Понятие и правовое регулирование Государственной границы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определение понятие и режима государственной границы РФ, а также правовых основ ее охраны.
Задачи работы: 1) определить понятие и режим Государственной границы; 2) определить полномочия государственных органов по охране Государственной границы; 3) выявить меры по совершенствованию законодательного обеспечения правовых режимов в деятельности по защите Государственной границы РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА РФ 5
1.1. Понятие и правовое регулирование Государственной границы РФ 5
1.2. Государственные органы в области охраны Государственной границы 8
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ 14
2.1. Проблемы правового обеспечения пограничного режима 14
2.2. Проблемы правового обеспечения режима в пунктах пропуска через Государственную границу 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Окончательны вариант.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Начиная с середины 80-х годов  ХХ века проблемы правового режима государственных границ и приграничных регионов привлекают внимание ученых и практиков. Обусловлено это глобализацией экономики, развитием межрегионального сотрудничества, кардинальными изменениями на карте мира. Государство обязано оказывать доминирующее влияние на развитие приграничных регионов, что в первую очередь должно найти выражение в создании соответствующей правовой основы, поскольку появление новых независимых государств на территории бывшего Советского Союза и неразвитость новой приграничной инфраструктуры привели к появлению связанных с этим пограничных и приграничных проблем и угроз.

Актуальность настоящей темы обусловливается  тем фактом, что важнейшим средством обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в экономической, политической, экологической, технологической, информационной и других сферах является эффективная защита Государственной границы РФ. Поэтому обеспечение государственной безопасности России в пограничной сфере, охрана, защита и укрепление государственных границ, обеспечение их неприкосновенности должно рассматриваться в качестве приоритетного направления и важнейшей сферы деятельности федеральных, территориальных органов государственной власти и органов муниципального управления в общей системе обеспечения национальных интересов и безопасности государства.

Цель работы – определение понятие  и режима государственной границы  РФ, а также правовых основ ее охраны.

Задачи работы: 1) определить понятие  и режим Государственной границы; 2) определить полномочия государственных органов по охране Государственной границы; 3) выявить меры по совершенствованию законодательного обеспечения правовых режимов в деятельности по защите Государственной границы РФ.

 

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА РФ

1.1. Понятие и правовое  регулирование Государственной границы РФ.

 

Государственные интересы требуют  обеспечения экономической и  политической безопасности, установления и поддержания такого правового  режима государственной границы, который  максимально защищал бы эти интересы. Но, как показывает исторический и зарубежный опыт, подобная государственная политика может привести к ослаблению и разрыву существующих экономических и политических связей, а на некоторых участках государственной границы в силу существующих национальных связей – и к серьезным социальным и межнациональным конфликтам.

Статья 3 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации»1 рассматривает охрану государственной границы как часть государственной системы обеспечения безопасности России и пограничной политики Российской Федерации. Защита государственной границы заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В целях защиты государственной границы перечисленные в Законе уполномоченные на то органы вправе использовать политические, правовые, дипломатические, экономические, оборонные, пограничные, разведывательные, контрразведывательные, оперативно-розыскные, организационные, таможенные, природоохранные, санитарно-эпидемиологические, экологические и иные меры.

Целью всех указанных в Законе о  границе мер является недопущение  противоправного изменения прохождения  государственной границы, обеспечение  соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границ, пограничного режима, защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Закон о границе регулирует порядок установления и обозначения государственной границы, порядок ее пересечения, определяет пограничный режим, разграничивает полномочия органов государственной власти и управления в сфере охраны государственной границы, устанавливает юридическую ответственность за правонарушения на границе.

Основная задача государственного управления в сфере обеспечения правового режима государственной границы РФ состоит в том, чтобы не узковедомственный, а общегосударственный подход определял деятельность различных субъектов обеспечения правового режима государственной границы РФ.

С учетом осмысления собственного опыта и комплексного анализа законодательной практики ведущих стран мира требуется разработка научно обоснованной концепции государственного управления в сфере обеспечения специальных административно-правовых режимов. Основой внимания к проблеме их формирования является механизм формирования и реализация стратегии государственной безопасности России, призванной обеспечить защиту национальных интересов страны от внешних и внутренних угроз за счет политических, экономических, военных, правовых, научно-технических и иных возможностей государства2.

За последнее десятилетие в  Российской Федерации был принят ряд «режимных» законодательных актов: Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»3, Федеральный конституционный закон «О военном положении»4, Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании»5, Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации»6; Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»7 и др. Принятие этих законов поставило науку административного права перед необходимостью серьезно заняться исследованием вопросов специальных административно-правовых режимов, поскольку специальный режим часто связан с ограничением прав и свобод граждан. С помощью международно-правовых режимов мировое сообщество решает наиболее глобальные проблемы безопасности (использование воздушного пространства, территориальных вод, космоса, международных проливов, эфира, отдельных территорий суши, противодействие радиационной, военной, экологической и другим угрозам). У России на этой общей основе возникают соответствующие обязательства и проблемы, появляется необходимость сообразовывать внутренние интересы со всеобщими принципами и международными договоренностями с учетом, разумеется, собственных государственных интересов и иных внутригосударственных факторов в сфере безопасности.

Несмотря на определенную взаимосвязь  и взаимодействие международных  и внутригосударственных режимов, группу административно-правовых режимов нельзя считать чем-то напрямую производным от международно-правовых режимов. Ведь основой административно-правовых режимов является суверенная концепция собственной безопасности, которая опирается на внутренние экономические, политические, социальные и иные факторы.

