Понятие и предмет частного римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Римское право становится предметом изучения: оно начинает применяться в судах, переходит в местные и национальные законодательства. Совершается то, что носит название рецепции. Слово receptio (лат.) означает "восприятие, усвоение, заимствование", имеется в виду заимствование положений римского права другими государствами более позднего периода, в основном - западноевропейскими, когда не только романо-германская, англо-саксонская, позже - российская, но что парадоксально - и современная китайская правовые системы впитали в себя основные положения римско-правового юридического искусства, того юридического тезауруса, значение которого не может умалить даже время.

Содержание работы

Введение 3
1. Периодизация римского права 4
2. Понятие римского частного права. Публичное и частное право 6
3. Система римского частного права: право цивильное, право народов, естественное право 9
4. Роль римского права в истории частного права 13
5. Роль римского права в истории правовых учений 17
6. Значение римского права для современного юриста 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Kursovaya офомленная.docx

— 40.89 Кб (Скачать файл)

Римское право постепенно утрачивает свои исконно национальные черты, проникается  началами универсализма, в основу которых  кладут понятия справедливости, доброй совести, естественного права.

В республиканский период Римского государства право развивалось в виде параллельных систем: цивильное право и право народов. Эти системы находились во взаимодействии и оказывали взаимное влияние друг на друга. При этом влияние права народов оказалось более значительным. Одним из каналов такого влияния была деятельность преторов (так называемое преторское право).

В классический период различия между цивильным правом и правом народов еще сохраняются. В 212 г. н. э. эдикт Каракаллы предоставил всем свободным жителям Римской империи права римского гражданства, что свело на нет эти различия.

В I в. н. э. в отдельных провинциях применяется местное право (египетское, греческое, чаще всего субсидиарно (дополнительно)). Греческое и восточное право, в свою очередь, оказало некоторое влияние на римское право. Таковы, например, институты римского права греческого происхождения: синграфы и хирографы (долговые расписки); ипотека (форма залога).

При императоре Юстиниане (середина VI в. н. э.) цивильное право и право народов составило единую систему частного права. Именно это единое право представляет собой частное право в его классическом выражении.

Таким образом, в республиканский  период римской истории римское  частное право развивалось в  виде параллельных систем: цивильного права и права народов. Понятия  естественного права, категории  справедливости, доброй совести становились  критерием сближения этих систем.

С течением времени цивильное право  и право народов благодаря  деятельности юристов и преторов (деятельность преторов составила так  называемое преторское право) сближаются и при Юстиниане (середина VI в. н. э.) уже составляют единую систему права.

 

4. Роль римского права в истории частного права

 

Основное значение римского частного права состоит в его рецепции (от лат. receptio – схватываю, усвояю). Падение  Западной Римской империи (последняя  четверть V в.) завершило первую эпоху истории римского права.

Последующая историческая жизнь римского права свелась, во-первых, к прямому  продолжению традиций римского права  в Восточной Римской империи (Византийская империя); во-вторых, к его рецепции; в-третьих, к научному освоению философии и догмы римского права.

Достижения римского правового  развития были отражены в Восточной  Римской империи в VI в. в кодификации императора Юстиниана, которая дала новую жизнь римскому праву и дошла до нас как знаменитый Свод гражданского права (Corpus iuris civilis).

С падением Западной Римской империи  многие варварские вожди (короли), установившие свою власть на ее территории, продолжали применять римское право.

Смешиваясь с национальным правом во второй половине I тысячелетия, оно  сохранилось в праве Бургундского и Вестготского королевств, Франкского государства, в Испании. Здесь на основе кодекса Феодосия (первая половина V в.) были созданы обновленные систематизации: римский закон, собрание новелл Феодосия, эдикт Теодориха (V в).

Самым известным стал Римско-Вестготский  закон, или сокращение Аллариха (Бревиарий), VI в. С утверждением королевского законодательства у варваров применение римского права сократилось, а к VIII в. кое-где его было запрещено применять.

Юстиниановская кодификация (Византия) VI в. несколько оживила правоведение, было сделано несколько переработок юстиниановского Свода – Эклога при Льве Исавре (740 г.); Прохирон Василия Македонянина (870–879 гг.), Базилика Льва Мудрого (886–911 гг.), когда весь Свод был слит в один кодекс из 60 книг на греческом языке.

Последняя переработка Свода Юстиниана  – Шестикнижие Арменопула, официально введенное в Греции 15 августа 1830 г. В Молдавии и Бессарабии в 1401 г. были введены Василики (Базилики), наряду с которыми применялось и Шестикнижие Арменопула.

