Понятие и правовое регулирование Государственной границы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определение понятие и режима государственной границы РФ, а также правовых основ ее охраны.
Задачи работы: 1) определить понятие и режим Государственной границы; 2) определить полномочия государственных органов по охране Государственной границы; 3) выявить меры по совершенствованию законодательного обеспечения правовых режимов в деятельности по защите Государственной границы РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА РФ 5
1.1. Понятие и правовое регулирование Государственной границы РФ 5
1.2. Государственные органы в области охраны Государственной границы 8
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ 14
2.1. Проблемы правового обеспечения пограничного режима 14
2.2. Проблемы правового обеспечения режима в пунктах пропуска через Государственную границу 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Окончательны вариант.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

4. Вопросы порядка получения, использования и охраны земель, нормы предоставления земель должны быть отражены в специальном постановлении Правительства РФ. Вместе с тем в Уставе Пограничных войск РФ (например, в разделе «Тыловое обеспечение»), в зависимости от применения конкретных средств охраны Государственной границы, размеры данных земельных участков должны конкретизироваться. Особую актуальность вопрос предоставления земель приобретает в связи с введением и развитием множества форм собственности на землю (прежде всего – частной собственности).

2.2. Проблемы правового  обеспечения режима в пунктах  пропуска через Государственную  границу

 

Пункт пропуска через Государственную  границу – это Территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Согласно п. 6 Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации29 пункты пропуска предназначены для обеспечения международных сообщений Российской Федерации с другими государствами.

Пункты пропуска классифицируются в зависимости от:

- вида международного сообщения на морские, речные, воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные;

- характера международного сообщения на пассажирские, грузовые, грузопассажирские;

- режима работы на постоянные, временные, сезонные.

Пункты пропуска могут быть многосторонними – для пересечения государственной границы физическими лицами независимо от их гражданства (подданства), а также двусторонними – для пересечения границы гражданами (жителями) Российской Федерации и сопредельного государства, в том числе в упрощенном порядке.

Решения Правительства РФ об установлении пунктов пропуска с указанием  их классификации публикуются в  официальной печати и при необходимости доводятся в установленном порядке Министерством иностранных дел Российской Федерации до дипломатических (консульских) представительств иностранных государств в Российской Федерации и заинтересованных международных организаций, дипломатических и консульских представительств Российской Федерации за рубежом.

В последнее время много говорят  об изменении лица российских рубежей. Граница должна объединять людей, а  не разъединять, быть прозрачной и способствовать развитию экономических отношений  между государствами, а также служить барьером для любых правонарушений и лиц, их совершающих. Эти мысли сегодня разделяют все. И работники Пограничной службы стараются, чтобы добропорядочные граждане, пересекающие рубежи России, не испытывали никаких затруднений, чтобы оформление разрешающих «въезд-выезд» документов не превращалось в волокиту. Но всегда ли удается этого достичь? К сожалению, нет. Что еще необходимо предпринять для того, чтобы навсегда исчезли в пунктах пропуска людские столпотворения и многокилометровые автомобильные очереди? Чтобы пропуск пассажиро- и грузопотока через границу носил поистине цивилизованный характер?30

Основная причина скопления  грузовых автомашин в пунктах  пропуска – огромный объем работ по оформлению документов на транспортные средства и перевозимые на них грузы.

Продолжительность операций по оформлению одной грузовой машины при условии  перевозки на ней груза одного лишь наименования и правильности заполнения всех документов, как правило, составляет до полутора часов.

А около 50% грузовых автомашин перевозят товары и грузы пяти и более наименований, соответственно и продолжительность таможенного контроля значительно увеличивается, порой досмотр длится несколько часов. Если возникает необходимость получения специальных разрешений Минтранса России на пропуск через государственную границу грузовых автомашин, следующих с нарушениями весовых параметров, то транспорт вместе с грузом может ожидать на границе и до 20 суток.

