Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 00:08, реферат
В большинстве своем люди живут сообща и поэтому постоянно контактируют между собой. Но просто совокупность людей еще не является обществом, для данного понятия необходимы следующие условия:
• Совокупность людей, объединенных сознанием.
• Постоянные общие потребности и интересы, удовлетворение которых требует их совместных усилий.
Введение_____________________________________________________ 3
Понятие государства___________________________________________ 4
Признаки государства и их общая сущность_______________________ 9
Функции государства __________________________________________12
Механизм государства_________________________________________ 18
Формы государства____________________________________________24
Заключение.
Основными органами государства являются законодательные, исполнительные и судебные, действующие в разных формах, в разных стpуктуpах, решая стоящие перед ними задачи. В частности, в России государственную власть осуществляют Президент, Федеральное собрание, Правительство и суды.
Правовые начала. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно существовать, руководить обществом и его членами. Наличие правовых форм организации общества присуще именно государству. Только оно вправе издавать законодательные акты, являющиеся обязательными для всего населения страны, всех организаций. При этом реализация установленных требований может осуществляться государством при необходимости, в том числе с применением методов принуждения, с помощью специальных органов (например, правоохранительных).
Суверенитет. Государство представляет собою суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества. Суверенитет государства - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права. Т.е. это собирательный признак государства, он выражается в:
Для решения стоящих перед обществом задач органы государственной власти взаимодействуют с негосударственными организациями.
В суверенитете находит свое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет управление обществом. В России носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Он осуществляет свою власть через органы государственной власти. В ходе референдума суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. В этом случае народ сам решает основные вопросы государственного и общественного развития, определяет состав его органов и политику, т.е. решает свою судьбу.
К понятию государственного суверенитета примыкает понятие «национальный суверенитет». Последний проявляется, прежде всего, через имеющееся у нации право на самоопределение, вплоть до образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах (напpимеp, в федерациях) существует суверенитет не одной нации. Он осуществляется многонациональным государством в целом, с соблюдением интересов каждой из объединившихся наций.
В союзном государстве это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав государству, а в федерации - путем охраны автономии национальных государств. Но в любом случае многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета всего государства, выражающем как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них в отдельности.
Никто не может присваивать себе власть. Захват власти и присвоение себе властных полномочий преследуется по закону.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающее сущность и назначение государства в обществе.
Функции государства определяются в зависимости от задач, которые стоят перед государством на различных этапах его исторического развития и представляют собой средство реализации этих задач. (В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь идет в основном о целях и задачах государства.)
В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных проблем общественного развития и, прежде всего, в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется внутренним и внешним факторами. Функции государства охватывают его реальность в целом. Таким образом, функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности, нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.
Государственные функции имеют существенные признаки, которые отличают их от функций государственных органов, видов государственной деятельности:
1. Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в различных сферах общественной жизни.
2. Непосредственная связь между сущностью государства и его социальным предназначением, которая реализуется посредством соответствующих функций.
3. Направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение тех или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества.
4. Реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще в правовых) и особыми методами, присущими государственной власти.
В современной юридической науке функции государства подразделяются по объектам и сферам государственной деятельности, по способу государственного воздействия на общественные отношения, по территориальному масштабу. По продолжительности действия отличают постоянные и временные функции. Одной из основных классификаций функций государства является их разделение на законодательную, исполнительную, судебную, то есть по принципу разделения властей.
Жизнь любого современного общества проходит в двух основных областях: внутри страны и на международной арене. В этой связи, сегодня общепринята классификация на внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функции – это основные направления государства по управлению внутренней жизнью страны.
Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых товаров, в регулировании работы различных субъектов хозяйственной деятельности, строительство инфраструктуры (дорог, мостов, плотин, транспортных, энергетических, информационных и других систем), выработке программ экономического развития и т.п.
Государство должно создать правовые основы рынка, т.е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов различных форм собственности, действующих на рынке. Также государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.
Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления или гармонизации различных социальных групп. Проведение референдумов, плебесцидов, выборов, позволяет государству определить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять как бы срез общества. В РФ Государственная Дума формируется в основном по партийным спискам. На всенародных выборах партии должны преодолеть 5% барьер. В итоге по результатам выборов в Государственной Думе РФ заседают несколько партий, а те партии, за которые проголосовало менее 5% населения, остались без депутатских мандатов. Т.е. мы получаем тот Парламент, за который часть населения не голосовала и соответственно изначально встаёт вопрос о легитимности Парламента. Далее, государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведёт правотворческую деятельность и официально представляет всё население страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.
Социальная функция. Её выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т.п. Государство в законодательном порядке устанавливает: минимальный уровень оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным. В государственном бюджете РФ предусмотрено выделение запланированных средств на здравоохранение, культуру, образование и просвещение. Всё это, позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующие их развитию. Однако и в этом деле нужна осторожность: социальная политика проводится за счёт налогов и сборов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они высоки, то у предпринимателей пропадает стимул работать. Население может деградировать. Нельзя также обеспечивать социальное регулирование по принципу уравниловки, т.к. это не обеспечивает прогресс общества.
Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка – эта деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить:
Борьба с правонарушениями – очень важная сторона правоохранительной деятельности государства. Она ведётся с помощью всей системы правоохранительных органов. В настоящее время, действия этой системы не дают отдачи и преступность не снижается, правящая элита должна подумать над тем, эффективно ли она управляет обществом.
Экологическая функция в силу своей значимости выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество в связи с экстенсивной эксплуатацией природы и природных ресурсов, поставило себя в условия возможности полного уничтожения. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранное законодательство, которое чётко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, крупных штрафов, и заканчивая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды).
Дополнительные функции: строительство дорог, обеспечение национальной безопасности, ирригационных мелиорационных и иных общественных систем, транспортная функция, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.
Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится всё более взаимосвязанным.
Функция обороны всегда имела первостепенное значение во все времена. Международные организации берут на себя регулирование территориальных претензий и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. Не смотря на это, даже развитые страны, накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары.
Современный мир не стабилен. Примером того служит вооруженная агрессия военного альянса НАТО, без мандата ООН, против Югославии. Данные действия альянса является довольно опасным прецедентом в международном праве.
Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования они используют. Нормальные добрососедские отношения – это тот минимум общения на международной сцене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.
Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно – финансовых связей. Экономическое сотрудничество эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕС, СНГ, Лига арабских государств и т.д.), а также между странами с единой валютой (евро).
1) Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. ООН является основным международным органом, координирующим политические интересы существующих государств. Также Совет Безопасности – постоянный орган ООН занимается вопросами политического урегулирования конфликтов. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств и др.).
2) Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних договорах между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международный шахматный клуб, Олимпийский комитет и др.). В ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО (образование, наука и культура).
3) Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержка мира, контроль над нераспостранением двойных технологий, проведение демографической политики и др.).
Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международных правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и религиозные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.