Понятие государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Государственное управление – это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства на общественные процессы, отношения и деятельность людей. Государственное управление – разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства.
Субъекты целенаправленных, организующих и регулирующих воздействие – государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами развития государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Понятие государственного управления …………….………………………5
2. Субъект и объект государственного управления ….…………………….…9
3. Государственное управление как система………………………………..…12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….16

Файлы: 1 файл

КРУЧИНИН.docx

— 30.99 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Теория государственного управления»

на тему: «Понятие государственного управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. Понятие государственного управления …………….………………………5

2. Субъект и объект государственного управления ….…………………….…9

3. Государственное управление как система………………………………..…12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…14

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Административное  право представляет собой одну из сложнейших и наиболее масштабных отраслей российского права. Это обусловлено  специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его  нормами. Административное право, будучи неотъемлемой частью системы российского  права, соотносится с ней как  часть и целое и тесно связано  с другими отраслями российского  права, такими как конституционное, гражданское, трудовое, финансовое, уголовное  и др.

Государственное управление – это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Государственное управление – разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства.

Субъекты  целенаправленных, организующих и регулирующих воздействие – государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами развития государства. Государство как мозговой центр  дает импульсы  - приказы государственному управлению – своего рода «нервной системе» общественного организма. Государственное управление опирается на властные полномочия и предоставляет собой реализации государственной власти, которая распространяется на все общество.

Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления -  решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, не отдельных граждан и социальных групп.

Комплекс  методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические, но и принуждение  с помощью сил правоохранительных государственных органов. Государственная  власть и управление в источнике  имеют  правовую и политическую обусловленность, а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего и средствами принуждения.

В широком  смысле государственное управление как система означает непосредственное осуществление государственной  власти: принятие политико-государственных  решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности  и правосудия. Субъектом государственного управления выступают законодательные  органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры.

 

1. Понятие государственного управления.

Права и свободы человека признаны высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства. Статья Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного управления.

Государственное управление становится правомерным  и подзаконным по мере того, как  законодательная функция различается  и обособляется от задачи государственного управления. Признавая право регулятором  публичных отношений, возникающих  между органами власти и обывателями, государственная власть этим самым  нисколько не ограничивает себя в  своей законодательной функции. К определению понятия «государственное управление» можно подходить с разных точек зрения. Иногда управление определяется как такая государственная деятельность, которая не является ни правосудием, ни законотворчеством. Классическая же дефиниция определяет управление как деятельность государства или других субъектов государственной власти, которая осуществляется вне границ законотворчества и правосудия. Это так называемое негативное определение государственного управления выделяет и связывает воедино такие явления и институты, как государственное управление и правительство в качестве исполнительного органа единой государственной власти и органов местного самоуправления, реализующих в определенном объеме функции государственного.

Государственное управление представляет собой чрезвычайно  сложную динамическую систему, каждый элемент которой передает, воспринимает и преобразует регулирующие воздействия  таким образом, что они упорядочивают  общественную жизнь. Системность государственного управления обеспечивает достижение поставленных задач и качественное осуществление  управленческих функций, ибо она  связывает в единое целое с  помощью управляющего воздействия  субъектов и объектов управления. Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание — целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения для упорядочения, организации соответствующей системы и оказания на нее регулирующего влияния, т. е. обеспечения ее должного функционирования и возможного изменения. Необходимо отметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, т. е. властным характером используемых в процессе управления методов и средств. Три обязательных свойства государственного управления:

1) управленческое  воздействие опирается на силу  государственной власти;

2) распространенность  государственного управления на  все общество;

3) системность.

Государственное управление призвано осуществлять исполнительную власть. С организационной точки зрения государственное управление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления на объекты управления. Более конкретно — это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления  на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.

Теория  административного права выработала два подхода к определению  государственного управления.

1.  Государственное  управление в широком понимании  — это регулирующая деятельность  государства в целом. Государственное  управление в широком смысле  характеризует всю деятельность   государства   по   организующему   воздействию   со стороны специальных  субъектов права на общественные  отношения. Функции государственного управления в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти.

2.  Государственное  управление в узком понимании  — это административная деятельность, т. е. деятельность исполнительных  органов государственной власти  на уровне как Российской Федерации,  так и ее субъектов. В административном  праве понятие государственного  управления рассматривается в  узком понимании.

