Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:30, реферат
Целью моей работы является, дать определение понятию государства, изучить типологию государств, подходы её исследования.
Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.
Введение____________________________________________________3
1 Понятие государства_________________________________________5
1.1 Природа государства_______________________________________5
1.2 Элементы государства______________________________________5
2 Типология государств________________________________________8
2.1 Проблема типологии государств_____________________________8
2.2 Подходы к типологии государств_____________________________9
3 Типы государств согласно формационной теории_______________13
3.1 Рабовладельческое государство_____________________________14
3.2 Феодальное государство___________________________________15
3.3 Буржуазное государство___________________________________16
3.4 Социалистическое государство______________________________17
4 Типы государств согласно цивилизационной теории_____________18
4.1 Место государства в первичной цивилизации_________________19
4.2 Место государства во вторичной цивилизации_________________20
5 Современная теория государства______________________________21
Заключение_________________________________________________26
Список используемой литературы______________________________28
3. Разнородность культур
– во времени и пространстве
– позволяет понять, почему некоторые
типы государств, соответствующие
одним условиям, останавливались
в развитии в других условиях.
В сфере государственной жизни
особое значение придается
Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.
В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, индийская, эгейская и др.). Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно- европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
4.1 Место государства в первичной цивилизации
Существуют различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся:
1) в отношениях между обществом (государством) и природой,
2) в межгосударственных отношениях,
3) в их взаимоотношениях с обществом.
Для типологии государств
с точки зрения цивилизационного
подхода наибольший интерес представляет
классификация цивилизаций по уровню
их организации. Предполагается делить
цивилизации на первичные и вторичные.
Государства в первичных и вторичных цивилизациях
резко отличаются друг от друга по своему
месту в обществе, выполняемой роли и социальной
природе.
Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.
4.2 Место государства во вторичной цивилизации
Вторичные цивилизации –
это западноевропейская, североамериканская,
восточноевропейская, латиноамериканская,
буддийская и др. Здесь проявилось
отчетливое различие между государственной
властью и культурно-
Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть - служение, должное следовать идеалу, и поэтому вторична.
5 Современная теория государства
Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав – эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства. Как известно, положение о том, что «человек – мера всех вещей» выдвинул философ Протагор. Его смысл: оценку деятельности государства можно давать только в сопоставлении с качеством жизни отдельного человека.
«Человеческое измерение» – это не лозунговая категория, а вполне конкретное направление в определении прогресса государственности, измеряемое набором и качеством прав и свобод, другими условиями жизни человека. Причем человек – это не абстракция, а вполне реальная личность, более конкретная, чем те «классы» с их отношением к средствам производства, к собственности, которые населяют формационную теорию.
В современной теории государства
проявляется конкретный критерий прогресса
государственности. Борьба за качество
жизни наполняет реальным смыслом
существование многих коллективных
образований, конкретных личностей. К.
Поппер отмечает, что три века назад
началось движение за преобразование
общественной жизни, наполненное гуманистическим
смыслом, для того, чтобы построить
открытое общество, отвергающего абсолютный
авторитет традиционного
Действительно, наряду с экономикой,
факторами, определяющими развитие
государственности, является характер
идеологии, социокультурные параметры
общества, уровень духовности народа,
его традиции, национальный характер,
географическая среда, международное
окружение и т.д. Именно из этого
исходит цивилизационный подход
к возникновению и развитию государства
вообще и социалистического
Формационный подход трактует
социальную историю как процесс
развертывания логического в
историческом , таким образом определяя
для него единое основание – способ производства
материальных и духовных ценностей. С
этой точки зрения, цивилизационный подход
представляется процессуальным.
Представляя собой, по мнению ряда авторов,
собирательное понятие, он означает ряд
связанных между собой и вместе с тем относительно
самостоятельных организационных парадигм.
Так, с позиций общетеоретической парадигмы,
цивилизация представляется как особый
вид конкретного общества, основными признаками
которого выступает наличие государственности
и гражданского состояния. Философско-антропологическая
концепция, являющаяся ядром цивилизационного
подхода, позволяет наиболее наглядно
представить принципиальное различие
формационных и цивилизационных исследований
действительности. Если формационный
подход исходит из познавательной модели
сведения индивидуального к социальному
и его особенностью выступает исследование
общественных структур, то цивилизационное
видение предполагает иную модель – сведение
социального к индивидуальному и его императивом
является ориентация на исследование
человека, его внутреннего мира и системы
ценностей.
