Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:05, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании вопросов, включающих в себя основные представления о понятии (термине) «государство».
Непосредственными задачами работы является изучение предпосылок возникновения термина государства, необходимости понимания его в различных аспектах, рассмотрение основных этапов его развития, и исследование современного представления о данном термине.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
1 ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ГОСУДАРСТВО»……...5
1.1 Понимание государства в различных аспектах…………………...10
1.2 Государство как факт………………………………………………..10
1.3 Государство как состояние……………………………………….....11
1.4 Государство как народ………………………………………………12
1.5 Государство как властитель или власть……………………………12
1.6 Государство как естественный организм…………………………..13
1.7 Государство как коллективное или союзное единство……………13
1.8 Государство как правовой феномен…………………………………14
1.9 Государство как социологическая общность………………………15
2 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЕГО РАЗВИТИЯ…………………………………………………………………...17
3 СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА…………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………28
- Государство как факт;
- Государство как состояние;
- Государство как народ;
- Государство как властитель или власть;
- Государство как естественный организм;
- Государство как коллективное или союзное единство;
- Государство как правовой феномен;
- Государство как социологическая общность;
Государство есть нечто фактически данное, т. е. не абстракция, не простой продукт мышления. Учение о реальности государства еще ничего не говорит нам о том, каковы те факты, которые называются государствами, физического они характера, или психологического, или того и другого, и следует ли представлять себе государство как субстанцию или явление. Одним из подвидов этого учения является теория естественного бытия государства, которая представляется уже несколько более определенной, поскольку она противополагает юридическую сторону государства его естественному бытию. Это естественное бытие по общему правилу представляют себе, однако, как объективное, развивающееся лишь в мире внешних объектов, но не во внутреннем мире человеческих индивидов; эта теория страдает поэтому той же неясностью и поверхностностью, как и теории, рассматривающие государство как факт.13
Здесь рассмотрим государство как состояние, а именно состояние властвования. Более подробно этот феномен рассматривает теория, конструирующая государство как отношение властвования.
В рассматриваемой теории, состояние в действительности представляется бесконечным множеством волевых отношений, которые никогда не суть что-либо только объективное, что оно не есть нечто конкретное, а является абстракций из бесчисленных индивидуализированных волевых отношений. Однако, по отношению к государству имеется определённое необозримое множество стоящих рядом друг с другом и следующих друг за другом отношений властвования: сколько людей, подчиненных власти, столько состояний властвования, и даже отношение одного властвующего к одному подвластному индивидууму собственно состоит из целого ряда отдельных проявлений власти. В связи с этим можно говорить об одном целом, то есть можно сказать, что при объединении множество волевых властных отношений, нам и представляется государство.14
Государство тождественно с составляющими его людьми, — кажется с первого взгляда едва ли не само собою понятным, поэтому отождествление государства и народа относится к древнейшим теориям государства. Оно положено в основу воззрений, популярных у народов древности; оно играет значительную роль в средневековом учении о государстве, причем народ нередко рассматривается как источник всякой государственной организации. На нем основано затем новейшее учение о народном суверенитете. Влияние такого отождествления сказывается еще в новейшее время в учении о рои-voir constituant, согласно которому полномочия государственной власти могут исходить только от народа, в котором все функции этой власти уже заключаются в потенциальном состоянии.15
Государство и народ объединяет, то что воля народа это и есть воля государства. Следовательно государство и народ тождественны.
Наиболее резко это отождествление государства с властителем выражено у Гоббса, по которому договор об основании государства подчиняет объединенный в силу этого договора народ князю или властвующей коллегии, вследствие чего общая воля переносится на властителя. Гоббс хотя и признает государство коллективным лицом, но последнее является лишь внешним объектом, на котором осуществляется власть правителя. Вся государственная сила и все публичное право сосредоточиваются в руках власти. Французская теория абсолютизма, как ее формулировал Bossuet, высказывает прямо, что все государство заключено в лице властителя, растворяя таким образом народ в князе и тем превращая последнего в неземное существо. В XIX столетии L. v. Hatter первый выставил эту теорию в обновленное виде, утверждая, что князь даже во времени предшествует государству и что народ есть создание князя. В новейшее же время старая теория государства как властителя вновь была выдвинута, чтобы обосновать реалистическое воззрение о государстве.16
Данное представлении о государстве нам говорит органическая теория государства. И данная теория рассматривает государство как органическое образование в физическом смысле, имеющее свое самодовлеющее, независимое от индивидов и управляемое естественными законами.