Впервые всеобщее применение римского права в Европе было официально осуществлено в XII в. по Закону Лотаря II (1125–1137 гг.). Германские императоры, считавшие себя преемниками римских, активно способствовали рецепции римского права.

Римское право вводилось как  субсидиарное, но по объему занимало первое место. Будучи приспособлено к новым  условиям, оно образовало «современное римское право», действовавшее в  Германии до 1 января 1900 г.

Кодекс Наполеона (1804 г.) стал приспособлением старого римского права к капиталистическим отношениям. Он был воспринят в Бельгии, Голландии, на Пиренейском и Апеннинском полуостровах, в Польше, Румынии, в Центральной (кроме Мексики) и Южной (кроме Бразилии) Америке, Луизиане, Квебеке. Менее последовательно римское право нашло отражение в Германском гражданском уложении (ГГУ), 1896 г.

В Англии не было прямой рецепции римского права. Тем не менее принципы римского права и отдельные нормы в  соответствующем изменении вошли  в английское право. Римское право  изучалось во всех средневековых  университетах, в том числе английских.

В России прямой рецепции римского права  также не было, однако оно оказало  на Россию заметное влияние. Своеобразие  этого влияния заключалось в  том, что Кодекс и Дигесты Юстиниана  проникли в Россию в X–XII вв. из Византии вместе с христианством. Но, как справедливо указывает В.А. Тархов, тема эта пока недостаточно исследована в современной литературе.

Почему же стала возможной рецепция римского права? Чем объяснить столь  большое влияние римского права  в последующие века и в современной  правовой действительности?

Русский дореволюционный цивилист и романист И.А. Покровский писал, что  рецепция римского права была и исторической необходимостью, и фактором прогресса, ибо удовлетворяла общеевропейскую  потребность в универсальном  общем праве, основанном на индивидуалистических (частно-правовых) началах и позволяющем  оформить имущественные взаимосвязи  различных лиц независимо от их национальной и государственной принадлежности.

Не утратило римское право значение и в наши дни. Общепринятым считается  мнение о том, что в силу универсального значения категорий римского права  оно является фундаментом юридического мышления вообще. По общеизвестному образному  выражению, латынь – материнский  язык юриспруденции. Изучение латинской  терминологии расширяет кругозор и  правовую культуру юриста. И хотя наше законодательство редко использует латинские термины, подбирая им адекватные русские выражения, зарубежное законодательство, наука частного права (цивилистика) широко используют именно латинские  термины.

Римское частное право сегодня  изучается во всем мире. В странах  Западной Европы оно рассматривается  как возможная нормативная основа для унификации гражданского и торгового  законодательства. Эти тенденции  отражают традиционное единство профессиональной подготовки и юридического языка  участников европейского интеграционного  процесса.

Современная Россия восстанавливает  и развивает частно-правовые традиции, основанные на положениях римского права, с учетом современного опыта. Новый  Гражданский кодекс закрепил и развил наиболее прогрессивные положения  цивилистики. Здесь уместно вспомнить  отношение к римскому праву в  советскую эпоху развития российской государственности и права. После  октябрьских событий 1917 г. В.И. Ленин заявлял, что мы ничего частного не признаем, и требовал применять не Corns iuris romani (Свод римского права), а революционное правосознание.

Вместе с тем советский юрист  П.И. Стучка писал: «Как ни странно, но нам, «революционерам права», приходится с известным научным увлечением опять и опять останавливаться  на праве давно забытых времен, на римском праве».

Таким образом, значение римского права  в истории права состоит в  его рецепци – восприятии основных норм и институтов римского права  в последующие века другими народами и государствами.

О значении римского права для мировой  цивилизации и культуры замечательно сказал Р. Иеринг: «Путем римского права, но превзойдя его, дальше через него – вот девиз, в котором для  меня заключается значение римского права нового мира».

 

5. Роль римского права в истории правовых учений

 

Возрождение римского права в Западной Европе в качестве самостоятельной  области культуры и практики началось с XI в. В 1080 г. возникла Болонская юридическая школа (с этой даты ведут свою родословную европейские университеты). Эта школа в лице знаменитого правоведа Ирнерия положила начало течению (школе) глоссаторов. Глоссаторы занимались изучением Свода Юстиниана в интересах современной практики. Они тщательно изучали источники, изымая из Свода греческие слова и интерполяции. Свое понимание и дополнения догматического толкования глоссаторы отражали в примечаниях – глоссах к рукописям римских текстов. Глосса Аккурсия (около 1250 г.) стала общепризнанной авторитетной работой по Дигестам. В практике утвердилось правило: что не признает глосса, не признает суд.

