Понятие государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:30, реферат

Описание работы

Целью моей работы является, дать определение понятию государства, изучить типологию государств, подходы её исследования.
Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.

Содержание работы

Введение____________________________________________________3
1 Понятие государства_________________________________________5
1.1 Природа государства_______________________________________5
1.2 Элементы государства______________________________________5
2 Типология государств________________________________________8
2.1 Проблема типологии государств_____________________________8
2.2 Подходы к типологии государств_____________________________9
3 Типы государств согласно формационной теории_______________13
3.1 Рабовладельческое государство_____________________________14
3.2 Феодальное государство___________________________________15
3.3 Буржуазное государство___________________________________16
3.4 Социалистическое государство______________________________17
4 Типы государств согласно цивилизационной теории_____________18
4.1 Место государства в первичной цивилизации_________________19
4.2 Место государства во вторичной цивилизации_________________20
5 Современная теория государства______________________________21
Заключение_________________________________________________26
Список используемой литературы______________________________28

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 40.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение____________________________________________________3

1 Понятие государства_________________________________________5

1.1 Природа государства_______________________________________5

1.2 Элементы государства______________________________________5

2 Типология государств________________________________________8

2.1 Проблема типологии государств_____________________________8

2.2 Подходы к типологии государств_____________________________9

3 Типы государств согласно формационной теории_______________13

3.1 Рабовладельческое государство_____________________________14

3.2 Феодальное государство___________________________________15

3.3 Буржуазное государство___________________________________16

3.4 Социалистическое государство______________________________17

4 Типы государств согласно цивилизационной теории_____________18

4.1 Место государства в первичной цивилизации_________________19

4.2 Место государства во вторичной цивилизации_________________20

5 Современная теория государства______________________________21

Заключение_________________________________________________26

Список используемой литературы______________________________28

 

Введение

Тема моего реферата – «Типы государства: формационный и цивилизационный подходы». Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

Целью моей работы является, дать определение понятию государства, изучить типологию государств, подходы её исследования.

Предметом изучения формы  государства являются вопросы организации  и устройства верховной государственной  власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет  типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять  с типом государства, а типизацию  государства - с классификацией его  формы.

Классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся  к организации и устройству государственной  власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с  учетом факторов развития народовластия  как родовой сущности государства. Форма государства соотносится  с его типом как форма вообще соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация  государства определенного типа.

Для написания своей работы я пользовался несколькими источниками: учебниками «Теория государства и права» под редакцией Венгерова, Лазарева С.Н., Сырых В.М., также учебниками по правоведению таких авторов, как Марченко М. Н., Дерябина Е. М., Бошно С.В. , Мамонтова Э.В.

В учебной литературе сформировались две основные тенденции в освещении темы.

Первая из них заключается  в отказе от господствовавшей на протяжении десятилетий концепции общественно-экономических  формаций как базовой для выделения и характеристики отдельных исторических типов государства и права под предлогом ее необоснованности, неактуальности, ошибочности и тому подобных существенных изъянов. Привычными стали обращение к иным теоретическим конструкциям (например, цивилизационный подход).

 

1 Понятие государства

    1. Природа государства

Термином “государство”  мы обозначаем особый тип социальных явлений, которые характеризуются  следующими чертами: а) отношением власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением.

Таким образом, государство - это не образование, находящееся  над обществом и независимое  от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных  условиях. Государство - это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное  иерархическое взаимодействие его  членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения  между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.

Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем  фактом, что юридический порядок  действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический  порядок определённого государства  действует не вечно и не во всех государствах. Его применимость сужена до данной территории в течение данного  периода.

Итак, государство - это сложное  социальное явление, отличительной  чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством  нормативных норм.

    1. Элементы государства

Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население  и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном счете, без территории государства не существует, хотя она может изменяться во времени. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы. Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании территориальной целостности государства.

Таким образом, относительно стабильная и обладающая гарантированной  целостностью территория является существенным условием сохранения государства. Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой государства разворачиваются  многие внутренние и внешние политические конфликты.

Вторым составляющим элементом  государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее  на его территории и подчиняющееся  его власти. Народ как родовое  понятие может быть охарактеризован  как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря  общим чертам культуры и историческому  сознанию. Люди, принадлежащие к  какому-либо народу, обладают более  или менее выраженным сознанием  вхождения в отличную от других общность. Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей между лицами, принадлежащими к одной нации.

Таким образом, любое государство  опирается по крайней мере на один народ. И хотя не существует государства  без национальной основы, могут существовать народы без государства. Итак, нация - это необходимое, но не достаточное  условие формирование государства, для чего необходимы также территория и государственная власть.

