Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:05, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть Систематизацию законодательства и ее значение для совершенствования правового регулирования. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1.Понятие и назначение систематизации законодательства.
2. Виды систематизации законодательства.
3.Значение систематизации законодательства для совершенствования нормативно-правового регулирования.
Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации. Первый вид – это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап – создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов». Другой вид – это отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (гражданский, уголовный, трудовой кодексы и т.д.). Наконец, специальная (комплексная) кодификация - это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (налоговый, лесной, таможенный кодексы и т.д.).
Правовая система России
с самого начала должна создаваться
не как совокупность разрозненных актов
по узким вопросам, а как научно
обоснованная и взаимоувязанная
система кодификационных актов,
которые будут служить базой,
основой системы нормативных
актов. Они будут обеспечивать оптимальную
скоординированность между
В перспективе кодификационные
акты призваны быть основной правотворческой
и первую очередь законодательной
деятельности. Множественность и
фрагментарность законов, их узкая
тематика – это существенный недостаток
законодательства, и он будет становиться
все более очевидным по мере развития
и усложнения правовой системы, углубления
правового регулирования. Правда, динамика
социальных преобразований, необходимость
быстро, оперативно заполнять пустоты,
пробелы в действующем
В перспективе издание
кодификационных актов должно превратиться
в основную форму законотворчества.
Не следует растаскивать законодательное
хозяйство по отдельным кускам. Мельчить
нормативные акты. Основной путь преодоления
множественности нормативных
Генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем должно стать поэтапное осуществление его всеобщей кодификации. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, постепенно обновляя и укрупняя наше законодательство, создавая крупные кодификационные «блоки», которые не только отвечали бы задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущий кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности не расчленяя на части, можно было бы включать в более крупные кодификационные подразделения – кодексы, единые тома свода.
Подготовка и издание
так называемого «Кодекса законов»
(или «Кодекса кодексов») Российской
Федерации. Создаваемого на базе Свода
законов – единого
С течением времени в любой
правовой системе образуется значительное
число (иногда десятки и сотни) нормативных
актов, имеющих один и тот же предмет
регулирования. Предписания таких
актов зачастую повторяются, а иногда
содержат явные несогласованности
и противоречия. В связи с этим
возникает потребность
Консолидация – это
своеобразный вид правотворчества,
особенность которого заключается
в том, что новый укрупненный
акт не меняет содержание правового
регулирования, не вносит изменений
и новелл в действующее
В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта. Осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).
Мировая практика принятия укрупненных актов достаточно обширна. В Великобритании, например, издаются десятки актов такого рода, объединяющих акты парламента, принятые по одному и тому же предмету регулирования за все время его существования. В конце XIX в. английский парламент принял специальный закон о консолидации статутного права. Во Франции широко используются так называемые кодексы, объединяющие нормативные предписания по аналогичному вопросу. Изданы, например, такие консолидированные акты, как Кодекс дорог общественного пользования, Кодекс сберегательных касс, Кодекс морских портов и др.
Работу по созданию качественно новой правовой системы России, существенному обновлению всех основных сфер регулирования следует проводить таим образом, чтобы в будущем не возникла проблема ликвидации множественности тождественных нормативных актов, как на уровне Федерации, так и ее отдельных регионов. Задача объединения, укрупнения нормативных актов, обеспечивающая компактность правового регулирования, устранение пробелов, противоречий и неувязок между действующими нормами, была актуальна и ранее. Практика подготовки и принятия укрупненных консолидированных актов осуществлялась в прежние годы в сфере регулирования вопросов сельского хозяйства, налогообложения, административной ответственности и так далее. Так, в 1990 г. Президиум Верховного Совета СССР объединил в один акт 48 ранее принятых нормативных актов о служебных командировках.
Виды систематизации законодательства можно представить схематично:
Приложение №1
3. Значение систематизации законодательства для совершенствования нормативно-правового регулирования
Систематизация
В различные периоды развития
государства потребность в
Ныне темпы правотворческой
деятельности и в первую очередь
законотворческой деятельности в России
как никогда высоки. Создаются
сотни и тысячи новых нормативных
актов, существенно меняющих характер
и основные принципы правового регулирования.
Поэтому если сейчас не заниматься
упорядочением действующей
Заключение.
Реформа законодательства является важнейшей составной частью правовой реформы, столь необходимой России. Систематизация же нормативных актов, которая актуальна для любой развитой правовой системы, в российских условиях просто жизненно необходима.
В последние годы в России наблюдается бурное развитие законодательства. После принятия Конституции 1993 года резко активизировалась нормотворческая деятельность на региональном уровне. Ведомственное нормотворчество также имеет весьма существенный объем. C 1992 года введена процедура обязательной регистрации ведомственных правовых актов в Министерстве юстиции России. Только в 1995 году в Министерство юстиции России на рассмотрение поступило 400 ведомственных правовых актов, из них зарегистрировано и введено в действие 237.
Огромное количество правовых актов, принимаемых на уровне федеральных органов исполнительной власти, оказывает существенное влияние на ситуацию в таких сферах, как налогообложение, банковская деятельность, операции на валютном рынке, международные торговые операции. Причем многочисленные инструкции, директивные письма, телеграммы, приказы и иные ведомственные документы до сих пор остаются вне поля зрения органов, отвечающих за состояние юридической подсистемы общества. Подавляющее большинство этих актов принимается без какой бы то ни было координации, без соблюдения правил юридической техники, нередко противоречит друг другу.
Все эти факторы влияют и на экономику, причем сложившаяся ситуация не может быть решена путем традиционных работ по систематизации и кодификации действующего законодательства. Большинство правовых актов по своему содержанию являются комплексными и включают нормы, относящиеся к различным отраслям права. Поэтому в настоящее время даже простое составление перечня правовых актов, обеспечивающих ту или иную область деятельности, представляется весьма сложным.
Необходима система
Нормативный материал:
Список литературы:
1 Теория государства и права. А.Н. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. С.474.
2 Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 31
Информация о работе Понятие и назначение систематизации законодательства