на всех этапах его  развития (например, экономические, социальные, оборонные функции).

Временные функции  обусловлены конкретными историческими  условиями, они связаны с определенным этапом в жизнедеятельности общества. По отпадении условий и причин, породивших данную деятельность государства, эти функции прекращаются. Например, функция восстановления разрушенного хозяйства в послевоенный период, функция устранения последствий глобальных стихийных бедствий и катаклизмов.6

В зависимости  от степени участия общества в  осуществления функций государства  они подразделяются на:

· Общесоциальные - это функции, в осуществление  которых принимают участие как государство, так и общественные институты (например, экономическая, экологическая функции);

· Специальные - это функции, которые осуществляются только государством (например, функция  охраны правопорядка, функция обеспечения единой налоговой и денежной системы и др.).

Формы функций  государства показывают роль механизма государства в осуществлении функций государства и использование права в этом процессе.

Формы осуществления  функций государства делят на правовые и организационные. Среди  правовых форм выделяют правотворческую  форму, правоисполнительную и правоохранительную формы осуществления функций государства.

Правотворческая (правоустановительная) форма - властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства).

Правоисполнительная форма - организация исполнения законов, принятие конкретных решений.

Правоохранительная  форма - привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила.

Организационные формы осуществления функций  носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осуществления функций. К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий, организацию заседания органов государства (парламента, правительства и др.).

Нужно подчеркнуть, что каждая функция государства  осуществляется одновременно и в  правовых, и в организационных  формах. Например, чтобы провести в  жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустановительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопро-екту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.

Выделяют методы осуществления функций государства - способы воздействия на поведение людей.

Методы:

1. убеждение  (власть агитирует).

2. принуждение  (заставляет).

3. поощрение  (создает условия, при которые  определенная деятельность становится выгодной для субъекта, ее исполняющего).

Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства. Можно выделить:

· централизованный метод (означает, что государство  устанавливает единые правила для  всей своей территории, не допускает  самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);

· децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);

· рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);

· поощрительный  метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

 

Заключение

Итак, мы установили, что подходов к такому сложному явлению, как государство  существует немало. Это касается как  его понятия, так и признаков  и сущности.

На протяжении разных исторических этапов понятие государство трактовалось учёными по-разному.7 Это, конечно, обусловлено и многогранностью данного явления. Хочется отметить, что на разных этапах развития государства взгляд на этот термин менялся коренным образом: от машины для угнетения одного класса другим, до организации политической власти, призванной поддерживать нормальную жизнедеятельность людей.

В отличие от взглядов учёных-государствоведов на понятие государства, его признаки в науке имеют почти схожие трактовки. Это касается как сторонников  маркисзма-ленинизма, так и современных  деятелей науки. В настоящее время признаки государства уточняются и дополняются.

Со свержением тоталитаризма в  России сущность государства в отечественной  науке приобрела общесоциальный характер, который давно признавали развитые страны. Однако, как считают  современные учёные, классовый и общесоциальный подходы к сущности государства являются односторонними. Реально, они скорее дополняют друг друга, нежели чем находятся в оппозиции. Поэтому современная наука не считает классовый подход к сущности государства абсолютно неверным.

Думается, что  учёные-государствоведы никогда  не выведут идеальную интерпретацию  понятия государство, характерные  признаки государства и одобряемую всеми трактовку его сущности. Определение данных понятий зависит  от конкретных исторических условий  развития общества. Поэтому они не остаются неизменными и общепринятыми, а, следовательно, остаются одним из аспектов предмета государствоведения, не теряют свою актуальность.

Информация о работе Понятие государства