Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:06, контрольная работа
Целью данной работы является изучение вопроса конституционно-правового регулирования идеологического и политического плюрализма в конституционном праве Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и принципы идеологического и политического плюрализма;
- рассмотреть их отражение в Конституции Российской Федерации;
- проанализировать регулирование положений партий в текущем законодательстве.
Введение 3
1. Понятие и принципы идеологического и политического плюрализма 5
2. Отражение в Конституции РФ 12
3. Регулирование положения партий в текущем законодательстве.................15
Заключение.............................................................................................................19
Библиографический список..................................................................................22
- подрыв безопасности государства;
- создание вооруженных формирований;
- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни3.
Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.
Таким образом, гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности. А политический плюрализм как основа демократии предполагает многообразие политических взглядов и организаций, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ власти.
В настоящее время принципы идеологического и политического плюрализма отражены в Конституции РФ. Принцип идеологического плюрализма закреплен в части 1 статьи 13 Конституции РФ: "В Российской Федерации признается идеологическое многообразие"4. Это значит, что каждый (в отдельности или входя в состав какой-то партии, какого-то общественного объединения) волен свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции о политическом, экономическом и социальном развитии общества, предлагать властным и иным структурам рекомендации, публично выражать и защищать свои взгляды и убеждения и т.п. Принцип идеологического плюрализма, распространяя свое значение на философию, науку, культуру и искусство, способствует преодолению застоя в этих сферах человеческой деятельности, развитию нового.
В условиях идеологического плюрализма никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (часть 2 статьи 13 Конституции РФ). Эта норма - конституционная гарантия против сползания государства к тоталитаризму, тирании, которые представляют собой исключительную опасность для свободы и демократии. Требование ч. 2 ст. 13 Конституции РФ является абсолютным для государственного регулирования отношений гражданского общества, но не для государственной службы в конституционном государстве, провозглашающем права человека высшей ценностью. Ибо идеология естественных и неотчуждаемых прав человека, требующая признания, соблюдения и защиты прав человека государством, - это тоже идеология. Следовательно, признание идеологии прав человека является требованием, которое должно предъявляться к государственным служащим в России. Отсюда вытекает конституционное ограничение равного доступа граждан к государственной службе: в идеале к государственной службе не должны иметь доступ те, кто отрицает идеологию прав человека.
С принципом идеологического
Однако какая бы партийная система - двухпартийная или многопартийная - в Российской Федерации ни установилась, все они, как и общественные объединения, равны перед законом (часть 4 статьи 13 Конституции РФ). Это означает, что к ним предъявляются одинаковые требования при регистрации, устанавливается единый порядок защиты имущества и прекращения деятельности.
Идеологический и политический плюрализм имеют, однако, границы.
Каждому гарантируется свобода мнений и слова, но не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (части 1 и 2 статьи 29 Конституции РФ). Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13 Конституции РФ).
Идеологический и политический плюрализм ведут к толерантному отношению к религии.
"Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (статья 28 Конституции РФ)6. Но Российская Федерация не теократическое, а светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Развитие идеологического и политического плюрализма, способствующих человеку свободно выражать свои взгляды и, в зависимости от своих убеждений, с той или иной степенью активности участвовать в политической жизни, в какой-то степени компенсирующих несовершенства отдельного человека (ума, физических возможностей и т.п.), позволяет образовать известное социальное пространство, которое свободно от непосредственного государственного контроля. Преследующей свою цель социально активной личности лучше полагаться лишь на собственное разумение, надеясь на успех, веря в удачу и любя свое дело. При этом для законопослушного человека его дело в конечном счете всегда борьба за утверждение своих прав и законных интересов, где ставкой являются истина и справедливость.
3. Регулирование положения партий в текущем законодательстве
В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях".
Согласно этому Закону (ст. 3) политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления7.
Признаки партии:
1) Наличие программы, целей,
2) Наличие устава, где говорится о нормах внутрипартийной жизни.
