Понятие и принципы идеологического и политического плюрализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение вопроса конституционно-правового регулирования идеологического и политического плюрализма в конституционном праве Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и принципы идеологического и политического плюрализма;
- рассмотреть их отражение в Конституции Российской Федерации;
- проанализировать регулирование положений партий в текущем законодательстве.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и принципы идеологического и политического плюрализма 5
2. Отражение в Конституции РФ 12
3. Регулирование положения партий в текущем законодательстве.................15
Заключение.............................................................................................................19
Библиографический список..................................................................................22

Файлы: 1 файл

0347440_BDD8A_konstitucionnyi_princip_ideologicheskogo_i_politicheskogo_pl.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правовое государство  возникает там, где общество имеет  стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции. Для  формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Одной из главных предпосылок формирования правового государства справедливо называют наличие институтов гражданского общества. Политический аспект гражданского общества объективно воплощается в категории «правовое государство». Эти социальные институты объективно взаимосвязаны и соотносятся как содержание и форма. Правовое государство возможно лишь при наличии развитого гражданского общества, и наоборот, гражданскому обществу присуща правовая норма властвования, основанная на господстве права (закона), разделении властей и реальном обеспечении прав и свобод человека. Демократия же основывается на плюрализме гражданского общества.

Общество само по себе неоднородно, поскольку в силу различных обстоятельств экономического, социального, политического характера, в зависимости от пола, возраста, направленности личных интересов и других факторов делится на различные классы, слои и группы населения, объединенные единством интересов их членов и осознанно или неосознанно преследующие общие цели.

Плюрализм как черта, характеризующая структуру и  функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в  экономической — это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической — наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

Именно множественность составных  элементов, заключенных в обществе, образует основу идеологического и политического плюрализма. На данном этапе развития государственно-правовых отношений Российская Федерация переживает период радикальных реформ почти во всех сферах жизнедеятельности российского общества. Современное реформирование государственно-правовой системы России актуализировало повышенное внимание законодателей, учёных-юристов, практиков к проблемам государственно-правового строительства. Одной из таких проблем следует признать проблему идеологического и политического плюрализма в государственном праве Российской Федерации.

В результате пристального внимания к данной проблеме тема контрольной работы получила широкое освещение на страницах специальной научно-юридической литературы. Среди научных исследований следует отметить работы: Авакьян, Баглая, Шувалова, посвящённые проблеме политического плюрализма в государственном праве Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение вопроса конституционно-правового регулирования идеологического и политического плюрализма в конституционном праве Российской Федерации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие и принципы идеологического и политического плюрализма;

- рассмотреть их отражение в Конституции Российской Федерации;

- проанализировать регулирование положений партий в текущем законодательстве.

Структура работы включает введение, три главы, заключение и библиографический список.

1. Понятие и принципы идеологического  и политического плюрализма

 

Понятие “плюрализм”  означает многообразие и применяется  к мнениям, идеологиям и политике. С плюрализмом мнений люди встречаются ежедневно. Это вечная естественная форма человеческого разномыслия, без которого невозможно само поступательное развитие человечества. В каждой области, в которой человек занят и действует, он обладает разным уровнем знаний, своеобразным опытом. У людей не одинаковы умственные способности, поэтому они вправе иметь и выражать свое мнение, отличающееся от мнения других. Многообразие мнений, суждений, идеологий – величайшее достижение человечества1.

Иное содержание имеет  политический плюрализм. Это – продукт классового общества и условие его прогресса, суть которого заключается в объективной обусловленности различных позиций и интересов классов и социальных групп. Плюрализм в обществе неизбежен и неустраним, если даже по каким-либо причинам различие интересов игнорируется и не допускаются никакие официально признанные формы их выражения и защиты. Изучая историю человеческого общества, встречалось немало примеров, когда в той или иной стране делались попытки утвердить единомыслие с помощью насилия, вплоть до физического уничтожения инакомыслящих. Религия утверждалась подобным образом. Становление христианства в Западной Европе и на Руси, например, не обошлось без применения силы официальной власти и церковников.

А если обратить внимание на совсем недавнее прошлое, то социализм и коммунизм как идеология и практика насаждались нередко путем насилия в бывших странах мирового социалистического содружества. Признавались только те организации и движения, которые поддерживали программные установки правящей партии. В идейной и политической областях инакомыслия не допускалось.

Политический и идеологический плюрализм объективно обусловлены. Но они отличаются как по времени и условиям своего существования, так и предметно, ибо имеют своим содержанием несколько разные аспекты общественной жизни. Однако главное их различие относится к государственно-правовой сфере.

Идеологический плюрализм связан с правом человека иметь свое мнение и юридически неподсуден. Во всех цивилизованных государствах не судят и не наказывают за собственное мнение, которое не отражает официальное. С недавних пор Россия вступила в полосу плюрализма и за критику политики правительства не то, что не подвергают репрессиям, как это было раньше, но и не осуждают. Позицию человека нельзя запретить или насильственно изменить без нарушений его исконных прав. При тоталитарных режимах не признается это элементарное демократическое право. В бывшем СССР партийно-государственный аппарат старался распространить свою власть даже на мысли людей. Поскольку в полной мере не удалось этого достичь, то появились диссиденты, другими словами инакомыслящие.

