Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:51, реферат
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, данные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Введение………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие и признаки государства………………………………………….………………3
Глава 2. Различие подходов при анализе сущности государства……………………………...….7
Глава 3. Социальное назначение государства и его функции…………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………………………....16
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и признаки
государства………………………………………….……
Глава 2. Различие подходов при анализе сущности государства……………………………...….7
Глава 3. Социальное назначение
государства и его функции……………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Вопросы о государстве, его понятии,
сущности и роли в обществе с давних
пор относятся к числу
Роль государства в жизни общества, безусловно, огромна. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.
Всесторонне раскрыть понятие, сущность, наиболее важные и устойчивые внутренние свойства государства, определяющие его природу, содержание, цели функционирования, социальное назначение - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.
Глава 1. Понятие и признаки государства
1.1 Определение понятия
Определить общее понятие
Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Понятие государства на разных исторических этапах развития трактовалось по-разному. Аристотель считал, что государство - это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. Для Цицерона государство было союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Н.М. Коркунов, например, говорит о государстве как об «общественном союзе, представляющем собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактует государство Г. Ф. Шершеневич.
Для Л. Гумпловича государство - «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка».
Итак, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения, но, несмотря на это, предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Например, Г. Еллинек считал, что государство - особое общественное образование и особое правовое явление. По его словам, это целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.
Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: «Государство есть действительность нравственной идеи - нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает».
Марксистско-ленинская наука
Многообразие взглядов на государство обусловлено, прежде всего, тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.
1.2 Подходы к пониманию
В истории общественной мысли имеются различные подходы к пониманию государства.
Так, анималисткие теории пытались объяснить
природу государства путем
В настоящее время имеется пять основных подходов к пониманию государства:
1. Теологический подход трактует
государство как
2. С точки зрения
3. Сторонники юридического
4. Социологический подход
Персонификация (от лат. persona -- лицо и
facio -- делаю) означает представление
природных явлений, человеческих свойств,
отвлеченных понятий в образе
человека; в данном случае эта персонификация
коренится в необходимости
5. Наконец, согласно
Философы придерживались различных
точек зрения в отношении понимания
государства. Например, Г. Гегель рассматривает
государство в контексте общей
системы его фундаментальных
философских представлений о
мироздании, важной частью которых
является философия права. Государство
в понимании Гегеля - это тоже
право, но наиболее развитое и содержательно
богатое, так как оно включает
признание всех остальных прав: личности,
семьи и общества. Возводя государство
в абсолют, стоящий над личностью
и обществом, философ доказывает,
что бытие государства
Ценность гегелевских
К. Маркс исследовал государство
и право исходя из открытой им классовой
теории общественного развития, согласно
которой государство и право
исчезнут вместе с исчезновением
классов в результате установления
диктатуры пролетариата в процессе
перехода к обществу без классов.
Анализируя соотношение буржуазного
государства и права, Маркс доказывает,
что юридический закон есть продукт
и отражение материальных производственных
отношений классового общества. Законодательство
только фиксирует требования, диктуемые
экономическими отношениями. От государства
же зависит, насколько адекватно
оно сможет отразить в законах
исторически сложившиеся
1.3 Основные признаки государства
Материалистический взгляд на государство выделяет те особые, исторически присущие этой форме общественной организации свойства, которые позволяют ему выполнять функции власти в обществе, не связанном естественными узами родства, общностью собственности и коренных интересов. К ним относятся такие признаки, как публичность власти, наличие согласованной системы налогов и займов, территориальной деление, право, суверенитет.
Характерным признаком всех догосударственных
форм общественного устройства была
неопределенность территориальной
организации. Границы территории родоплеменной
общины были весьма условны, что порождало
постоянные конфликты между соседними
общинами. Что же касается государства,
то его отличает наличие четко
определенных внешних границ и внутреннего
административно-
В современной юридической науке
под государственной
Территория представляет собой
необходимую материальную основу государственности,
подразумевающую наличие
Можно возразить, что государство
не защищало рабов от произвола господина.
Это в основном верно, хотя не абсолютно.
Раб не был субъектом
При родовом строе власть осуществлялась самими общинниками, участвовавшими вместе со всеми в труде, ведении добывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за определенным слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Оно производилось лицами, выбранными членами общины, рода в соответствии с их заслугами. Функции управления не составляли «должности», а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти родового строя не обладали и выделенными для них средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе наказание или принуждение силой, выполнялись самими членами рода.
В отличие от подобного устройства для государства характерно возникновение и наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Иначе говоря, государство наряду с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающими приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), выделенными из общества, существующими для выполнения этих ставших специфически государственными функций. Публичная власть состоит из отрядов вооруженных людей (армии и полиции), из тюрем, судов и других принудительных учреждений, из аппарата чиновников, занимающихся специально управлением людьми и подчинением их чужой воле. Она составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства даже там, где его становление происходило во внешне сохраняющихся формах родового строя в виде сельской общины и ее органов.
Для содержания публичной власти стали необходимы средства, которые возникшее государство собирало в виде обязательных сборов с граждан - налогов и податей. Такие сборы средств на нужды управления не были известны родовому строю, где не существовало особого аппарата управления и подавления, где каждый участвовал и в управлении, и в производстве материальных благ. Поэтому дань, налоги, сборы, государственный долг - все это признаки государственной власти.