3) Фиксированное членство
4) Разветвлённая сеть первичных местных организаций8.
Функции политических партий:
1) Политическая – овладение
властью для осуществления
2) Социального представительство
– выражает интересы какого-
3) Социальная интеграция –
4) Политическое рекрутерование
– подготовка и внедрение
5) Идеологическая – разработка
партийной идеологии и
6) Электоратная – организация и участие в избирательной программе.
7) Набора новых членов в партию и их политическое воспитание.
То есть партия – один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.
Партийная система – совокупность всех существующих и действующих в стране партий.
При тоталитарном и авторитарном режиме у власти, как правило, находится только одна партия.
Многопартийность – один из признаков демократического режима. При этом реально в осуществлении власти могут принимать участие только две партии. Такие системы называют двухпартийные, что не исключает свободного функционирования и участия в политической жизни других партий.
Партийные системы современных демократических стран весьма разнообразны, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными особенностями, свойственными каждому государству.
Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты обусловлены прежде всего тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.
Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Политические партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации.
В представительных органах государственной
власти и местного самоуправления разрешается
создание организационных структур
(фракций) политических партий. В других
государственных органах и
После крушения КПСС в результате августовских событий 1991 г. и распада Союза в декабре того же года процесс становления многопартийности в России вступил в качественно новую стадию. Если до этого политическая активность партий и движений самой разной ориентации была, по преимуществу, направлена против КПСС и отождествлявшегося с ней союзного центра, то теперь они были вынуждены искать новую основу для самовыражения и самоидентификации. Этого требовали и новые социально-политические реалии с характерными для них процессами стремительного социального расслоения, вызванного началом “шоковых” реформ. Впервые в 1992 году правительство приступило к энергичному реформированию существующего порядка и прежде всего - экономики.9 Изменения, происходившие в обществе в 1991-1992 гг. отразились и на российском политическом спектре. В этот период сложились и институционально оформились основные субъекты политической жизни, противостояние которых и в настоящее время определяет характер социально-политической ситуации в стране. В целом эти годы стали для формирующихся российских партий периодом не слишком заметной вовне, но вместе с тем напряженной внутренней работы по формированию своих идейно-политических платформ и поиску собственной социальной базы. Новые группировки сложились в соответствии с их отношением к проводившимся реформам и тому прошлому, которое эти реформы предполагали заменить.
В конституции РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 года) признаются политическое многообразие и многопартийность (статья 13).
Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвлённой сети первичных организаций, крайне не велика численность. С другой стороны интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.10
Политический плюрализм - это не только возможность состоять в любой действующей в рамках Конституции РФ партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ конституционно-правового регулирования идеологического и политического плюрализма в конституционном праве Российской Федерации позволил более подробно и детально рассмотреть и проанализировать следующие вопросы: раскрыты понятия и принципы идеологического и политического плюрализма; рассмотрено их отражение в Конституции Российской Федерации; проанализировано регулирование положений партий в текущем законодательстве. Цель контрольной работы достигнута.
Принцип идеологического и
Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- подрыв безопасности государства;
- создание вооруженных формирований;
- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Итак, идеологическое многообразие - конституционный принцип, устанавливающий запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной. Идеологическое многообразие предполагает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, научных школ, концепций, идеологий, партий и организаций. Таким образом, обеспечивается способность отдельного индивида, групп людей выражать свое мнение, проявлять толерантность к мнениям и убеждениям других лиц вне зависимости от их политической, религиозной или иной принадлежности. Закрепление в Конституции РФ принципа идеологического многообразия предполагает осуществление государством, всеми институтами гражданского общества системных мер, направленных на внедрение этой важнейшей общесоциальной ценности в качестве необходимой составляющей конституционного строя, важнейшего условия становления открытого гражданского общества в России.
Для реализации принципа политического плюрализма важно определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закрепленным обязанностям государства и его органов.
Информация о работе Понятие и принципы идеологического и политического плюрализма