Понятие и признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:51, реферат

Описание работы

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, данные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие и признаки государства………………………………………….………………3
Глава 2. Различие подходов при анализе сущности государства……………………………...….7
Глава 3. Социальное назначение государства и его функции…………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………………………....16

Файлы: 1 файл

правоведение реферат.docx

— 55.14 Кб (Скачать файл)

Социальное назначение государства  определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

 

3.2 Подходы к определению социального  назначения государства

Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в  разные исторические эпохи. Так, Платон и Аристотель полагали социальным назначением  любого государства утверждение  нравственности. По мнению сторонников  договорной теории возникновения государства (Гроций), его назначение - добиваться общего блага. Т. Гобое считал, что государство нужно для того, чтобы поддерживать общую безопасность, а по утверждению Ж. Ж. Руссо - общую свободу. Немецкий философ Фердинанд Лассаль (1825--1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория, напротив, исходила из того, что основное назначение государства - узаконивать угнетение бедного класса, для чего создается аппарат принуждения и насилия, а первоосновой всего признаются интересы господствующего класса.

Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые  характерны для данного уровня развития социума. В обществе, где утвердились  такие ценности, как демократия, равенство, справедливость, свобода  личности, все свидетельствует за то, что государство будет действовать  в интересах всего общества. Однако на социальное назначение государства  могут влиять и субъективные факторы: например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь  под влиянием проводимой политики и  др.

С развитием общества меняются не только воззрения на назначение государства, но и само назначение государства. Будучи по-прежнему главной управляющей  системой общества, государство, во-первых, все больше превращается в орган  преодоления социальных противоречий, В этих целях проводится координация  интересов различных групп населения, на государственном уровне принимаются  такие решения, которые поддерживаются всеми слоями общества. Во-вторых, в  деятельности государства происходит ориентация на общедемократические  институты и принципы, например, принцип разделения властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия и др. В-третьих, изменяется роль государства  на международной арене: во внешней  политике серьезное внимание уделяется  взаимным уступкам, разумной договоренности с другими государствами. Все  это дает основание характеризовать  современное государство как  инструмент социального компромисса  по содержанию и как правовое по форме.

 

3.3 Понятие и классификация функций  государства

Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в  его функциях. В теории государства  и права функция означает направление, предмет деятельности того или иного  политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в  правовом государстве имеют общую  природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности  общества. Необходимость решения  общих дел ставит перед государством определенные задачи, набор и содержание которых различны в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Таким образом, функции государства - это главные направления деятельности государства по решению основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство их реализации. Функции государства — это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность.

Государственные функции характеризуются  некоторыми общими чертами:

1. Содержание каждой функции  государства складывается из  совокупности однородных аспектов  государственной деятельности. Сходные  стороны государственной деятельности  объединяются в одну функцию  исходя из специфики и характера  тех общественных отношений, на  которые они воздействуют;

2. В отличие от функций государственных  органов (финансовых, народного образования,  прокуратуры и др.), специально  предназначенных для определенной  деятельности, функции государства  охватывают его деятельность  в целом;

3. Функции государства носят  комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение  усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях  его внутренней или внешней  деятельности;

4. Функции государства необходимо  отличать от видов государственной  деятельности (расследование уголовных  дел, таможенный контроль), которые  могут осуществляться либо специально  уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями  различных органов государства;

5. Функции государства нельзя  отождествлять с формами и методами их реализации.

Вся функциональная деятельность современного государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального  и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный защитник законных интересов личности.

В связи с тем, что государство  выполняет множество различных  функций, возникает необходимость  их научной классификации. В юридической  теории обосновываются различные подходы  к проблеме классификации функций  государства.

 

Критерии классификации функций  государства:

1. По сфере государственной деятельности - внутренние и внешние;

2. По продолжительности действия - постоянные и временные;

3. По степени социальной значимости - основные и неосновные (производные);

4. По сферам общественной жизни  - политические, экономические, социальные, культурные, экологические и т.п.

Наиболее часто встречаются  попытки классифицировать функции  государства по первому критерию. Согласно такому подходу, функции подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства  характеризуют его деятельность в пределах собственной территории. Как правило, говоря о внутренних функциях государства, используют содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др.

· политические функции включают в  себя направления государственной  деятельности в сфере обеспечения  незыблемости государственного строя, организации и функционирования органов государственной власти;

· экономические функции определяют место и роль государства в  системе экономического развития, устанавливают  пределы вмешательства государства  в процесс управления экономикой;

· социальные функции в наиболее общем виде могут рассматриваться  как совокупность целевых установок, в основу которых положено стремление государства обеспечить условия  достойного образа жизни для всех членов сообщества (в соответствии с Конституцией РФ 1993 года всем гражданам  России гарантировано право на достойный  образ жизни).

