Понятие и принципы идеологического и политического плюрализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение вопроса конституционно-правового регулирования идеологического и политического плюрализма в конституционном праве Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и принципы идеологического и политического плюрализма;
- рассмотреть их отражение в Конституции Российской Федерации;
- проанализировать регулирование положений партий в текущем законодательстве.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и принципы идеологического и политического плюрализма 5
2. Отражение в Конституции РФ 12
3. Регулирование положения партий в текущем законодательстве.................15
Заключение.............................................................................................................19
Библиографический список..................................................................................22

Файлы: 1 файл

0347440_BDD8A_konstitucionnyi_princip_ideologicheskogo_i_politicheskogo_pl.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

- подрыв безопасности государства;

- создание вооруженных формирований;

- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни3.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Таким образом, гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности. А политический плюрализм как основа демократии предполагает многообразие политических взглядов и организаций, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отражение в Конституции РФ

 

В настоящее  время принципы идеологического  и политического плюрализма отражены в Конституции РФ. Принцип идеологического плюрализма закреплен в части 1 статьи 13 Конституции РФ: "В Российской Федерации признается идеологическое многообразие"4. Это значит, что каждый (в отдельности или входя в состав какой-то партии, какого-то общественного объединения) волен свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции о политическом, экономическом и социальном развитии общества, предлагать властным и иным структурам рекомендации, публично выражать и защищать свои взгляды и убеждения и т.п. Принцип идеологического плюрализма, распространяя свое значение на философию, науку, культуру и искусство, способствует преодолению застоя в этих сферах человеческой деятельности, развитию нового.

В условиях идеологического плюрализма никакая идеология не может устанавливаться  в качестве государственной или обязательной (часть 2 статьи 13 Конституции РФ). Эта норма - конституционная гарантия против сползания государства к тоталитаризму, тирании, которые представляют собой исключительную опасность для свободы и демократии. Требование ч.  2 ст. 13 Конституции РФ является абсолютным для государственного регулирования отношений гражданского общества,  но не для государственной  службы  в конституционном государстве, провозглашающем права человека  высшей  ценностью.  Ибо идеология  естественных  и неотчуждаемых прав человека, требующая признания,  соблюдения и защиты прав человека государством,  -  это  тоже  идеология.  Следовательно, признание идеологии прав человека является требованием, которое должно предъявляться к государственным служащим в России.  Отсюда вытекает конституционное ограничение  равного  доступа граждан к государственной службе:  в идеале к государственной  службе  не  должны иметь  доступ те,  кто отрицает идеологию прав человека.

С принципом идеологического плюрализма теснейше связан принцип политического плюрализма. В отличие от тоталитарных государств, государств с крайне низким уровнем правовой и политической культуры, в демократических государствах имеют место различные партийные системы: двухпартийные, многопартийные. Конституция Российской Федерации сделала выбор в пользу многопартийной системы. Это естественно, поскольку Россия - демократическое государство. Согласно части 3 статьи 13 Конституции РФ, "в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность"5. Из смысла этой конституционной нормы вытекает, что в постсоветской России правомерна только такая партийная система, которая включает в себя как минимум две партии.

Однако какая бы партийная система - двухпартийная или многопартийная - в Российской Федерации ни установилась, все они, как и общественные объединения, равны перед законом (часть 4 статьи 13 Конституции РФ). Это означает, что к ним предъявляются одинаковые требования при регистрации, устанавливается единый порядок защиты имущества и прекращения деятельности.

Идеологический и политический плюрализм имеют, однако, границы.

Каждому гарантируется свобода  мнений и слова, но не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (части 1 и 2 статьи 29 Конституции РФ). Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13 Конституции РФ).

Идеологический и политический плюрализм ведут к толерантному отношению к религии.

"Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (статья 28 Конституции РФ)6. Но Российская Федерация не теократическое, а светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Развитие идеологического и  политического плюрализма, способствующих человеку свободно выражать свои взгляды и, в зависимости от своих убеждений, с той или иной степенью активности участвовать в политической жизни, в какой-то степени компенсирующих несовершенства отдельного человека (ума, физических возможностей и т.п.), позволяет образовать известное социальное пространство, которое свободно от непосредственного государственного контроля. Преследующей свою цель социально активной личности лучше полагаться лишь на собственное разумение, надеясь на успех, веря в удачу и любя свое дело. При этом для законопослушного человека его дело в конечном счете всегда борьба за утверждение своих прав и законных интересов, где ставкой являются истина и справедливость.

  

  

 

3. Регулирование положения партий в текущем законодательстве

 

В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях".

Согласно этому Закону (ст. 3) политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления7.

Признаки партии:

1) Наличие программы, целей, стратегии.

2) Наличие устава, где говорится  о нормах внутрипартийной жизни.