Характеристики двух основных
исследовательских позиций
Даже если представить весь процесс развития человечества в виде цивилизионных волн, то все-таки встанет вопрос о том, в какую волну войдет вся имеющая место в современной науке цивилизационная триада? Она войдет в поле действия двух соприкасающихся волн: биологического уровня развития и поля разума. Если их воздействие можно принять за нулевой, то весь промежуток между импульсами их воздействия предстанет перед исследователем как переход от первого ко второму.
В отмеченных границах возможно выделить три градации. Первая система отсчета строится на этонологических подходах, где доминантой является кривая этногенеза; на втором уровне преобладает социальная диагностика, так как его границами может быть описана вся социальная история. Цивилизация как основа новой формы существования уже единого человечества, взятого в единстве материального и духовного, представляет собой одетое в социальные формы русло этнической реки, истоки которой покоятся в биологии, а устье – вход в «царство разума» - Ноосферу. Это и является третьим уровнем.
Бытующая ныне точка зрения на исследовательское поле цивилизационного процесса рождает и соответствующие ему футурологические прогнозы.
Так, Ф.Гегель находит совершенство истории как завершение ее духа в модели организационной структуры прусского государства. Маркс рассматривает капитализм как заключительную стадию социальной истории. О.Шпенглер описывает цивилизацию как конец культуры. Дж. Тойнби высказывает гипотезу, в которой Запад раскрывается как завершающий процесс истории цивилизации. П. Сорокин предрекает конец действия чувственной и переход к состоянию идеальной культурной суперсиситемы. К. Ясперс трактует современность как начало нового предосевого времени. К. Поппер представляет западный путь в качестве завершения состояния «закрытых» общественных систем. С. Ханнингтон считает наше время началом цивилизационного разлома.Э. Вайнштейн угадывает в предельном насыщении современного капитализма конец любой развивающейся системы. А. Тоффлер подает теорию трансенции как конец и начало фаз аутентичных форм человеческого существования. Л.Н.Гумилев подсчитывает предельные сроки существования этносов (границы этногенеза). Р. Фукуяма прямо говорит о наступлении конца истории.
В настоящее время говорят об информационном подходе к изучению типов государств. Он был сформирован на основе теории Юнга о типах личностей.Возникла гипотеза, согласно которой типология стран может описываться понятиями типологии Юнга. Однако нечеткость типологического описания ввиду его психоаналитической ориентации не позволяла адекватно описывать типы наций или этносов и их особенности. Ситуация резко изменилась с развитием соционики и ее моделирующего аппарата. Так возникла этносоционика.
Все процессы, происходящие
в обществе, можно представить
в виде производства, циркуляции, обработки
и распределения информации. При
этом формула К.Маркса, гласящая, что
эпоха характеризуется способом производства,
заменяется следующей: эпоха или социально-экономическая
формация или стадия развития общества,
цивилизации характеризуется способами
и формой получения и циркуляции информации
в обществе. При этом информационная структура
общества находится во взаимнооднозначном
соответствии с методами получения этой
информации, ее специфической
(вещественной) формой и характером циркуляции
в обществе как структурированной психоинформационной
системе. С этой - кибернетической - точки
зрения, все общества или живые системы
подобны. Различие заключается лишь:
1. в характеристиках
2. в инвариантах или
структурах систем переработки
информации. Это не что иное, как
информационная структура
Таким образом, информационный подход объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое — структуру этноса или государства, которые описываются моделями интегральной соционики. Такая точка зрения дает возможность объяснить, почему развитие общества с ростом информации в нем движется к более информационным технологиям и промышленное общество уступает место информационному. Количество информации растет с усилением точности и степени дифференцированности регулирования и управления технологическими и энергетическими процессами.
Заключение
Я изучил проблему типологизации государств согласно двум подходам – формационному и цивилизационному.
Как объясняет формационный
подход, любое общество находится
в рамках определенной общественно-экономической
формации и включает два основных
и неравнозначных по характеру компонента.
Первый - экономический базис, состоящий
из системы производственных отношений
и, прежде всего, отношений собственности.
Второй - надстройка, куда относятся
общественное сознание, мораль, право,
государство, религия и наука. В
общественно-экономической
Последовательное развитие
производительных сил общества (орудий
труда, трудовых навыков человека) приводит
к изменению формы
Первый исторический тип
государства –