Внешние функции государства позволяют  говорить о нем как о субъекте международных отношений. При этом с точки зрения содержательного  критерия, государство в сфере  международных отношений осуществляет те же самые функции, что и во внутригосударственной  сфере (политическую, экономическую, социальную и т.п.). Вместе с тем, эти функции  приобретают специфические черты, что обусловливает необходимость  их разделения на внутренние и внешние. К внешним функциям следует отнести  функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее, его внешнего проявления - независимости в международной  сфере.

Рассматривая деятельность государства, направленную на обеспечение государственного суверенитета, следует отметить два  основных пути. Прежде всего, это защита суверенитета путем противодействия  внешним попыткам нарушить территориальную  целостность, политическую или экономическую  самостоятельность государства.

Защита государственного суверенитета на международной арене может  осуществляться также посредством  международного сотрудничества, которое  рассматривается как процесс  договорных отношений между государствами  целях получения определенных позитивных результатов. На договорных отношениях основываются экономические, политические, социально-культурные, военные, спортивные связи. Немаловажной особенностью реализации данного вида функций государства  является участие в интеграционном процессе государств с различными политико-правовыми  системами.

В зависимости от времени осуществления  выделяются постоянные и временные  функции государства.

Постоянные функции государства  не ограничены во времени и, как правило, осуществляются государством в течение  всего периода своего существования. Важнейшей постоянной функцией является забота государства о сохранении сообщества, члены которого данное государство образуют (Конституция  РФ, к примеру, закрепляет характеристику прав и свобод человека и гражданина в качестве основой ценности и  объявляет заботу о них основной целью государства). Данная функция  в ряде случаев называется генеральной  функцией государства. К постоянным функциям относятся также функции международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета.

Временные функции осуществляются государством на протяжении определенного  периода, к примеру, временными являются функции, осуществляемые государством в условиях чрезвычайной ситуации.

Ряд авторов в качестве критерия классификации функций государства  выделяют степень их социальной значимости и важности в общественной жизни. По этому признаку различаются основные и неосновные (производные) функции  государства.

Основные функции - это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих перед  ним в определенный исторический период.

Неосновные (производные) функции  представляют собой более узкие  и конкретные направления государственной  деятельности, в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать  в качестве основной политическую функцию  государства, то в качестве производных  от нее будут выступать функция  формирования аппарата государственной  власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, функция законотворчества и т.п.

От функций государства следует  отличать функции государственных  органов. Последние, представляя собой  лишь часть государственного механизма, не в состоянии самостоятельно решить проблемы общегосударственного масштаба. К примеру, функция законотворчества может рассматриваться и как  функция государства, и как функция  государственного органа - Государственной  Думы. Государственная Дума, обладая  правом разработки законопроекта и  принятия закона, вместе с тем не обладает правом придания принятому  закону юридической силы. Это может  сделать только государство в  целом. При этом реализация законотворческой функции государства предполагает объединение законотворческих функций  нескольких государственных органов, к числу которых наряду с рассмотренной  законотворческой функцией Государственной  Думы относятся функции Совета Федерации - органа, одобряющего принятый Государственной  Думой закон, Президента РФ, подписывающего закон, и, наконец, государственных  средств массовой информации, в изданиях которых данный закон публикуется.

Кроме указанных выше критериев, в  юридической теории, а отчасти  и в практике существуют и другие основания (критерии) классификации  функций государства. Нельзя выделить какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они используются с  разными целями и не могут друг друга заменять. Например, критерий «время действия», не может заменить критерий «сфера деятельности», ибо  между собой они вообще мало связаны. Отсюда следует, что одна и та же функция может присутствовать в  различных классификациях.

Выделяют, также такие критерии, как способ осуществления функций государства (согласно данному критерию принято выделять регулятивные и охранительные функции), территориальный масштаб (в федеральном государстве - это функция федерации в целом и субъектов федерации; в унитарном государстве - это функция, осуществляемая на территории единого государства; в конфедерации - это координирующая функция всего сообщества (союза) государств), принцип разделения властей (предусматривает выделение законодательных, управленческих, судебных и информационных функций) и др.

 

3.4 Формы и методы реализации  функций государства

Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными  методами.

Под формами осуществления функций  понимается деятельность конкретных государственных  органов по реализации функций государства. Формы осуществления функций бывают правовые и не правовые (организационные).

Правовые формы. К правовым формам относится правотворческая, правоприменительная, правоохранительная деятельность государства.

Правотворческой деятельностью является государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических  норм, в которых закрепляются программы  деятельности людей. Она заключается  в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают  новые нормы, изменяют или отменяют старые.

Под правоприменительной деятельностью  подразумевается государственная  деятельность, выражающаяся в принятии мер по исполнению норм права. Она  состоит главным образом в  издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание  разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность).

Правоохранительной деятельностью  называется государственная деятельность, которая выражается главным образом  в контроле и надзоре за соблюдением  и исполнением норм, а также  в применении принудительных мер  к их нарушителям. В процессе осуществления  данной функции решаются юридические  дела, связанные с использованием юридических санкций, спорами между  отдельными лицами и т.д.

Информация о работе Понятие и признаки государства