3) Фиксированное членство

4) Разветвлённая сеть первичных  местных организаций8.

Функции политических партий:

1) Политическая – овладение  властью для осуществления своей  программы.

2) Социального представительство  – выражает интересы какого-либо социального слоя или пытается создать себе прочную опору в обществе

3) Социальная интеграция – примирение  интересов различных социальных  групп, достижение консенсуса  в обществе.

4) Политическое рекрутерование  – подготовка и внедрение кадров  для различных политических организаций.

5) Идеологическая – разработка  партийной идеологии и программы.

6) Электоратная – организация  и участие в избирательной  программе.

7) Набора новых членов в партию  и их политическое воспитание.

То есть партия – один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.

Партийная система – совокупность всех существующих и действующих  в стране партий.

При тоталитарном и авторитарном режиме у власти, как правило, находится  только одна партия.

Многопартийность – один из признаков  демократического режима. При этом реально в осуществлении власти могут принимать участие только две партии. Такие системы называют двухпартийные, что не исключает  свободного функционирования и участия  в политической жизни других партий.

Партийные системы современных  демократических стран весьма разнообразны, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными  особенностями, свойственными каждому  государству.

Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты обусловлены прежде всего тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.

Политические партии имеют программные  документы, публикуемые для всеобщего  сведения. Политические партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации.

В представительных органах государственной  власти и местного самоуправления разрешается  создание организационных структур (фракций) политических партий. В других государственных органах и органах  местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации создание организационных структур политических партий не допускается.

После крушения КПСС в результате августовских событий 1991 г. и распада  Союза в декабре того же года процесс  становления многопартийности в России вступил в качественно новую стадию. Если до этого политическая активность партий и движений самой разной ориентации была, по преимуществу, направлена против КПСС и отождествлявшегося с ней союзного центра, то теперь они были вынуждены искать новую основу для самовыражения и самоидентификации. Этого требовали и новые социально-политические реалии с характерными для них процессами стремительного социального расслоения, вызванного началом “шоковых” реформ. Впервые в 1992 году правительство приступило к энергичному реформированию существующего порядка и прежде всего - экономики.9 Изменения, происходившие в обществе в 1991-1992 гг. отразились и на российском политическом спектре. В этот период сложились и институционально оформились основные субъекты политической жизни, противостояние которых и в настоящее время определяет характер социально-политической ситуации в стране. В целом эти годы стали для формирующихся российских партий периодом не слишком заметной вовне, но вместе с тем напряженной внутренней работы по формированию своих идейно-политических платформ и поиску собственной социальной базы. Новые группировки сложились в соответствии с их отношением к проводившимся реформам и тому прошлому, которое эти реформы предполагали заменить.

В конституции РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 года) признаются политическое многообразие и многопартийность (статья 13).

Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей  стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвлённой сети первичных организаций, крайне не велика численность. С другой стороны интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.10

Политический плюрализм - это не только возможность состоять в любой  действующей в рамках Конституции  РФ партии, но и не состоять ни в какой  партии, быть беспартийным. Такая возможность  гарантирует равные права гражданам  на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, проведенный анализ конституционно-правового регулирования идеологического и политического плюрализма в конституционном праве Российской Федерации позволил более подробно и детально рассмотреть и проанализировать следующие вопросы: раскрыты понятия и принципы идеологического и политического плюрализма; рассмотрено их отражение в Конституции Российской Федерации; проанализировано регулирование положений партий в текущем законодательстве. Цель контрольной работы достигнута.

Принцип идеологического и политического  плюрализма (ст. 13 Конституции РФ) - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства. Основные характеристики данного принципа: идеологическое многообразие; невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной; принцип политического многообразия, или многопартийность; свобода общественных объединений; пределы принципа идеологического и политического плюрализма.

Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы  такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- подрыв безопасности государства;

- создание вооруженных формирований;

- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Итак, идеологическое многообразие - конституционный принцип, устанавливающий  запрет на признание какой-либо идеологии  в качестве официальной. Идеологическое многообразие предполагает возможность  свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, научных школ, концепций, идеологий, партий и организаций. Таким образом, обеспечивается способность отдельного индивида, групп людей выражать свое мнение, проявлять толерантность к мнениям и убеждениям других лиц вне зависимости от их политической, религиозной или иной принадлежности. Закрепление в Конституции РФ принципа идеологического многообразия предполагает осуществление государством, всеми институтами гражданского общества системных мер, направленных на внедрение этой важнейшей общесоциальной ценности в качестве необходимой составляющей конституционного строя, важнейшего условия становления открытого гражданского общества в России.

Для реализации принципа политического  плюрализма важно определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закрепленным обязанностям государства и его органов.

Информация о работе Понятие и принципы идеологического и политического плюрализма