Понятие и признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 11:05, контрольная работа

Описание работы

Термин правовое государство состоит из 2-х частей:
- Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
- Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.
Это очень общее понятие права. Э. Кант писал: « Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина.»
Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других НПА государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1. Понятие и признаки правового государства…………………………....4
2. Прекращение действия законов формы и способы…………………….7
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата в РФ…………………………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………..16
Список используемой литературы…………………………………………18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по ТГП.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

     И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах). 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Принципы  организации и  деятельности государственного аппарата в РФ.
 

     Принципы, о которых пойдет речь, - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе “О прокуратуре Российской Федерации” (новая редакция, п. 2, ст. 4) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

     Общие принципы, в свою очередь, принято  разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.).

     Первая  группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации  и деятельности механизма Российского  государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

     Принцип народовластия проявляется в  демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный  народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в него органов.

     Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства  зиждется на том, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

     Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ  конституционного строя провозгласила: “Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.

     Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.   

     Принцип федерализма в формировании и  деятельности государственного механизма  определяется тем, что Российская Федерация  состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

     Федеративное  государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в  нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.

     Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства  состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

     Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма  Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

     -верховенство  Конституции РФ и федеральных  законов над иными нормативно-правовыми  актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

     -приоритет  прав и свобод человека и  гражданина, их непосредственное  действие;

     обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

     -единство  системы государственной власти, разграничение предметов ведения  между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации;

     -равный  доступ граждан к государственной  службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

     -обязательность  для государственных служащих  решений, принятых вышестоящими  государственными органами и  руководителями в пределах их  полномочий и в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

     единство  основных требований, предъявляемых к государственной службе;

     -профессионализм  и компетентность государственных  служащих;

     -гласность  в осуществлении государственной  службы;

     -ответственность  государственных служащих за  подготавливаемые и принимаемые  решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

     -внепартийность  государственной службы; отделение  религиозных объединений от государства;

     -стабильность  кадров государственных служащих  в государственных органах.

     К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетание коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

     Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

Заключение

 

     Завершая  работу, кратко отметим следующее:

     Правовое  государство – это демократическое  государство, где  обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство  всех граждан перед законом и  судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».

     Основными признаками правового государства  являются:

  • господство права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;
  • «разделение властей», наличие эффективных форм контроля за осуществлением закона;
  • незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;
  • взаимная ответственность государства и личности.

     Прекращается  действие закона с момента его  официальной отмены либо по истечении  срока, на который он был рассчитан, или в силу фактической замены его другим, изданным позже законом.

     Пределы действия закона (иных нормативно-правовых актов) в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Закон может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.

     Законы  могут иметь:

     общий характер-то есть действовать в отношении  всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей  территории, или адресоваться лишь некоторым из них;

     и специальный – касаются конкретного  круга лиц, а также общества.

     Принципы организации и деятельности государственного аппарата Российской Федерации подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. Общие принципы принято разделять на две группы:

  • принципы, выраженные в Конституции РФ;
  • принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.).

     Принципы  организации и деятельности государственного механизма как системы государственных  органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Теория  государства и права: Учебник  для вузов / Под ред. Т 33 проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. — 616 с.
  2. Н.И. Матузов, А.В. Малько, Юристь, 2004.
  3. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для вузов / С.С. Алексеев. – М.: Норма, 2005. – 496 с.
  4. Кашанина Т.В. Основы российского права: Учебник / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. – М.: НОРМА-ИНФРА-М:, 2003. – 800 с.
  5. Поляков А.В. Общаятеорияправа:Учебник/А.В. Поляков Е.В. Тимошина. – СПб.: Издательство: ИД СПбГУ, 2005. – 472 с.
  6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие / В.Н. Хропанюк; под ред. А.Е. Стрекозова. – М.: Омега-Л, 2008. – 384 с.
  7. Теория государства и права: учебник/ Г.А. Борисов – Белгород: Издательство БелГУ, 2007.-292с.

Информация о работе Понятие и признаки правового государства