Понятие и предмет частного римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Римское право становится предметом изучения: оно начинает применяться в судах, переходит в местные и национальные законодательства. Совершается то, что носит название рецепции. Слово receptio (лат.) означает "восприятие, усвоение, заимствование", имеется в виду заимствование положений римского права другими государствами более позднего периода, в основном - западноевропейскими, когда не только романо-германская, англо-саксонская, позже - российская, но что парадоксально - и современная китайская правовые системы впитали в себя основные положения римско-правового юридического искусства, того юридического тезауруса, значение которого не может умалить даже время.

Содержание работы

Введение 3
1. Периодизация римского права 4
2. Понятие римского частного права. Публичное и частное право 6
3. Система римского частного права: право цивильное, право народов, естественное право 9
4. Роль римского права в истории частного права 13
5. Роль римского права в истории правовых учений 17
6. Значение римского права для современного юриста 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Kursovaya офомленная.docx

— 40.89 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

1. Периодизация  римского права 4

2. Понятие  римского частного права. Публичное  и частное право 6

3. Система  римского частного права: право  цивильное, право народов, естественное  право 9

4. Роль римского  права в истории частного права 13

5. Роль римского  права в истории правовых учений 17

6. Значение  римского права для современного  юриста 19

Заключение 21

Список использованной литературы 22

 

 

 

Введение

 

Римское право связано  со всеми основными правовыми  системами современности в их историческом развитии и закладывает  основы сравнительного подхода к  правовым институтам.

Римское право пережило своего создателя - античное рабовладельческое  общество. Оно непосредственно или  опосредованно легло в основу гражданского, а частью - уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств (например, послужило одним из источников образцового  свода законов - Гражданского кодекса  Наполеона 1804 года).

Римское право становится предметом изучения: оно начинает применяться в судах, переходит  в местные и национальные законодательства. Совершается то, что носит название рецепции. Слово receptio (лат.) означает "восприятие, усвоение, заимствование", имеется  в виду заимствование положений  римского права другими государствами  более позднего периода, в основном - западноевропейскими, когда не только романо-германская, англо-саксонская, позже - российская, но что парадоксально - и современная китайская правовые системы впитали в себя основные положения римско-правового юридического искусства, того юридического тезауруса, значение которого не может умалить  даже время.

Все правовое развитие Западной Европы вплоть до настоящего времени  идет под знаком римского права, его  материальное действие не исчезло и  теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов многих государств мира и действует под именем этих последних.

 

 

  1. Периодизация  римского права

В истории человечества римскому праву  отводится совершенно исключительное место: оно пережило создавший его  народ и дважды покорило себе мир.

Зарождение римского права относится  к тому периоду, когда Рим был  маленькой общиной среди многих других подобных себе общин средней  Италии. На начальном этапе римское  право представляло собой несложную  и архаическую систему, проникнутую  узконациональным и патриархальным характером. Не развиваясь и оставаясь  на той же стадии развития, римское  право давно было бы затеряно в  архивах истории.

Римское право надолго пережило своего создателя — античное (рабовладельческое) общество. Оно частично или в переработанном виде легло в основу гражданского, частью уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем  буржуазных государств.

Периодизация римского права (ius romanum) — это выделение в развитии права этапов, имеющих соответствующие признаки и временной промежуток.

Самой распространенной периодизацией  является деление эволюции частного римского права на следующие периоды.

1. Период древнего, или квиритского, гражданского права (ius civile Quiritium) — 754 г. до н. э. В этот период основным источником права выступают Законы XII таблиц, закрепившие основные институты правовой системы Рима.

2. Предклассический период — 367 г. до н. э. Издаются законы, развивается наследственное право, создаются такие способы создания правовых норм, как формулы претора. Изменяется форма судебного процесса (с легисакционного на формулярный).

3. Классический период — 27 г. до н. э. — 284 г. н. э. Появляются сенатусконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Появляется экстраординарный процесс.

4. Постклассический — 284–565 г. н. э. В конце периода возникает Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis).

 

 

  1. Понятие римского частного права.                  Публичное и частное право

Как известно, Рим трижды покорял  мир: своими легионами, превратившими  маленькую городскую римскую  общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой  религией, и, наконец, правом, которое  было заимствовано (рецепировано) вначале  позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.

