Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:05, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании вопросов, включающих в себя основные представления о понятии (термине) «государство».
Непосредственными задачами работы является изучение предпосылок возникновения термина государства, необходимости понимания его в различных аспектах, рассмотрение основных этапов его развития, и исследование современного представления о данном термине.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
1 ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ГОСУДАРСТВО»……...5
1.1 Понимание государства в различных аспектах…………………...10
1.2 Государство как факт………………………………………………..10
1.3 Государство как состояние……………………………………….....11
1.4 Государство как народ………………………………………………12
1.5 Государство как властитель или власть……………………………12
1.6 Государство как естественный организм…………………………..13
1.7 Государство как коллективное или союзное единство……………13
1.8 Государство как правовой феномен…………………………………14
1.9 Государство как социологическая общность………………………15
2 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЕГО РАЗВИТИЯ…………………………………………………………………...17
3 СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА…………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………28
Весьма оригинальным и непохожим на многие определения государства в российской дореволюционной литературе было определение, предложенное Б.А. Кистяковским: государство есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своею собственной, самостоятельной и первичной, т.е. ни от кого не зависимой властью.35
И конечно же, наш Владимир Владимирович Путин, говорил: «Государство — это не нянька. Государство — это, прежде всего, аппарат принуждения, который создается для того, чтобы обеспечить равные условия для всех граждан страны, равные условия развития и достижения успехов36»
3 СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА
В настоящее время существует 193 государства, признанных большинством других государств. Из них в ООН входит 192 государства-члена.37 Так ли это на самом деле? Кто считает, что государство, а что нет? ООН? ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. Тогда как же быть? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны рассмотреть полное определение государства в современной науке.
И так, В.Н. Хропанюк: "государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны издает юридически обязательные веления, обладает специальным аппаратом управления и принуждения и обладает суверенитетом." 38
Алексеев: "государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны."39
А.Б. Венгеров: "государство - это властно-политически организованное общество, как ассоциация множества людей, подчиненных правовым законам, целостность которой создается публично-властными структурами, олицетворенными в соответствующих государственно-правовых институтах и отношениях."40
Но для представления государства достаточно лишь говорить об обязательных элементах государства: 1) народонаселении, в наши дни, как правило, составляющем нацию, 2) обособленной территории, 3) публичной власти, которой подчиняется это население, которая распространяется на эту территорию, - собственно, государственной власти.41
Также, под государством понимают аппарат государственной власти, государственный аппарат—политическое руководство (верховную, высшую власть), чиновничество, армию, полицию, суды и пр. Это, если угодно, государство в узком смысле. В конце концов, история любого государства есть в первую очередь история государственной власти.
Однако эти
определения нуждаются в
Таким образом, получается, что суверенитет делает государство государством.
Вместе с тем надо иметь в виду, что согласно современным представлениям государство либо учреждено его населением - нацией, либо им «переформатировано» по итогам революции, освободительной войны, реформ и что именно нация является носителем суверенитета, сувереном, источником и носителем власти. Нация реализует суверенитет на выборах, референдумах и т.п., и государственный аппарат в принципе подчинен и подотчетен ей.43
Выдающийся критик самой идеи суверенитета Жак Маритен писал о трех его очевидных значениях:44
1) государство
обладает абсолютной
2) государство принимает не подлежащие обжалованию решения, обладая «абсолютно высшей властью» («И эта абсолютная власть суверенного государства... над народом тем более неоспорима, что государство принимают за... персонификацию самого народа»);
3) государство реализует власть неподотчетно.
Спорить с маритеновскими определениями бессмысленно. Он лишь последовательно развил классические определения Жана Бодена и Жан-Жака Руссо.
Получается, что нужно либо объявлять суверенитет фикцией, фетишем, либо выделять формальный суверенитет, то есть декларацию, соответствующую теоретическому понятию, нормативно закрепленную и оформленную, признанную международным сообществом, и фактический суверенитет.
