Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:05, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть Систематизацию законодательства и ее значение для совершенствования правового регулирования. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1.Понятие и назначение систематизации законодательства.
2. Виды систематизации законодательства.
3.Значение систематизации законодательства для совершенствования нормативно-правового регулирования.
Введение.
В современных цивилизованных
государствах имеется значительное
число нормативных актов, принимаемых
различными правотворческими органами.
Правотворчество не может остановиться
на определенном этапе, а все время
находится в движении, развитии в
силу динамизна социальных связей,
возникновения новых
Цель данной работы - рассмотреть Систематизацию законодательства и ее значение для совершенствования правового регулирования. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1.Понятие и
назначение систематизации
2. Виды систематизации законодательства.
3.Значение систематизации
законодательства для
Структура работы: работа состоит из введения, 3 параграфов, заключения, учебной и научной литературы.
При рассмотрении и изучении данной работы были использованы учебные и научные материалы следующих авторов: Марченко М. Н., Дмитриева Ю.А., Марченко М.Н., Головистиковой А.Н., Клименко С.В., Чичерина А.Л., Иванова А.А., Малько А.В.
1. Понятие и назначение систематизации законодательства
Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах — документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.
Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.
Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования — фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство).
Вертикальное (иерархическое)
строение отражает иерархию органов
государственной власти и нормативно-правовых
актов по их юридической силе. Во
главе системы нормативно-
Федеративное строение системы основано на двух критериях — федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации — республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).
Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).
Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельные формы правовой деятельности.2
1) Сбор государственными органами, предприятиям, фирмами и другими организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, организаций, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);
2) Подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства);
3) Подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);
4) Подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которых помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства).
2. Виды систематизации законодательства
Нормативные акты принимаются различными органами в разное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.
Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.
Выделяют такие виды систематизации, как:
Четко налаженный учет законодательства необходим, прежде всего, для квалифицированного применения правовых норм в повседневной практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм, объединений и т.д. Особую роль играет четкий и полный учет законодательства в деятельности судебных и прокурорских органов.
Кроме того, такой учет необходим:
В Российской Федерации обычно подлежат
учету федеральные законы, нормативные
указы Президента РФ и Правительства
РФ, акты федеральных органов
Основные принципы организации учета законодательства:
Различают следующие виды учета законодательства:
На карточках картотеки могут
быть зафиксированы либо основные реквизиты
акта (вид акта, его заголовок, дата издания,
источник официального опубликования),
либо полный текст такого акта, что представляется
более предпочтительным. Рубрики картотеки
определяются на базе выработанного заранее
словника или рубрикатора. Поиск соответствующих
карточек осуществляется как ручным способом,
так и в полуавтоматизированном либо автоматизированном
режиме (карточки с краевой перфорацией,
передвигающиеся полки и тиражирование
необходимых карточек и т.д.).
Преимущества картотечного учета проявляются
также и в том, что он обеспечивает возможность
оперативно вносить коррективы в карточки
в соответствии с последующими изменениями,
внесенными в помещенный на карточке акт.
Карточки в картотеке обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам. Наиболее удобен последний принцип, когда учет осуществляется путем расположения всех карточек в соответствующие разделы, подразделы, отделы, пункты и другие подразделения заранее разработанного и утвержденного классификатора, основанного на делении всего массива законодательства на отрасли, подотрасли, институты и т.д.
Ныне информационно-поисковой системой Консультант-Плюс разработан единый многоуровневый классификатор нормативных актов, принимаемых правотворческими органами Российской Федерации и ее субъектов, который может быть использован во всех органах и организациях, осуществляющих учет нормативных актов. К числу его несомненных достоинств следует отнести высокий уровень детальности по большинству разделов, широкий охват регулируемых законодательством проблем, активное применение многоступенчатого дробления рубрик;
В деятельности того или иного органа, учреждения могут сочетаться различные формы учета законодательства, взаимно дополняющие друг друга. Возможны, например, ведение журнального учета по хронологическому принципу вместе с созданием предметно-отраслевой картотеки либо картотечный учет и одновременное ведение контрольных текстов актов действующего законодательства. Такое сочетание разных форм учета способствует повышению эффективности справочно-информационной службы в области законодательства;
Во-первых, в компьютерные системы возможно заложить практически безграничный объем правовой информации. Это все законодательство страны (законы, указы Президента, постановления Правительства, все виды ведомственных актов), включая и нормативные акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, отмененные нормативные акты, проекты будущих законов, законодательство ряда зарубежных государств, важнейшие решения судебных органов, аннотации юридической литературы и т.д. и т.п.
Информация о работе Понятие и назначение систематизации законодательства