Последнее обстоятельство явилось  основанием необходимости изучения римского частного права современными юристами, для которых римское  право стало бесконечным терминологическим  источником, собранием понятий и  определений, сохраняющим свой авторитет  до наших дней.

Римское право, писали К. Маркс и  Ф. Энгельс, есть «частное право в его классическом выражении».

Предметом курса «Римское частное  право» является право рабовладельческого Рима I–VI вв. н. э.

Римское право первых трех веков (период принципата) получило название классического, следующих трех (период домината) – постклассического.

Архаическое право Древнего Рима, право республиканского Рима (период до н. э.), в том числе Законы XII Таблиц (451–450 гг. до н. э.), изучаются в курсе лишь постольку, поскольку, по образному выражению римского историка I в. Тита Ливия, они были источником всего публичного и частного права Рима. И хотя по установившемуся мнению они перестали быть действующим правом уже около середины II в. до н. э., Законы XII Таблиц оставались священным заветом предков, и их постоянно цитировали Цицерон, Гай и другие видные римские юристы. Ссылки на Законы XII Таблиц мы находим в кодификации императора Юстиниана (VI в. н. э.).

Римский юрист III в. Ульпиан так определял сущность права: «Предписания права таковы: жить честно, не вредить другому, предоставлять каждому свое».

И тот же Ульпиан, цитируя другого  видного юриста – Цельса, писал: «Право получило свое название от «правосудия» (iustitia), ибо… «право есть» наука о  добром и справедливом».

За этими благодушными цитатами о праве и справедливости не следует  забывать, что Римская империя  была рабовладельческим государством. Раб не был субъектом права, он был говорящей вещью, объектом права  и бесправен в области имущественных  и семейных отношений. О публичной  сфере здесь вообще не идет речь.

Марк Красс, прежде чем повести  войска против Спартака, казнил 4 тыс. солдат, после подавления восстания Спартака было распято 6 тыс. восставших.

Римские юристы делили все право  на публичное и частное. По Ульпиану, «публичное право относится к  положению Римского государства, частное  – к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении  и полезное в частном. Публичное  право включает в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов. Частное  право делится на три части, ибо  оно составляется или из естественных предписаний, или из предписаний  народов, или из предписаний цивильных».

Критерием разграничения публичного и частного права является интерес, который защищается этим правом.

Для публичного права – это интересы Римского государства; для частного – интересы отдельных лиц. Сравнительный  анализ 800 дошедших до нас законов  указывает на небольшой удельный вес законов, касающихся «частного  права» (только 30 из 800).

Современное деление права на публичное  и частное имеет свои корни  в римском праве и воспринято многими правовыми системами, хотя, естественно, в измененном виде.

Для публичного права был характерен принцип, согласно которому нормы публичного права не могут изменяться соглашениями отдельных лиц. Такие нормы в  современной теории права называются императивными (повелительные, безусловно обязательные). В частном праве  тоже имеют место императивные нормы, но преобладают диспозитивные (по современной  терминологии), позволяющие сторонам самим регулировать свои отношения, и только если они отказываются от такого регулирования, применяются  правила соответствующего закона.

Прочтем выдержки из Законов XII Таблиц. Таблица Y, 3: «Как кто распорядится на случай своей смерти относительно домашнего  имущества или относительно опеки (над подвластными ему лицами), так  пусть то и будет нерушимым. Если кто-нибудь, у кого нет подвластных  ему лиц, умрет, не оставив распоряжений о наследнике, то пусть его хозяйство  возьмет себе его ближайший агнат».

Систему частного права составляли: правовое положение лиц, право собственности  и другие вещные права, договоры и  обязательства, семейное право, наследственное право, защита частных прав.

В римских источниках все право  относится или к лицам, или  к вещам, или к искам. Такая  система права, не имеющая общей  части, в современном праве получила название институционной, в отличие  от пандектной, в которой общие  положения выделяются.

Таким образом, предметом курса «Римское частное право» является частное право рабовладельческого Рима I–VI вв. н. э., регулирующее имущественные отношения (в том числе семейные) с участием отдельных лиц.