О фактическом суверенитете следует говорить как о претензии. Претензии политической организации на независимость, самостоятельность во внешних и внутренних делах и территориальное верховенство, признаваемой другими политическими организациями с аналогичными претензиями. Претензии, подтверждаемой наличием власти, которую поддерживает население, которая контролирует заявляемую территорию и эффективно управляет ею. Претензии, которая в полном (т. е. в описанном в теории) объеме никогда не реализуется и реализоваться не может, однако все равно должна отстаиваться всеми возможными и допустимыми способами. Претензии, выражающейся в том числе в провозглашении формального суверенитета и позволяющей добиться его официального признания. Претензии, в итоге дающей ту или иную степень автономии, т.е. ограниченной независимости, самостоятельности и верховенства.45
Из сказанного следует, что можно быть формально суверенным, а фактически не суверенным, и значит, формально считаться государством, а фактически таковым не являться. Единые всеохватывающие критерии здесь сформулировать трудно. Хотя, по-моему, никак не может идти речи о фактическом суверенитете, когда государство из-за своей бедности, интеллектуальной, технологической и инфраструктурной отсталости и т.д. пребывает в политической и экономической зависимости от других государств, международных организаций или транснациональных корпораций, а также когда значительная часть государственной территории оккупирована либо реально контролируется повстанцами или криминальными группировками. Можно использовать специальное понятие failed state («неудавшееся государство» или «государство-неудачник»). Под него подпадают многие африканские страны, в первую очередь Сомали, от которого осталось буквально одно название.
Невозможно говорить о государстве и в случае принудительного ограничения суверенитета согласно Уставу Организации Объединенных Наций, в частности, в ответ на развязывание войны или с целью ликвидации угрозы миру.
Государство до
тех пор действительно
Нельзя не отметить, что самый надежный способ претендовать на суверенитет - всячески вмешиваться в дела других государств (других политических организаций, претендующих на суверенитет), навязывать им свою волю. Тех, кто делает это систематически, и тем более тех, кто имеет «сателлитов», «клиентов», именуют державами. Те державы, которым удается диктовать другим державам, называют сверхдержавами.
Впрочем, для международного права и для права вообще, разумеется, имеет значение только формальный государственный статус, только формальный суверенитет. По сути, право не интересует, является ли государство таковым в реальности, его интересует только то, что официально оно признается государством другими государствами.
Единственное международно-правовое определение государства содержится в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств («Конвенции Монтевидео») 1933 г- Точнее, в ней сформулированы четыре признака государства:1) постоянное население; 2) определенная территория; 3) собственное правительство, т. е. власть; 4) способность к вступлению в отношения с другими государствами. 46 Последний признак толкуется как наличие официального признания государства другими государствами. Обычное международное право в данном вопросе склоняется считать «квалифицирующим» признаком членство в ООН.
В неофициальном разъяснении ООН о вступлении в нее в качестве государства-члена говорится: «Признание нового государства или правительства—это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения». ООН не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство. 47 Являясь организацией независимых государств, она может принимать в свои члены новые государства или принимать полномочия представителей нового правительства». Однако именно принятие в ООН окончательно конституирует формальный государственный статус, формальный суверенитет.
Известны случаи,
когда территориальные
Также нужно отметить, что в мире были и есть «несуверенные государства» — частично «делегирующие» свой формальный суверенитет другим государствам (во внешних, оборонных, судебных делах). Это либо мелкие европейские государства (Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино), либо бывшие колониальные владения Британской империи (Сент-Киттс и Невис и др.) и подопечные территории США (Микронезия, Маршалловы Острова и др.).
И так, без суверенитета и влияния других стран в нашем современном мире, государство не может быть таковым. А равно такому государству должно быть присуще другое название, которое будет отражать реальный статус на "международной арене".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая исследование такого сложного и многогранного института, как государство, подведем некоторые итоги.
Все попытки объяснить определение понятия "государство" не имеют однозначного ответа. Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.
Что касается признаков государства, то обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государство характеризуется следующими признаками:
- наличием публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);
- системой налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
- территориальным делением
населения (государство объедин
- связью с правом (государство
не может существовать без
права, так как последнее
- суверенитетом (присущее
государству верховенство на
своей территории и
Проблема возникновения государства остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Существует множество теорий происхождения государства и права. Ведущими теориями происхождения государства до XVII века являлись теологическая и патриархальная теория. В XVII-XIX вв. наибольшее распространение получили теория договорного происхождения государства и учение о государстве Гегеля.
В настоящее время наибольшее признание получили социально-экономическия (марксистская) теория происхождения государства, теория насилия, органическая теория, психологическая теория. Наиболее распространенной точкой зрения по вопросу происхождения государства является та, что на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества - государственность.
В заключении можно сказать одно, что вместе с научным прогрессом, мы получаем более полное, объективное, грамотное определение, понятия «государство», которое отражает всю реальность современного мира.