Понятие и признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.

Содержание работы

Введение
Исторические условия формирования правового государства
1.1. Сущность права
1.2. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
1.3. Связь правового государства и правовой системы
Понятие, признаки и пути формирования правового государства
2.1. Понятие правового государства
2.2. Признаки правового государства
2.2.1. Разделение властей
2.2.2. Верховенство закона
2.2.3. Реальность прав и свобод гражданина
2.2.4. Верховенство конституции
2.2.5. Взаимная ответственность государства и личности
2.2.6. Признание человека высшей ценностью государства
2.3. Пути формирования и основы правового государства
Россия и правовое государство
3.1. Формирование правового государства в России
3.2. Особенности Российской государственности
3.3. Проблемы и перспективы формирования правового государства в России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Правовое государство 1.docx

— 121.20 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ПРАВА 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Теория государства  и права»

Понятие и признаки правового  государства 

 

Исполнитель Анкудинов Георгий Игоревич     группа _________ ________

ФИО                     подпись

Научный руководитель ____________________ ___________ _________

Ф.И.О.  уч.ст., уч.звание          подпись

Зав. кафедрой _________________________________________________

название  кафедры

____________________________ _______________________ _________

Ф.И.О.  уч.ст., уч.звание       подпись

Курсовая  работа допущена к защите ______________________________

  дата допуска

Дата защиты «____» ______________ 200   г.

 

Оценка __________________

Тема 63

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2011

 

Введение

3

1.

Исторические условия формирования правового государства

5

 

1.1.

Сущность права

5

 

1.2.

Возникновение и развитие учения о  правовом государстве 

7

 

1.3.

Связь правового государства и  правовой системы

9

2.

Понятие, признаки и пути формирования правового государства

13

 

2.1.

Понятие правового государства

13

 

2.2.

Признаки правового государства

 
   

2.2.1.

Разделение властей

 
   

2.2.2.

Верховенство закона

 
   

2.2.3.

Реальность прав и свобод гражданина

 
   

2.2.4.

Верховенство конституции

 
   

2.2.5.

Взаимная ответственность государства  и личности

 
   

2.2.6.

Признание человека высшей ценностью  государства

 
 

2.3.

Пути формирования и основы правового  государства

 

3.

Россия и правовое государство

 
 

3.1.

Формирование правового государства  в России

 
 

3.2.

Особенности Российской государственности

 
 

3.3.

Проблемы и перспективы формирования правового государства в России

 
 

Заключение

 
 

Список использованных источников

 




Содержание

 

Введение

Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они  актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая  по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства  может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.

Правовое  государство, как определенная теоретическая  концепция и соответствующая  практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин «правовое государство» прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети 19 века, а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б. Ф. Кистяковский, Б.Н. Чичерин и другие.

Но различные теоретические  концепции, выражавшие идею и понятие  правовой государственности, сформировались гораздо раньше. Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

Теория государства  и права - это наука, как важная область человеческой деятельности, имеющей своей целью получение и систематизацию объективных знаний о действительности, обладает сложной структурой.

Существуя в рамках огромного исторического  времени, правовое государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации.

 Следует также отметить что  государство и право не только  зависят друг от друга, но  в то же время и сохраняют  определенную самостоятельность.  Но это не означает, что такая  взаимосвязь и взаимозависимость  относится лишь к определенному  типу государства и не имеет  общего фундаментального характера.  Независимо от типа, формы или  просто преходящих обстоятельств по отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как регулятор. Оно регулирует в обществе экономические, политические и иные отношения. В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности.

Но плачевным является и тот  факт, что на практике общество знакомо  с ролью и функциями права  лишь понаслышке, по этому, возвращаясь  к вышесказанному, хотелось отметить, что право по отношению к любому обществу, к различным сторонам его жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные роли.

Цель данной работы – изучение основных идей правового государства, его понятия и основных признаков, а также становление и развитие правового государства в России. Современная Российская действительность, со всей присущей ей консервативностью, указывает на необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним. Для раскрытия вышеназванных тем будут последовательно рассмотрены следующие задачи: развитие концепции, основные черты правового государства и его формирование в России.

Структура работы обусловлена характером изученного материала. Работа состоит из трех частей. Первая часть посвящена историческим условия формирования правового государства, в которой рассматриваются сущность права, возникновение и развитие идеи правового государства, связь правового государства и правовой системы. Во второй части раскрываются понятия, признаки и пути формирования правового государства. В этом разделе мы рассматриваем основные характеристики правового государства, систему разделения властей в правовом государстве, гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства, взаимную ответственность личности и государства. Третья часть работы посвящена правовой системе России, Конституционному строю и правовой ситуации в России на современном этапе.

 

  1. Исторические условия формирования правового государства
    1. Сущность права

Сущность права заключается  в регулировании общественных отношений  в условиях цивилизации – в  достижении на нормативной основе такой  стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода  личности. Следовательно, сущность права  однотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем  использования власти, а путем нормативного регулирования.

Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать  в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни, из жизни людей.

Право в этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”, “правовое”, “справедливое” – это один ряд близких по значению слов. Когда мы говорим “право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических нормах, о законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость, четкий порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость1.

Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобы упорядочивать  интересы, умерять столкновения страстей на основе доброй воли, согласования позиций  в соответствии с установленными законом принципами, с твердыми критериями правового и неправого. Право, как  и государство, призвано служить  людям, обществу, обеспечивать его нормальную, “здоровую” жизнь.

Вместе с тем нужно учитывать  и то, что право может не отвечать потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем, издаются не отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные законы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды подчас становятся инструментом политики или, как утверждала марксистская теория, “волей господствующего класса, возведенной в закон”. В такой обстановке, связанной с классовым использованием права, злоупотреблением государственной и судебной властью, оно во многом теряет свое общественное предназначение, может само стать негативным фактором, реакционной силой.

Государство непосредственно связано  с правом и проводит через него свои установления. Право не существует без государства, оно является его непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, поражается не ей, а государством в процессе особой государственной деятельности – правотворчества.

Право осуществляет в обществе самостоятельные  функции, направленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно, право ни в коем случае не является универсальным средством организации государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой государством.

Политика – это принципиальное направление деятельности государства  относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства, направление государства, определение  форм, задач, содержания его деятельности. Общим для государственной политики и права является то, что они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти. Следовательно, право является инструментом политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования общественных отношений, которые соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание, организация. Это разнообразие придает политике способность воздействовать на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же напротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политика является основой права, определяет его главное содержание, опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства. Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только ему2.

Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить государство.

На современном  этапе развития украинского общества совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни – одно из направлений его  демократизации, что означает возрастание  организующей роли права в отношении  государства.

    1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

Первые  представления о правовом государстве  как об определенном государственном  устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться  еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических  представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали  политико-правовые идеи и институты  Древней Греции и Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и  права в организации Афинского государства на демократических началах проводил в своих реформах уже в VI в. до н. э. древнегреческий архонт Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов.

Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Самое раннее из дошедших до нас определений государства  как правового сообщества принадлежит Цицерону. В своем труде «О государстве» он писал о том, что государство (res publica) есть дело народа как «соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»3 .

Таким образом, ряд идей правовой государственности  появился уже в античном мире, а  теоретически развитые концепции и  доктрины правового государства  были сформулированы уже в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя.

В период буржуазных революций возникают  новые подходы к идее правового  государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Информация о работе Понятие и признаки правового государства