В настоящее время в пунктах  пропуска через государственную  границу для обеспечения контроля за соблюдением установленных правил пересечения государственной границы физическими лицами, перемещения через нее транспортных средств, грузов, товаров и животных создаются подразделения органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и транспортного контроля, а для надзора за определением мореходных качеств морских и речных судов, предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и контроля в области движения на железнодорожном транспорте могут также создаваться инспекции государственного надзора, службы авиационной безопасности, службы, осуществляющие контроль за безопасностью движения на железнодорожном транспорте

Анализ работы пунктов пропуска всех видов показывает, что в последние годы существенно увеличилось время оформления перемещения через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. В воздушных, морских и железнодорожных пунктах пропуска основные задержки связаны с оформлением через границу лиц и в зависимости от этого транспортных средств.

Одна из причин увеличения времени  проведения контрольных операций – возросший поток граждан и транспортных средств, следующих через пункты пропуска. За последние 10 лет количество лиц, проследовавших через них, увеличилось более чем в 2 раза, а транспортных средств – более чем в 3 раза. Сказывается, безусловно, и дублирование функций некоторыми органами государственного контроля на границе.31

В мировой практике контроль за соблюдением правил грузовых и пассажирских перевозок в пунктах пропуска осуществляют органы таможенного контроля. При этом через границу без задержек пропускается автотранспорт, в отношении которого полностью соблюдены правила осуществления грузовых и пассажирских перевозок. Автотранспорт, следующий с нарушением установленных правил, через границу не пропускается, помещается на специально отведенную стоянку вне пункта пропуска до устранения выявленных нарушений.

Нет ни одной страны в мире, где  бы пограничный и иммиграционный контроль в пункте пропуска осуществляли разные государственные органы.

В целом для решения проблем, вытекающих из режима пунктов пропуска через государственную границу  РФ необходима оптимизация функций контрольных органов, осуществляющих свою деятельность в пунктах пропуска через государственную границу во исполнение решений Государственной пограничной комиссии с целью создания максимально благоприятных условий для ее пересечения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.

Режим государственной границы, режимы пограничных зон, приграничных территорий, режим пунктов пропуска через  государственную границу, несомненно, нуждаются в совершенствовании  посредством внесения изменений  в соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие установление и особенности таких правовых режимов данных территорий.

В частности работа по совершенствованию  законодательного обеспечения правовых режимов в деятельности по защите Государственной границы, на наш взгляд, должна производиться по следующим основным направлениям:

1. Оптимизация функций органов  государственной власти в сфере  защиты Государственной границы  РФ:

- исключить дублирование их  функций и полномочий в рамках  проводимой в настоящее время административной реформы;

- реализация принципа «единого  окна» (в частности в отношении  режима пунктов пропусков через  государственную границу), обеспечивающего  снижение уровня бюрократизации  и оптимизации деятельности контрольного  органа (единым контрольным органом должна быть пограничная служба);

- разработка и принятие закона  о пограничных войсках ФСБ России, в перспективе – создание пограничной полиции.

2. Совершенствование понятийного  аппарата действующего законодательства  в сфере защиты Государственной  границы РФ, в частности:

- необходимо четко разграничить и закрепить в нормативных правовых актах (как федерального уровня, так и в ведомственных) базовые понятия «пограничная зона», «пограничная полоса», «приграничная территория» и «приграничный регион».

- проработать в Законе о границе понятие и, прежде всего, единые функциональные и позиционные признаки приграничной территории.