 

  1. Система римского частного права: право цивильное, право народов, естественное право

Римляне считали, что частное право  распадается на три вида, так как  оно состоит из законов естественного  права (ius naturale), или общенародного (ius gentium), или цивильного (ius civile). Естественное право римляне трактовали весьма своеобразно: это право есть то, которое  природа внушила всем живым существам. Так определяется естественное право  в элементарном учебнике римского права  – Институциях Юстиниана. Право  это свойственно не только человеческому  роду, но вообще всем существам, которые  рождаются или в воздушном  пространстве, или на земле, или на море. Союз мужчины и женщины (брак), рождение и воспитание детей –  все это институты естественного  права. По естественному праву все  люди рождались свободными.

Цивильное право. Все народы, по мысли римлян, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью – своим собственным правом, частью – правом, общим для всех. Право, которое установил у себя каждый народ сам, есть его собственное право, цивильное право, как право, свойственное обществу граждан.

Право, которым пользуется римский  народ, – это цивильное право римлян (или квирите кое право, от Квирина, имени обожествленного Рекса – царя Ромула, VIII в. до н. э.). Начало цивильному праву было положено знаменитым единым сводом законов – Законами XII Таблиц. Они были составлены коллегией децемвиров (десять ученых мужей), утверждены народным собранием в середине V в. до н. э. (451–450 гг.) и выставлены на двенадцати таблицах. Свод не дошел до наших дней и был реконструирован по цитатам из римских источников. Его содержание охватывало все известные в ту пору области правового регулирования: право собственности и владения, семейное и наследственное право, обязательства из договоров и причинения вреда, преступления и наказания. Изучение Законов XII Таблиц оставалось в Риме обязательной предпосылкой обучения праву.

Цивильное право составляли и все  те законы, которые принимались народными  собраниями, а с начала III в. до н. э. (Закон Гортензия) – плебейскими собраниями (plebescita). Среди таких законов можно назвать Закон Петелия (326 г. до н. э.), которым было запрещено казнить или продавать в рабство (за границу) неоплатных должников. Сравним с Законами XII Таблиц. Третья таблица гласит:

«…Тем временем (т. е. пока должник находился в заточении) он имел право помириться (с истцом), но если (стороны) не мирились, то (такие должники) оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комициум (народное собрание) и объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу (за Тибр)».

Закон Лициния-Секстия (IV в. до н. э.) ограничивал частное землевладение 500 югерами (125 га) и определял максимальное количество скота в одном хозяйстве. Закон Аквилия (289 г. до н. э.) устанавливал денежную ответственность за убийство чужого раба или животного, а также повреждение чужих вещей.

Цивильное право — древнейшая система права Рима. Оно распространяло свое действие только на граждан Рима (квиритов). Римскому цивильному праву в большой степени был свойствен формализм, символика, сильное влияние религии. Иностранцы никакой правовой защитой не пользовались и назывались врагами (hostis).

Право народов. По определению римлян, «право, которое между всеми людьми установил естественный разум, оберегается у всех народов во все времена и называется общенародным как право, которым пользуются все народы. Общенародное право является общим всему человеческому роду. Под влиянием потребностей и нужд человеческих некоторые народы установили у себя известные порядки: войны, захват в плен и рабство; на основании того же общенародного права введены почти все договоры: купля-продажа, договор найма, товарищества и др.». В Римском государстве право народов распространялось на все население, в том числе на Перегринов (так назывались жители римских провинций). Оно регулировало отношения между Перегринами, а также между ними и римскими гражданами, а потому составляло одну из ветвей римского права. С развитием производства и обмена появилась необходимость защиты прав иностранцев, населяющих Римское государство. Первоначально эта защита осуществлялась по законам страны, из которой прибыл иностранец, а затем и по римским законам.

В результате деятельности перегринского  претора (высшее руководство судопроизводства) сформировалось право народов. В  Средние века этим термином стали  обозначать международное право. Право  народов отличается большей свободой, избавлением от формализма, упрощением формы. Один из самых почитаемых римских  юристов, Папиниан, писал: «Важно не то, что сказано, а что имелось  в виду». Различия между цивильным  правом и правом народов благодаря  деятельности преторов и римских  юристов постепенно сглаживаются.

Информация о работе Понятие и предмет частного римского права