Сюда должны быть отнесены и те учения, которые хотя и оттеняют духовно-нравственную сторону государства, но, однако, придают ему и внешний образ по аналогии с естественным организмом. В частности, сюда относятся антропоморфические теории, рассматривающие, по примеру Платона, государство как человека в увеличенном размере. Все эксцессы, в которых упрекали органическое учение о государстве, проистекают из этого грубочувственного представления об организме. Критически оно должно быть рассмотрено не отдельно, а в связи со всем органическим учением о государстве.17
Что государство представляет длящийся, единый союз людей и есть поэтому общность, (Gemeinwesen), — утверждалось уже издавна. Категории, через посредство которых выработалось это представление, — Koivcovia, societas, respublica, coetus — являются вес продуктом античного мышления. В древности исследуются, однако, существенно лишь цели союза; вопрос о структуре союза — если не говорить об органологических аналогиях — отступает совершенно на задний план. В общем, однако, естественное право мыслит людей в государстве как "unio", т. е. объединение многих в одно единое целое.18
Идея коллективного единства, более или менее ясно выраженная, положена в основу воззрений большинства новейших государствоведов о социальной природе государства.19
Но наиболее подробно разработал теорию коллективного единства Gierke. По его теории государство является союзом, объединенным прочной организацией и длящейся целью, отличным от отдельных индивидов единством, которое несмотря на то существует только во множестве индивидов и через посредство этого множества. Затем различие между общностью и юридическим лицом ясно проведено у Bernatzik'а, признающего общность возможным субстратом юридического лица . Далее, Нае-nel отличает государство как корпоративный союз от государства как юридического лица. Единство корпоративного союза имеет, по НаепеГю, особый характер. «Оно состоит только в том, что множество человеческих индивидов духовно связаны общей целью и эта духовная связь, которая сама по себе служит лишь выражением тождественного содержания воли участников, приобретает реальность через посредство воли руководящих органов и подчиняющихся членов».20
1.8 Государство как правовой феномен.
Государство может рассматриваться исключительно с "чисто юридических позиций". Оно может представляться как юридическое лицо, "правовой феномен", как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается при этом "лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком,". В силу этого с юридической точки зрения проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка. Государство при этом выглядит не иначе, как "такой образ действий и порядок поведения людей, которые мы обычно называем правовым порядком".21
При рассмотрении государства как юридического феномена предполагается, что "отношения между ними и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом". Это означает, по мнению Г. Кельзена, что государство, несмотря на то, что оно издает или санкционирует право, должно быть как и индивид "в своем поведении и действиях связано правом".22
1.9 Государство как социологическая общность
В данном аспекте государство должно рассматриваться как некая "социологическая общность", "социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности".
Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой является исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам. Фактически, замечает автор, "не существует таких государств, где все акты и действия (команды, подаваемые от имени государства) исходили бы первоначально от одного правительства. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур. В результате их деятельности всегда возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражала то, что называется социологическим государством".23
Рассмотрев государство в разных аспектах, мы все же не можем дать идеальное определение, т.к. есть и положительные и отрицательные качества. Так например, если рассматривать государство как властитель, то со смертью каждого данного властителя перестает существовать и государство. Рассматривая государство как народ, можно сказать, что зачастую воля народа не совпадает с волей государства. Следовательно, государство это не есть народ. Также можно найти и в отношении других аспектах.
И все же, изучая государство в разных аспектах, мы можем найти ту самую сущность государства, которая обществу будет ближе всего.
Определения государства мы встречаем уже у мыслителей древнейших времен. Так, например, Цицерон определял государство как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Аристотель видел в государстве сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан (государство — это средство, обеспечивающее политическую жизнь народа), также он определял государство как "самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся, и ни от кого другого не зависящих."24.
Гоббс назвал государство природным (естественным) телом, Кант считал, что государство — это объединение людей, подчиненных правовым законам. Гегель говорил о государстве как о «шествии бога в мире». Со временем характеристики государства углублялись, становились более широкими и точными.25
Выдающийся
мыслитель эпохи Возрождения Ни
Крупный французский мыслитель XVI столетия Жан Боден рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства".27
Известный английский философ XVI века Томас Гоббс — сторонник абсолютной власти государства как гаранта мира и реализации естественных прав определял его как "единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты".28
Создатель идейно-политической доктрины либерализма, английский философ-материалист Джон Локк (1632—1704) представлял государство как "общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы", то есть большинства граждан, "входящих в государство". Он рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.29
По-разному определялось государство и другими авторами — юристами, философами, социологами, жившими в более поздний период и вплоть до настоящего времени. В немецкой литературе оно определялось, например, в одних случаях как "организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью" (Р. Моль). В других — как "союз свободных людей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием" (Н. Аретин). В третьих же случаях государство рассматривалось как "естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка" (Л. Гумплович).30
В российской литературе разных периодов можно найти также различные определения, в соответствии с которыми государство как "объективный факт нашей планеты" представляется, например, в виде "социального явления кооперативного выполнения за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни..." (А. Паршин). Государство определяется и как "организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенною волею, достойными и мужественными поступками" (И. Ильин)31. Оно рассматривается также как "союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти" (И. Хвостов); как объединение людей, "властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории" (Е. Трубецкой); и т. д.32
Известный русский юрист Н.М. Коркунов считал, что государство — это общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми33. В этом определении видится развитие понятия государства, высказанного еще Цицероном. Близко к этому и определение государства, данное русским юристом В.М. Хвостовым: государство — одна из форм человеческого общения, один из видов общественных союзов; государство — это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной власти.34