В целом принятие данных мер, на наш взгляд, позволит существенно повысить эффективность механизма защиты Государственной границы Российской Федерации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 2009. – 21 января.
  2. О Правительстве Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 28.10.2010) // Российская газета. – 1997. –  №51.
  3. О чрезвычайном положении : федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) // Российская газета. – 2001. – № 105.
  4. О военном положении : федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ (с изм. и доп. от 28.12.2010) // Российская газета. – 2002. – № 21.
  5. О государственной границе Российской Федерации : закон РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-1 (ред. от 25.06.2012)  // Российская газета. – 1993. – № 84.
  6. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» : федеральный закон от 10.08.1994 № 23-ФЗ  (ред. от 30.12.2006) // Российская газета. – 1994. – № 155.
  7. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 50.
  8. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации : федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ (ред. от 29.06.2012) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 22.
  9. О закрытом административно-территориальном образовании : закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 (с изм. и доп. от 22.11.2011) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 33.
  10. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 01.04.2012) //  Российская газета. – 1994. – № 250.
  11. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения : федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (ред. от 29.06.2012) // Российская газета. – 2002. – № 137.
  12. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. – 2001. –  №44.
  13. Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации  : указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 590 // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 19.
  14. Основы пограничной политики Российской Федерации : утв. Президентом РФ 05.10.1996 // Российская газета. – 1996. – № 213.
  15. Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации :  постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 60 (ред. от 04.09.2012) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 4.
  16. Об утверждении концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. № 196-р // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №8.
  17. Об установлении на территории Калининградской области пограничной полосы и режима в пунктах пропуска через Государственную границу» : постановление главы Администрации Калининградской области от 24 сентября 1993 года № 206 (с изм. и доп. от 02.12.2002) // Калининградская правда. – 1993.

 

II. Литература:

  1. Аглямов Т.А. Проблемы правового регулирования при охране государственной границы и основа системы обеспечения охраны государственной границы Российской Федерации // Проблемы гражданского общества и правового государства. Сборник статей и материалов. Вып. 9. – Чита: Поиск. – 2007. – С. 117-132.
  2. Бастрыгин С.М. Регулирование имущественных отношений в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации // Право и экономика. – 2006. – №8. – С. 92-96.
  3. Бойко Ю. Нужна оптимизация контрольных функций // интервью с начальником управления пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России генерал-майором Владимиром Мочаловым, Военно-промышленный курьер. – 2005. – №6 (73).
  4. Барциц И.Н., Левакин И.В. Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории // Журнал российского права. – 2002. – № 10. – С. 11-21.
  5. Виркалец В.А. Понятие Государственной границы по законодательству Российской Федерации // Право: теория и практика. – 2008. – № 1 (102). – С. 4-10.
  6. Гранберг А.Г. Межрегиональное экономическое сотрудничество сопредельных стран / Регионы в системе внешнеэкономических связей Российской Федерации / Под ред. С.Г. Горшенина. – Оренбург. – 1998. – С. 30-31.
  7. Зуев Б.Р. О некоторых вопросах обеспечения функционирования режима государственной границы // Российское законодательство в современных условиях – Брянск: РИО БГУ. – 2007. – С. 139-144.
  8. Касаманов С.Н. Деятельность пограничных органов по обеспечению соблюдения пограничного режима // Правовое обеспечение социально-экономического развития Дальневосточного региона. – Хабаровск: Изд-во Дальневост. юрид. ин-та МВД РФ. – 2006. – С. 98-102.
  9. Минаев А.В. Законодательство по пограничному режиму на государственной границе в Республике Тыва // Юридические науки. – 2008. – №4. – С. 122-124.
  10. Насыров И.Р. Правовые аспекты международного сотрудничества регионов // Журнал российского права. – 2006 – №2. – С. 21-37.
  11. Панфилова М.Р. Понятие земель приграничных территорий: историко-правовой аспект // Журнал российского права. – 2006. – №3. – С. 52-54.
  12. Степенко В.Е., Чернова О.А. Охрана государственной границы в системе защиты национальных интересов РФ // Закон и право. – 2006. – №9. – С. 25-27.
  13. Суров А.Ф. Правовые аспекты использования земель органами пограничной службы // Журнал российского права. – 2002. – №11. – С. 71-78.

1 О государственной границе Российской Федерации : закон РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-1 (ред. от 25.06.2012)  // Российская газета. – 1993. – № 84.

Информация о работе Понятие и правовое регулирование Государственной границы РФ