Государственное управление в узком смысле — это  практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных  органов исполнительной власти (федеральных  министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных  надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам, реализующим  функции управления, относится и  местная администрация, ее органы и  структурные подразделения. Все  эти органы специально созданы для  осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного (или муниципального) управления. В их деятельности с  наибольшей полнотой проявляются черты, присущие управлению как особому  виду государственной деятельности.

Понятие государственного управления включает важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются  в управленческих отношениях:

- государственная  управленческая деятельность —  это осуществление субъектами  исполнительной власти, а также  иными звеньями государственного  управления (государственными служащими  и должностными лицами) функций  государственного управления;

- область  государственного управления —  это сгруппированные по признаку  основного назначения отрасли  государственного управления (управление  экономической сферой, управление  в социально-культурной и административно-политической  областях);

- отрасль  государственного управления —  это система звеньев органов  управления, объединенных общностью  объекта управления (управление  промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством). Разнообразие функций государственного управления обусловливает и наличие многочисленных и разнообразных отраслей и сфер государственного управления;

сфера государственного управления — это комплекс организационных  отношений по поводу осуществления  межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, метрология, государственная  статистическая отчетность, планирование). В этих сферах органы государственного управления осуществляют контрольно-надзорные  полномочия в установленных законом  масштабе и границах;

орган государственного управления (исполнительной власти) —  это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми  актами пределах, наделен соответствующей  компетенцией, имеет определенную структуру  и управленческий персонал.

Поскольку государственное  управление осуществляется и посредством  принуждения, то в качестве субъектов  управления можно выделить организации, не относящиеся к органам исполнительной власти, которым делегированы соответствующие  полномочия принуждающего характера:

 а) суды  общей юрисдикции при рассмотрении  дел об административных правонарушениях;

б) мировые  судьи, являющиеся судьями общей  юрисдикции субъектов РФ;

в) общественные объединения (организации) и другие субъекты, уполномоченные государством применять меры контроля, а также  выполнять важные государственно-управленческие функции.

 

2. Субъект и объект государственного  управления.

 

Субъект государственного управления – это органы государственной власти наделенные конституционными полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами и собственной деятельности государства. Опираясь на волю общества, выраженную в силе власти и закона, они разрабатывают и принимают государственные решения различных уровней, организуют их исполнение и контроль. В составе субъекта государственного управления – общественно-политические организации и объединения, которые участвуют в разработке прогнозов и проектов решений политических программ, реализуемые государственными институтами. Субъекты государственного управления – институты политического руководства и политического управления, различающиеся по многим основаниям:

1. по видам  государственной власти. Это субъекты  исполнительной, законодательной и  судебной власти. Каждый из них  выполняет определенную функцию  в системе управления.  Разработка  и принятие представительными  органами законов – одна из  основных функций в системе  государственного управления. Закон  – инструмент государственной  власти и формальный регулятор  общественной деятельности и  взаимоотношений членов общества  между собой и государством. Действенность  законов – в их исполнении. Субъект исполнительной власти  сочетает властную функцию с  управленческим действием. Например, правительство призвано исполнять  законы, а также осуществлять  планирование конкретных, общественно  значимых видов деятельности, решений,  организацию их выполнения и  контроль. Наряду с властными  структурами в него входит  совокупность общегосударственных  органов политического руководства  и административного управления  хозяйственной деятельностью, народным  образованием, наукой, здравоохранением, культурой и д.р. Субъект судебной  власти осуществляет функцию правосудия посредством судопроизводства, которое является неотъемлемым элементов управленческого процесса.

2. по уровням  организации власти и управления  – это центральные, региональные  и местные органы власти и  управления, взаимоотношения между  которыми определяются установленным  разделением сфер деятельности (объектов  управления) и полномочий, т.е. прав  и обязанностей государственных  органов в отношении осуществления  тех или иных властных и  управленческих действий.

3. по сферам  деятельности – это субъекты  трех отмеченных уровней, осуществляющие  управление политическими отношениями,  экономической, социальной сферой, культурной жизнью, средствами массовой  информации, международными делами  и т.д.

Информация о работе Понятие государственного управления