Понятие государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 00:12, контрольная работа

Описание работы

Задачи данной работы:
Изучить понятие и сущность государственной власти
Ознакомиться с теорией разделения властей
Рассмотреть соотношение политической и государственной власти

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Понятие государственной власти. 4
1.1. Понятие государственной власти 4
1.2. Сущность государственной власти 5
Глава 2. Теория разделения властей в государстве. 7
2.1. Исполнительная власть 7
2.2. Законодательная власть 10
2.3. Судебная власть 11
Глава 3. Соотношение политической и государственной власти. 14
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Soderzhanie.docx

— 41.91 Кб (Скачать файл)

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления  законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления  президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

Является частным случаем символической власти6.

2.3. Судебная власть.7

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная.

Органы судебной власти от имени  государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет  соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый норма контроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее  РФ):

  1. осуществляется только судами;
  2. имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти.
  3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
  4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:
  • закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».
  • соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;
  • признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;
  • закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;
  • финансирования судей из федерального бюджета.

По действующей Конституции  РФ судебная власть осуществляется федеральными судами и судами субъектов РФ.

Функции судебной власти:

  • Правосудие.
  • Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.
  • Толкование правовых норм.
  • Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.
  • Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.

Высшие федеральные суды:

  • Конституционный Суд РФ, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента РФ);
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривающий

хозяйственные споры в области  предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных  актов, а также отдельные удостоверительные  дела, связанные с предпринимательской  деятельностью;

  • Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения этих коллегий об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О дисциплинарном судебном присутствии»).

Роль и место судебной власти в современной России.

Постсоветская Россия являет собой  пример государства, в котором до сих пор существует классическое разделение властей, но де-факто судебная власть в силу различных причин находится  в зависимости от власти исполнительной. Такая зависимость влечёт за собой  ряд негативных последствий как для экономики, так и для общества в целом, в связи с чем в стране время от времени возникают дискуссии о необходимости продолжения судебной реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Соотношение политической и государственной власти.

Государственная власть составляет ядро политической власти, но не исчерпывает  полностью ее содержание. Политическая власть включает в себя власть политических партий, общественных организаций, союзов, лидеров и т.д. Политическая и  государственная власть во многом совпадая, не тождественны. Полем деятельности государственной власти в первую очередь является государство и его органы. Гражданское общество регулируется в государстве в значительно меньшей степени. Полем деятельности политической власти, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Государственная власть реализуется государственным аппаратом и его подразделениями. Политическая власть- посредствам государственного аппарата, а так же через деятельность политических партий и общественных организаций. Государственная власть может издавать законы обязательные для всего населения, и в случае необходимости легитимно прибегнуть к использованию силы, чего лишены другие субъекты политической власти.

Можно говорить, что государственная  власть — всегда политическая, но политическая власть не всегда государственная. Кроме  того, государственная власть обладает признаками, присущими только ей.  

Политическая  власть, как правило, получает свое выражение в государственной  власти. Лишь в редких случаях бывают другие формы политической власти. Политической (но не государственной) властью была власть Советов в  условиях двоевластия в феврале  – июле 1917г. в России (она стала  государственной в результате революции  в октябре 1917г.).

В завершение следует заметить, что  политическая и государственная  власть имеют много общего. Помимо общего источника в лице многонационального народа оба вида власти имеют публичный  характер, общие цели — управление делами общества и государства и  близкие по характеру методы их реализации. В демократическом правовом государстве  они реализуют волю своих субъектов в рамках, установленных законом. Однако условия формирования в Российской Федерации такого государства, становление в ней гражданского общества ставят правовую науку перед необходимостью глубже исследовать институты политической и государственной власти, четче разграничивать эти понятия, "разводить" их содержание.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, мы рассмотрели понятие государственной власти и ее сущность. Выявили, что государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны.

В начале работы мы поставили перед  собой самые основные задачи данной курсовой работы. Первое- изучить понятие и сущность государственной власти. Самое точное определение государственной власти, которое можно сделать как вывод нашей выше поставленной задачи, это — способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле. Мы выделили пять основных признаков государственной власти, которые описываются более подробно в п.1.2. курсовой работы.

Второе- ознакомится с теорией разделении властей. В моей курсовой я решила рассмотреть самые основные ветви власти- судебная, исполнительная, законодательная и ознакомилась с их содержанием и основными функциями.

Третье - рассмотрение соотношения  политической и государственной  власти. В ходе соотношения политической и государственной власти можно  сказать, что государственная власть стоит выше политической и занимается всеми сферами в государстве  и владеет большим преимуществом, нежели политическая.

 

 

 

Список литературы.


1. Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие,применение. Томск, 1988.

2. Байтин М. И. Государство и политическая власть. Саратов, 1979. Гл. III.

3. Комаров С. А. Общая теория государства и права. СПб., 2001

4. Комаров С. А., Мельников А .В . Теория государства и права. М., 2003

5. Маков Г. Н. Государство и политическая организация общества. М., 1974.

6. Мушинский В. О. Соотношение политики и права в регулировании социальных интересов // Сов. гос-во и право. 1988. № 2.

7. Дмитриев Ю. А. Соотношение понятий политической и Государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Гос-во и право. 1994. № 7.

8. Исаев И. А. Психологическая концепция власти Н. М. Коркунова // Сов. гос-во и право. 1989. №9.

9. Теория государства и права // под ред. Н. М. Марченко. М., 2002

10. Чиркии В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Гос-во и право. 1990. № 8.

 

 

1 УДК 342.565.2 /A.M. Барнашов

2 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник

http://ru.wikipedia.org/wiki/

4 Но при этом, исполнительная власть подзаконна, то есть зависит от законов.

5 http://ru.wikipedia.org/wiki/

6 Символическая власть — термин, введенный Пьером Бурдье для описания специфического типа власти в социуме. Бурдье описывает символическую власть как способность формировать или изменять категории восприятия и оценки социального мира, которые в свою очередь могут оказывать непосредственное влияние на его организацию.

 

7 http://ru.wikipedia.org/wiki/

8 Дмитриев Ю.А./ Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества

 

 


Информация о работе Понятие государственной власти