Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:27, реферат
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.
В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.
ВВЕДЕНИЕ.
I. Возникновение государства.
1. Предпосылки возникновения государства.
2. Основные теории происхождения государства.
II. Понятие государства как особой формы организации общества.
III. Признаки государства.
IV. Реализация основных признаков правового государства в современной России.
Заключение.
Библиография.
При всем многообразии взглядов на сущность правового государства можно констатировать общую синтезирующую основу, прямо или косвенно выводимую из большинства учений о правовом государстве, -- стремление к справедливому общественному устройству, эпицентром которого является человеческая личность. В структурно-организационном плане правовое государство предполагает надлежащее разделение сфер деятельности, функций и компетенции между различными государственными органами, то есть все то, что по давней традиции именуется концепцией «разделения властей».
Принцип разделения властей давно уже является одним из основных признаков правового государства. Идеи о разделении государственной власти можно встретить в каждой эпохе истории политических и правовых учений. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила все эти принципы, создав предпосылки для построения в России правового государства. Но реально правовое государство сможет осуществляться только тогда, когда все эти принципы будут осуществляться на практике, в реальной жизни. И, прежде всего это связано с эффективным, централизованным и законным осуществлением государственной власти.
Теория разделения властей исходит из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти - законодательная, исполнительная и судебная.
В Российской Федерации на федеральном уровне организации государственной власти система разделения властей выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, в той или иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства (гл.6 Конституции РФ от 12.12.1993.). Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. Являясь главой государства, Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.
Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки, закрепленные в российской Конституции.
Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).
Политический плюрализм - это возможность не только состоять в любой, действующей в рамках Конституции РФ партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе независимо от их партийной принадлежности.
Важным признаком правового государства является реальное обеспечение прав и свобод граждан. В правовом государстве права и свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы государством. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, в пределы которой вмешательство государства не допустимо. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях.
В Конституции РФ от 12.12.1993 года не только закреплены, но и гарантированы основные права и свободы человека и гражданина (ст.ст. 2, 6-8, 13-14, а также полностью глава 2 - права и свободы человека и гражданина ст.ст. 17-64). Часть 3 ст. 55 гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.» А статья 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами).
Статья 2 гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства".
Статья 17 закрепляет положение о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии со ст.17 права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются непосредственно действующими (ст.18). Это означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей деятельности непосредственно руководствуются и применяют нормы Конституции.
На основании статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (часть вторая статьи 85 Конституции).
Значительное внимание уделено в Конституции личным, гражданским и политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной собственности охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной собственности на землю (ст.36), а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает создание надежной конституционной базы для продвижения экономической реформы, стабильного развития рыночной экономики.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит: "1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной, власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд...". Конституцией Российской Федерации гарантируются: право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48), право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47); право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50). Существуют и другие декларируемые Конституцией Российской Федерации гарантии прав и свобод человека.
Россия, следуя нормам международного права, разработала социальную политику, ориентированную на самые различные слои населения и включающую в себя: 1) борьбу с безработицей; 2) государственное регулирование минимального размера оплаты труда; 3) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования; 4) бесплатную медицинскую помощь; 5) поддержку семьи, материнства и детства; 6)пенсии инвалидам и иным нетрудоспособным людям и т.п.
Следует отметить, что положения о социальной помощи малоимущим не только закреплены в действующей Конституции, но и достаточно обстоятельно регламентируются федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ: ФЗ РФ «О государственной социальной помощи», ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ РФ «О ветеранах», ФЗ РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ФЗ РФ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и др.
Как в любом государстве вообще, так и в правовом в частности, права человека не могут существовать без обязанностей. Не только государство должно нести ответственность перед гражданами, но и граждане несут ответственность перед государством. В этом заключается суть принципа правового государства о взаимной ответственности гражданина и государства. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления, должны строиться на началах равенства и справедливости. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.
Граждане также несут ответственность за невыполнение своих обязанностей и за нарушение законов. Граждане и юридические лица обязаны платить законно установленные налоги и сборы. Согласно ст. 58 Конституции РФ и ФЗ РФ «Об охране окружающей природной среды» все граждане обязаны принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства.
Защита Отечества является не только обязанностью, но и долгом гражданина Российской Федерации (ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе»). Учитывая права граждан на свободу вероисповедания, Государственной Думой Российской Федерации был принят Закон «Об альтернативной гражданской службе». Данный закон предоставляет гражданам право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если гражданин относится к коренным малочисленным народам или несение службы противоречит его вероисповеданию.
Только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами, поэтому и должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур.
Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции РФ, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл.2 Конституции РФ указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда - ст.35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению -- ст.22 Конституции РФ, ч.2 ст.29 УПК РФ и др.).
Основополагающий признак правового государства - верховенство закона - означает, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Государство, подчиняясь юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни правовое государство. Любая попытка государственного органа или должностного лица выйти за пределы права и поставить себя над людьми расценивается как правонарушение.
Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять Конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.
В Конституции РФ закреплен названный принцип, устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должностные лица -- от главы государства до рядового чиновника -- обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, гражданскую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.
Немаловажно, каким путем законы должны становиться известными гражданам, поскольку в тоталитарном советском государстве часто применялись неопубликованные, так называемые закрытые (секретные) постановления. Ныне в Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса.