Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:51, реферат
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, данные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Введение………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие и признаки государства………………………………………….………………3
Глава 2. Различие подходов при анализе сущности государства……………………………...….7
Глава 3. Социальное назначение государства и его функции…………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………………………....16
Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.
3.2 Подходы к определению
Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические эпохи. Так, Платон и Аристотель полагали социальным назначением любого государства утверждение нравственности. По мнению сторонников договорной теории возникновения государства (Гроций), его назначение - добиваться общего блага. Т. Гобое считал, что государство нужно для того, чтобы поддерживать общую безопасность, а по утверждению Ж. Ж. Руссо - общую свободу. Немецкий философ Фердинанд Лассаль (1825--1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория, напротив, исходила из того, что основное назначение государства - узаконивать угнетение бедного класса, для чего создается аппарат принуждения и насилия, а первоосновой всего признаются интересы господствующего класса.
Современные взгляды на социальное
назначение государства определяются
теми объективными условиями, которые
характерны для данного уровня развития
социума. В обществе, где утвердились
такие ценности, как демократия,
равенство, справедливость, свобода
личности, все свидетельствует за
то, что государство будет
С развитием общества меняются не
только воззрения на назначение государства,
но и само назначение государства. Будучи
по-прежнему главной управляющей
системой общества, государство, во-первых,
все больше превращается в орган
преодоления социальных противоречий,
В этих целях проводится координация
интересов различных групп
3.3 Понятие и классификация
Назначение государства, его роль
в жизни общества выражается в
его функциях. В теории государства
и права функция означает направление,
предмет деятельности того или иного
политико-правового института, содержание
этой деятельности, ее обеспечение. Основные
направления деятельности законодательной,
исполнительной и судебной власти в
правовом государстве имеют общую
природу. Их первостепенной целью является
обеспечение гармоничной
Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:
1. Содержание каждой функции
государства складывается из
совокупности однородных
2. В отличие от функций
3. Функции государства носят
комплексный, собирательный
4. Функции государства
5. Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.
Вся функциональная деятельность современного
государства направлена на достижение
генеральной цели: блага человека,
его нравственного, материального
и физического благополучия, максимальной
правовой и социальной защищенности
личности. Государство всегда должно
выступать как верховный
В связи с тем, что государство выполняет множество различных функций, возникает необходимость их научной классификации. В юридической теории обосновываются различные подходы к проблеме классификации функций государства.
Критерии классификации
1. По сфере государственной
2. По продолжительности действия - постоянные и временные;
3. По степени социальной
4. По сферам общественной жизни - политические, экономические, социальные, культурные, экологические и т.п.
Наиболее часто встречаются попытки классифицировать функции государства по первому критерию. Согласно такому подходу, функции подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции
· политические функции включают в
себя направления государственной
деятельности в сфере обеспечения
незыблемости государственного строя,
организации и функционирования
органов государственной
· экономические функции
· социальные функции в наиболее общем виде могут рассматриваться как совокупность целевых установок, в основу которых положено стремление государства обеспечить условия достойного образа жизни для всех членов сообщества (в соответствии с Конституцией РФ 1993 года всем гражданам России гарантировано право на достойный образ жизни).
Внешние функции государства позволяют
говорить о нем как о субъекте
международных отношений. При этом
с точки зрения содержательного
критерия, государство в сфере
международных отношений
Рассматривая деятельность государства, направленную на обеспечение государственного суверенитета, следует отметить два основных пути. Прежде всего, это защита суверенитета путем противодействия внешним попыткам нарушить территориальную целостность, политическую или экономическую самостоятельность государства.
Защита государственного суверенитета на международной арене может осуществляться также посредством международного сотрудничества, которое рассматривается как процесс договорных отношений между государствами целях получения определенных позитивных результатов. На договорных отношениях основываются экономические, политические, социально-культурные, военные, спортивные связи. Немаловажной особенностью реализации данного вида функций государства является участие в интеграционном процессе государств с различными политико-правовыми системами.
В зависимости от времени осуществления выделяются постоянные и временные функции государства.
Постоянные функции
Временные функции осуществляются государством на протяжении определенного периода, к примеру, временными являются функции, осуществляемые государством в условиях чрезвычайной ситуации.
Ряд авторов в качестве критерия
классификации функций
Основные функции - это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период.
Неосновные (производные) функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности, в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, функция законотворчества и т.п.
От функций государства
Кроме указанных выше критериев, в юридической теории, а отчасти и в практике существуют и другие основания (критерии) классификации функций государства. Нельзя выделить какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они используются с разными целями и не могут друг друга заменять. Например, критерий «время действия», не может заменить критерий «сфера деятельности», ибо между собой они вообще мало связаны. Отсюда следует, что одна и та же функция может присутствовать в различных классификациях.
Выделяют, также такие критерии, как способ осуществления функций государства (согласно данному критерию принято выделять регулятивные и охранительные функции), территориальный масштаб (в федеральном государстве - это функция федерации в целом и субъектов федерации; в унитарном государстве - это функция, осуществляемая на территории единого государства; в конфедерации - это координирующая функция всего сообщества (союза) государств), принцип разделения властей (предусматривает выделение законодательных, управленческих, судебных и информационных функций) и др.
3.4 Формы и методы реализации функций государства
Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.
Под формами осуществления функций понимается деятельность конкретных государственных органов по реализации функций государства. Формы осуществления функций бывают правовые и не правовые (организационные).
Правовые формы. К правовым формам относится правотворческая, правоприменительная, правоохранительная деятельность государства.
Правотворческой деятельностью является государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.
Под правоприменительной
Правоохранительной