Продолжателями научно-практической рецепции римского права в XIII–XIV вв. стали комментаторы, или постглоссаторы (Бартол, Бальдо и др.). Постглоссаторы стремились воспроизвести дух римского права, создавая конструкции, прямо неизвестные римскому праву. Комментатор Бартол дал, например, знаменитое определение права собственности, отсутствовавшее у римлян: «Право полностью располагать своей вещью, если это не запрещено законом». Приспосабливая римское право к практическим нуждам своего времени, они существенно деформировали римское право. Научное значение работ постглоссаторов невелико, в решении научных вопросов господствует мнение арифметического большинства. В это время сокращается юридическое образование.

К XVI в. было сформировано новое, «современное римское право», или пандектное право (usus modernus Pandectarum). Оно стало ведущим элементом юридической науки и практики в Италии, Франции, особенно Германии. В это же время с эпохой Возрождения проявился особый интерес к античному наследию, ученые стали изучать первоисточники. Полициан, Халоандер восстанавливают первоначальный текст Свода Юстиниана. Особенно большая заслуга в возвращении римского наследия принадлежала Куяцию, Донеллу, Готофреду (XVI в.).

Историческая школа права XIX в. (Гуго, Савиньи) утверждала, что истинная система права может быть построена только на основе римского права. И хотя догма римского права исторической школы была мало связана с собственно римским правом, ее лозунг «назад к источникам» стал основанием научного изучения истории и догмы римского права. Ученые отмечают реакционные цели исторической школы. В это же время развитие юриспруденции в Германии происходило под влиянием виднейших философов – Канта, Гегеля, Фейербаха, Маркса.

Благодаря значению, которое наука  и практика придавали римскому праву, под его влиянием были созданы  крупнейшие кодификации частного права  начала и конца XIX в. – Французский гражданский кодекс (Кодекс Наполеона 1814 г.) и Германское гражданское уложение (ГГУ 1896 г.), влияние которых испытали многие страны мира.

Первыми русскими романистами были профессора Московского университета Н.В. Кукольник, Л.A. Цветаев. Из последующих  ученых можно назвать Н.И. Крылова, С.А. Муромцева, Л.И. Петражицкого, В.В. Ефимова, К.А. Митюкова, Д.Д. Гримма, И.А. Покровского, В.М. Хвостова и др.

Таким образом, возрождение римского права в Западной Европе в качестве самостоятельной области культуры и практики началось в XI в. Практическое изучение и освоение римских источников и, в частности, Свода Юстиниана глоссаторами и постглоссаторами положило начало европейской юриспруденции.

 

6. Значение римского права для современного юриста

 

 

 Самое наивысшее достижение римского права - это создание одной  из двух моделей общественных отношений. Римское право создало западную модель. Рассмотрим эти две модели - восточную и западную.

Восточная модель отношения  к человеку и бытию есть модель преображения действительности. Человек  по природе алчен, невоздержен, эгоистичен, а потому и в отношениях между  людьми не может быть гармонии. Единственное состояние, к которому стоит стремиться - идеальное, божественное совершенство. Для этого следует преобразить  человеческую натуру, произвести в  самом человеке очищение, просветление его духа.

Эта модель проявляется в  практике христианских монастырей, буддизме, суфизме и мало способствует развитию частного права. Для развития права  необходим отказ от обязательного  преображения несовершенного по природе  человека. Только рассмотрение человека таким, какой он есть, вместе со всеми  его недостатками, страстями и  интересами, только уважение к его  свободе вместе со стремлением укрепить государственность как наиболее всеохватывающую модель человеческого  общежития могут выдвинуть проблему права на первый план.

Именно так подходит к  человеку вторая модель отношений, нашедшая выражение в культуре Запада и  в римском праве в частности.

Отсюда прагматизм римского права, сам образ римского судопроизводства.

Вторая особенность римского права - отношение авторов древности  к слову. Римские юристы были мастерами  правовых определений, создали юридическую  терминологию. Многие термины гражданского права, а также институты гражданского права могут быть лучше осознаны лишь при изучении римского права. Римское право отличается четкостью определений, хорошей юридической техникой.

Римское частное право  наделяет человеческий индивид такой  свободой воли и так твердо убеждено в его возможности предусмотреть  все возможные последствия своих  поступков, что мера ответственности  человека за эти поступки не может  быть смягчена ничем.

Информация о работе Понятие и предмет частного римского права