Третьим составляющим элементом  государства является власть, иными  словами, отношения господства и  подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

Политическая элита принудительно  навязывает власть, используя для  этого юридические нормы. Принудительный характер юридических норм сказывается  в той мере, в какой их нарушение  позволяет государственным органам  применять санкции. Власть осуществляется посредством этих норм. 
Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. В том мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть является регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение.

Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический  порядок, установленный элитой, которая  монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

 

2 Типология государств

2.1 Проблема типологии  государства

Как и любое явление  социальной жизни, государство содержит противоречивые стороны и тенденции. Одно из противоречий заключается в  том, что государство одновременно выражает и классовые и общесоциальные интересы. Само это противоречие вытекает из того, что подавление сопротивления угнетаемых классов на определенных этапах развития государства отнюдь не единственная задача государства. Будучи официальным представителем всего общества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенациональные интересы. Поэтому можно говорить о государстве как о носителе некой «общей функции», т.е. публичной власти, которая принадлежит не господствующему классу, а всему обществу и осуществляется с целью его поддержания.

Иначе говоря, социальную природу  государства можно охарактеризовать только с учетом противоречивых задач  государства, то, что оно является связующей силой цивилизованного  общества, а не только машиной угнетенного  класса.

Указанное противоречие в  деятельности государства, выражающего  в одно и то же время классовые  и общесоциальные интересы, реально существует в виде противоречия между государством и гражданским обществом. Как политическая форма этого общества государство есть выражение общности, тогда как гражданское общество, напротив, - выражение различия. Целью всякого государства выступает в/о интерес. Взаимоотношения между государством и обществом характеризуются конфликтом между общим интересом и частным, расколом между политическим государством и гражданским обществом, что, однако, не выводит их за рамки единства. Тесно переплетаясь, обе стороны единства могут превращаться на какое-то время в политическую общность, в которой государственное становится неотличимым от общественного.

Гражданское общество и государство  находятся в состоянии непрерывного противодействия, характер которого во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможности  последнего контролировать действия государственной  власти. В условиях недостаточной  развитости гражданского общества государство  может проглотить его, узурпировав  права и свободы граждан.

Поэтому государство как  форма должно отвечать потребностям гражданского общества. Об этом писал  еще Кант: «гражданскую свободу нельзя сколько-нибудь значительно нарушить, не нанося ущерба всем отраслям хозяйства, особенно торговле, а тем самым  не ослабляя сил государства во внешних  делах...». Чтобы функция государства  как выражения общности сочеталась с его ролью как инструмента  классового господства, оно вынуждено  брать на себя миссию известного компромисса  между различными общественными  силами и их интересами, т.е. каждый раз находить форму разрешения всех противоречий.

Таким образом, анализ одного из противоречий государства показывает, что оно, будучи формой устройства общества, олицетворяет в своем лице как  общие интересы, так и интересы специальные (интересы господствующего  класса). В различные исторические периоды различны соотношения и  приоритетность тех или других.

Но в любом случае государство  выступает не только бездушной машиной  классового подавления, но и инструментом поддержания общественного порядка, выполнение общих задач. Отсюда прогрессирующее  в XX веке возрастание регулятивной роли государства, разрастание всей системы соответствующих механизмов, призванных максимально ограничить сферу классового принуждения и  насилия.

2.2 Подходы к типологии государств

Выявление природы государства  предполагает рассмотрение как вопроса  о его соотношении с социально-экономическим  строем, так и особенно проблемы типологии государства. Решение  того и иного вопроса в отечественной теории государства и права ранее традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических формациях, то есть на формационный подход.

В соответствии с марксистскими  положениями о формационном подходе  классовая сущность государства, как  и других социальных институтов, в  конечном счете определяется экономическим  фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в  целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим  базисом. Иначе говоря, и по существу, и по форме государство обусловлено  экономическим строем общества. Оно  вторично, а экономика первична. Экономическая структура общества, как подчеркивал Ф. Энгельс, образует ту реальную основу, которой и объясняется  в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства  от социально-экономического строя.

В настоящее время, наряду с формационным подходом к решению  вопроса о соотношении государства  и социально-экономического строя  широко применяется и другой, получивший название цивилизационного подхода.

Понятие «цивилизация» утвердилось  в европейской науке в эпоху  просвещения и с тех пор  приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными запада и востока. В своих исследованиях они опираются на труды крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М.Зингер.

В самом общем виде понятие  «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

Информация о работе Понятие государства