Таким образом, с проблемой формирования общегосударственной системы поддержания административно-правового режима государственной границы связана проблема нормативного правового обеспечения деятельности различных органов государственной власти, участвующих в обеспечении пограничной безопасности. Данная проблема актуализируется в связи с упразднением Федеральной пограничной службы и созданием пограничной службы ФСБ России. В этой связи необходимы разработка и принятие федерального закона «О пограничных войсках ФСБ России». Подобный законодательный акт не должен был бы дублировать имеющиеся нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения военной службы, а регулировал бы государственно-служебные отношения, связанные с выполнением пограничной службой возложенных на нее задач и функций в сфере обеспечения правового режима государственной границы РФ. Принятие такого закона позволило бы решить ряд вопросов, связанных с обеспечением пограничной безопасности, а также было бы промежуточным этапом на пути создания пограничной полиции.

1.2. Государственные органы  в области охраны Государственной  границы

 

Государственное управление в области  обеспечения государственной безопасности в соответствии с Конституцией РФ осуществляется высшими органами государственной власти, а также создаваемыми ими федеральными органами исполнительной власти.

Охрана Государственной границы  является неотъемлемой составной частью государственной системы обеспечения  безопасности Российской Федерации  и заключается в осуществлении политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер по недопущению противоправного изменения прохождения Государственной границы; обеспечению соблюдения юридическими и физическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу; защите на Государственной границе жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.8

Полномочия органов государственной  управления в сфере охраны Государственной  границы определяются действующим  федеральным законодательством, а  также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы представительной и исполнительной власти осуществляют общее руководство в сфере охраны Государственной границы РФ, определяют основные направления федеральной пограничной политики в соответствии с Конституцией РФ. Рассматривая компетенцию органов законодательной, исполнительной власти в сфере пограничной политики, следует учитывать, что в области приграничного сотрудничества федеральные органы исполнительной власти:

а) заключают международные договоры и соглашения;

б) устанавливают основные требования, предъявляемые к соглашениям о приграничном сотрудничестве;

в) устанавливают порядок осуществления  приграничного сотрудничества;

г) определяют порядок применения Таможенного тарифа Российской Федерации;

д) регулируют внешнеэкономическую  деятельность хозяйствующих субъектов на приграничной территории Российской Федерации;

е) представляют интересы России по вопросам приграничного сотрудничества в  международных организациях9.

В совместном ведении Российский Федерации и субъектов РФ находятся административное, административно-процессуальное законодательство (в частности, меры административного воздействия за правонарушения, связанные с охраной Государственной границы); режим пограничных зон.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти координируют деятельность субъектов Российской Федерации по регулированию приграничного сотрудничества; устанавливают порядок осуществления хозяйственной деятельности на приграничной территории; реализуют федеральные программы по вопросам приграничного сотрудничества.

Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности, санкционирует действия по обеспечению безопасности в различных сферах, в том числе и в сфере Государственной границы, реорганизует и упраздняет подчиненные непосредственно ему органы и силы обеспечения безопасности. Президент РФ формирует  и возглавляет Совет безопасности, который подготавливает решения Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности10.

В настоящее время ведется качественное обновление, как содержания, так и форм пограничной деятельности. Система пограничных органов Федеральной службы безопасности создается как структура оперативных подразделений по борьбе с различными видами угроз на границе, прежде всего трансграничной преступности.

В этой связи система управления приведена в соответствие с территориальным принципом организации деятельности. Уточнены функции Центрального аппарата, что позволило оптимизировать его структуру и на четверть сократить численность. После вхождения Пограничной службы в состав Федеральной службы безопасности устранены многие дублирующие звенья. В частности, проведены мероприятия по созданию единых систем связи, подготовки кадров, медицинского, авиационного и иного обеспечения.11

В настоящее время работа по реализации планов развития Пограничной службы вышла на второй этап – формирование пограничных управлений ФСБ России в приграничных субъектах Российской Федерации. Эти управления становятся основными территориальными пограничными органами со всей полнотой функций и ответственности за организацию охраны границы. Этому способствует наделение их функциями административно-хозяйственного управления.

Пограничные округа, которые существовали раньше в форме региональных пограничных  управлений, упразднены. В федеральных  округах созданы региональные управления, выполняющие в основном организационно-контрольные функции. В результате сокращено промежуточное административно-хозяйственное звено, а управление силами и ресурсами приближено к границе.

На базе пограничных отрядов  формируются районные (межрайонные) службы, которые освобождаются от функций обеспечения. Основные усилия в своей деятельности они сосредоточивают на противодействии трансграничной преступности в пределах приграничной территории и охране границы.

Организована работа по децентрализации  системы снабжения, передаче финансовых средств в пограничные управления и сокращению централизованных поставок. Это позволит передать руководителям пограничных органов реальные финансовые рычаги управления, вследствие чего не только сократится нагрузка на Центральный аппарат по распределению средств, но и будут созданы условия для сосредоточения всех его усилий, прежде всего, на вопросах охраны границы.

Совместно с Министерством транспорта организовано применение в охране границы  региональных систем безопасности мореплавания и управления движением судов. Опыт использования данных систем показывает, что их проектирование и развертывание целесообразно осуществлять с учетом интересов всех заинтересованных министерств и ведомств. Это значительно дешевле, чем создание множества ведомственных радиолокационных комплексов.12

Федеральное Собрание Российской Федерации  формирует законодательную базу в области пограничной политики и обеспечивает законодательное  регулирование отношений в сфере  охраны государственных интересов  на всей территории Российской Федерации. Среди функций законодательного органа РФ можно выделить:

1. осуществление законодательного регулирования организации управления пограничной службы ФСБ России;

2. установление основных принципов, основ деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пограничной политики;

3. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

4. рассмотрение правовых актов, касающихся статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации и т.д.

Информация о работе Понятие и правовое регулирование Государственной границы РФ