Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:27, реферат
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.
В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.
ВВЕДЕНИЕ.
I. Возникновение государства.
1. Предпосылки возникновения государства.
2. Основные теории происхождения государства.
II. Понятие государства как особой формы организации общества.
III. Признаки государства.
IV. Реализация основных признаков правового государства в современной России.
Заключение.
Библиография.
В Конституции РФ (ч.4 ст. 15) принцип приоритета международного права как бы разбит на две части. Во-первых, безусловно, признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.
Помимо названных, есть и другие признаки и черты, характеризующие правовое государство и принципиально отличающие его от неправового государства. Их достаточно много и они весьма разнообразны. В своей совокупности они дают общее представление о том, что есть правовое государство и что не является таковым, каковы его сущность, содержание, основные цели его создания и назначение. Наконец, каковы условия его формирования и функционирования.
В этой связи важнейшей задачей современного российского государства в области правовой культуры является правовое воспитание граждан.
Принципиально важными предпосылками создания правового государства в нашей стране являются также: выработка у широких слоев трудящихся масс навыков, потребности достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами; наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии.
Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества. Гражданское общество выступает в качестве своего рода антитезы, противовеса государству. Соотносясь подобным образом с государством, гражданское общество в лице различных социальных групп, классов и слоев, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности. Но одновременно оно призвано принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы в случае нарушения ими действующих правовых актов вернуться на стезю закона.
И хотя в ч.1 ст.1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация -- Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», правовое государство - это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.
«Стабильность и долгосрочность конституционной модели Российского правового государства являются необходимыми условиями ее успешной практической реализации»[11], поэтому принципиально важно, чтобы необходимые для изменения и корректировки исходной конституционной модели российской государственности осуществлялись на основе принципов, норм, механизмов и процедур нынешней Конституции -- в рамках ее толкования, поправок и дополнений к ней.
Для реализации идеи правового государства должна существовать более высокая ступень развития системы социально-экономических отношений, только это даст возможность в полной мере реализовать положения, заложенные в концепции правового государства. И тогда, преодолевая различные трудности и препятствия, Россия постепенно создаст свой образ правового государства, который будет адекватен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так и в территориальном. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.
В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.
Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.
Таким образом, государство в узком смысле -- это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство -- качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.
Помимо вышеназванных, есть другие признаки и черты, характеризующие правовое государство и принципиально отличающие его от неправового государства. Их достаточно много и они весьма разнообразны. В своей совокупности они дают общее представление о том, что есть правовое государство и что не является таковым, каковы его сущность, содержание, основные цели его создания и назначение. Наконец, каковы условия его формирования и функционирования.
Важными условиями и предпосылками формирования правового государства в Российской Федерации является создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают страну к правовому государству, но, наоборот, еще больше отдаляют. Эта борьба разрушительно сказывается на экономике, обществе и самом государстве.
Гражданское общество, таким образом, рассматривается не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие существования и развития самого правового демократического государства.
Согласно Конституции Российской Федерации правовое государство характеризуется следующей совокупностью признаков:
1) гарантированность и незыблемость прав граждан;
2) построение отношений личности и государственной власти на основе идеи народного суверенитета;
3) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
4) верховенство закона во всех сферах жизни;
5) взаимная ответственность государства и личности.
Как уже говорилось выше, в ст. 1 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация - это правовое государство. Однако практически никто не сомневается, что данная конституционная норма имеет в сегодняшних условиях исключительно декларативный характер и пока лишь выражает стремление российского государства стать правовым.
Несмотря на позитивные тенденции в построении правового государства в России путем продолжения соответствующих демократических преобразований в обществе, путь к правовому государству очень тернист.
Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем.
Во-вторых, экономические проблемы решаются непоследовательно, в результате чего имеет место однобокость процессов разгосударствления и приватизации, малочисленность среднего класса собственников, рост обнищания населения.
В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, выражающееся в нестабильности властных отношений, политической неструктурированности общества, низком уровне политической культуры населения.
В-четвертых, до сих пор требуют разрешения чисто правовые вопросы, не только связанные с правотворчеством и его качеством, но и, в частности, вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, формирования устойчивых правовых начал, стимулирования правового сознания.
Таким образом, проблемы понимания государства, его сущности, признаков являются очень важными в теории государства в силу той огромной роли, которую играет государство в современном обществе.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Андреева О. А. Некоторые вопросы методологии истории государства и права //Юридической образование. 2004. № 1.
2. Конституция РФ 1993г.
3.Красин Ю.К. Конституционное право России. История и современность: Учебное пособие. - М.: Юристь, 2002.
4. Лукашева Е.А Права человека и правовое государство // Общая теория прав человека. М.. 1996.
5. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист - 2004.
6. Серегин Н.С. Гражданское общество, правовое государство и право: «круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии» / Н.С.Серегин, Н.Н.Шульгин //Государство и право.- 2002.-№1.-С.12-50
7. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. - Рязань, 2003.
8. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько - М. Юрист - 2004 г.
[1] Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. -- М., 1994. -- С. 23.
[2] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова -- 4-е изд., дополненное. -- М.: Азбуковник, 1999.
[3] Геллнер Э. Нации и национализм / Пер. с англ. -- М.: Прогресс, 1991. -- С.28.
[4] Гринин Л. Е. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество, 1997, № 5. -- С. 20.
[5] Ленин В. И., Полное собрание сочинений. -- 5 изд. -- Т. 39. -- М.: Политиздат. -- С. 75
[6] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений (третье издание). -- Т. 20. -- М.: Политиздат. -- С. 20.
[7] Брокгауз-Ефрон. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии под редакциею Э. Л. Радлова. С.-Петербург, 1911. - С. 64.
[8] «К критике гегелевской философии права» Карл Маркс (т.1, с. 270--273, Соч. изд. 2).
[9] Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. М.: Юридическая литература, 1993. - С. 30 - 31.
[10] Политология для юристов / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М., 1999. - С. 351-352.
[11] Правовое государство, личность, законность. М., 1997. - С. 39.