В России испокон веков подавлялась свобода слова. Еще императрица Екатерина II своими указами запрещала общественную деятельность Фонвизина, Новикова. Жестокому наказанию был подвергнут один из образованнейших людей того времени Н.Радищев, доведенный в конце жизни до самоубийства. Потерпели поражение декабристы. Пушкин и Лермонтов убиты на дуэли. Герцен и Огарев стали невозвращенцами. Чернышевский сослан в Сибирь, Достоевский за свои убеждения подвергся гражданской казни. А уже в советское время крупнейшие деятели науки, литературы, искусства были репрессированы. Принцип господствовал один: “чем меньше своих мнений, тем больше единомышленников”.

Подобную ситуацию академик И.П. Павлов в свое время охарактеризовал как средневековую инквизицию. В своем письме в Совет Народных Комиссаров в 1934 г., возмущаясь насилием над научной мыслью, он писал, что в устав академии введен параграф, “что вся научная работа академии должна вестись на платформе учения о диалектическом материализме Маркса и Энгельса – разве это не величайшее насилие даже над научной мыслью. Чем это отстает от средневековой инквизиции и т.д. и т.п.”2

Результат такой политики известен. Ведь революция 1917 года в России не была случайным явлением в истории страны. Распад СССР также закономерный процесс. И самодержавие, и командно-административная система мешали демократическим преобразованиям в обществе. В отличие от идеологического плюрализма, политический плюрализм как различие интересов и форм их выражения имеет иной правовой статус. Любое цивилизованное государство защищает избранную и поддерживаемую гражданами форму человеческого общежития, прибегает к мерам и действиям по защите от распада, разрушения избранных общественно-политических форм, наказывает тех, кто нарушает закон. Прав был древнеримский ученый и государственный деятель Цицерон, отмечая, что государство есть общий правопорядок.

Нарушения же закона случается  там, где инакомыслие и разномыслие, связанные с интересами, сопровождаются действиями, противоречащими закону. Если, например, политический плюрализм, как объективно обусловленная разность интересов и политических позиций организационно оформляется и реально выражается, а сам данный процесс связан с организациями, которые не разрешены и действия его неконституционны, то он преследуется по закону.

Идеологический и политический плюрализм прямо связаны между собой. Несовпадающие интересы и устремления порождают идейные споры и идеологическое разномыслие, что, в свою очередь, ведет к политическому плюрализму, стремящемуся соответствующим образом реализоваться. В то же время существует тонкая грань, отделяющая одно от другого (разрешимое от недопустимого), чего находящиеся у власти часто не замечают или не понимают. Видеть эту грань необходимо, т.к. политический деятель, находясь на вершине власти, имеет в своих руках соответствующие инструменты власти и средства управления, и политик должен уметь ими пользоваться в зависимости от политической обстановки. Например, армия вообще не должна использоваться при разрешении внутриполитических конфликтов. Армия как инструмент политики предназначена для защиты страны от нападения извне. Это главная (и единственная) функция армии.

Политический плюрализм  ярче всего проявляется в многопартийности, которая считается сейчас более демократическим инструментом, чем однопартийная. Требование создания многопартийной системы вытекает из попыток привести партийную структуру в соответствии с плюралистической общественной структурой, существующей в современных развитых государствах. В то же время необходимо заметить, что первоначально демократия не связывалась с существованием партий, какими мы их знаем. В свое время радикальные демократы проявляли даже враждебное отношение к партиям и идентифицировали свою группу с обществом в целом. На практике, однако, выяснилось, что демократия нуждается в плюрализме. Но если этот плюрализм не находит выражения в парламентских группировках или в партийных фракциях при наличии лишь одной партии, то демократия оказывается лишенной своего существенного признака. Поэтому без признания многопартийной системы демократическая представительная система не может называться демократической.

Многопартийность –  это выработанная человеческой цивилизацией форма общественного управления, при которой борьба нескольких политических партий за государственную власть выступает как механизм использования расхождения интересов и разномыслия в целях общественного прогресса. Необходимо выделить ряд характерных черт многопартийности: выявление мнений, интересов и их гармонизация; легитимация (узаконение) демократического строя, отвечающего принципу волеизъявления народа; возможность выбора общественных сил, партий и лидеров, способных реализовать стоящие перед обществом задачи; чередование партий у кормила власти, исключающее возможность их перерождения и длительного общественного застоя.

Принцип идеологического и политического  многообразия (ст. 13 Конституции РФ) - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства. Основные характеристики данного принципа:

1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания;

2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова;

3) принцип политического многообразия, или многопартийность, - свобода образования и деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими;

4) свобода общественных объединений. Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;

5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма. Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Информация о работе Понятие и принципы идеологического и политического плюрализма