Понятие и признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.

Содержание работы

Введение
Исторические условия формирования правового государства
1.1. Сущность права
1.2. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
1.3. Связь правового государства и правовой системы
Понятие, признаки и пути формирования правового государства
2.1. Понятие правового государства
2.2. Признаки правового государства
2.2.1. Разделение властей
2.2.2. Верховенство закона
2.2.3. Реальность прав и свобод гражданина
2.2.4. Верховенство конституции
2.2.5. Взаимная ответственность государства и личности
2.2.6. Признание человека высшей ценностью государства
2.3. Пути формирования и основы правового государства
Россия и правовое государство
3.1. Формирование правового государства в России
3.2. Особенности Российской государственности
3.3. Проблемы и перспективы формирования правового государства в России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Правовое государство 1.docx

— 121.20 Кб (Скачать файл)

На развитие правового государства в России также оказывают субъективные причины. Таковыми являются политическое безволие руководства страны, коррумпированность чиновников всех уровней, неспособность поставить заслон преступности и другие. Интересно мнение по этому поводу доктора юридических наук А.И. Казанника. По его мнению, в России  утвердился  авторитарный политический режим, который удачно окрестили номенклатурной демократией. Наиболее характерными чертами этого режима являются:

  1. Вся полнота власти в стране принадлежит бывшей партийно-хозяйственной номенклатуре. Достаточно сказать, что по состоянию на апрель 1995 года в Администрации президента 74% от общего количества сотрудников составляла "добрая старая" партийная номенклатура, в Правительстве - 75%,в Федеральном собрании –60%, в администрациях краев и областей –83,5%, в высших исполнительно-распорядительных органах республик России - почти 100%.
  2. Экономической основой режима является  номенклатурная собственность, которая возникла в результате приватизации государственного имущества. По заранее отработанным схемам высшие должностные лица страны, региональная элита, директорский  корпус, чиновники всех мастей провели приватизацию в интересах самих себя, своих семей и родственников. Демократическая номенклатура в одночасье захватила в свою собственность львиную долю имущества, созданную трудом многих поколении. Рядовые граждане успели "обогатиться" лишь пустыми ваучерами. На глазах у изумленной публики номенклатура постепенно превращается в  самую мощную, самую разветвленную мафиозно-экономическую структуру.
  3. Законодательные органы лишили возможности осуществлять сколь-нибудь эффективный контроль за исполнительной властью.
  4. В стране созданы чисто номенклатурные партии  и избирательные блоки, которые объединяют в своем составе руководителей  центральных ведомств, лидеров национальных элит, чиновников администраций краев и областей, но никак не простых людей. Все они финансируются из внебюджетных фондов правительства  и  региональных органов исполнительной власти, средств предприятий и коммерческих банков. Им открыт неограниченный доступ к средствам массовой информации (например, НДР - еще в недавнем прошлом партия власти).
  5. В России нарушения Конституции и законов возведены в ранг государственной политики. Примерами может служить разгон конституционных органов власти в октябре 1993 года, приостановление деятельности Конституционного Суда РФ, развертывание кровавой бойни в Чечне41.

К сожалению черты такого "режима" присутствуют в Калининградской  области:

  • губернатор области в бывшем хозяйственный руководитель КМРП, окружающая его "команда" подобрана не по профессиональным качествам, а по принципу личной преданности;
  • директорат предприятий является крупнейшим владельцем акций своих предприятий ("Янтарьэнерго" и другие);
  • исполнительная власть в лице администрации области и мэрии города фактически бесконтрольно тратит бюджетные деньги, при этом законодательная власть в лице Думы и горсовета не могут проконтролировать принятые ими же бюджеты. Зашедший в тупик конфликт приходится разрешать даже с привлечением Администрации Президента РФ;
  • прошедшие выборы мэра г. Калининграда показали, что большинство претендентов были независимыми состоятельными кандидатами, а  не представителями партий и избирательных блоков.

Такому мнению наверняка найдутся оппоненты, это естественно. Но факты  вещь упрямая, к тому же они не в защиту понятия правового государства.

По моему  мнению, в РФ формирование правового  государства идет очень медленно, к тому есть свои объективные и  субъективные причины. В такой ситуации важна гражданская позиция каждого  человека, необходимо защитить элементы правового государства, поднять  на это все созидательные силы - либеральные, демократические, социалистические и, прежде всего, ограничить самодержавие, укрепить парламент. Следующая задача - не допустить коррозии свободы  слова. Если действительно СМИ попадут  в руки нечистоплотных людей, то можно будет поставить крест на демократии. Важнейшей задачей также является укрепление судебно-правовой системы, развитие института суда присяжных.

Современная жизнь дает тему множество  весьма печальных примеров. В том  числе примеров, связанных с разрушением  единого государственного пространства СССР, с возникновением межнациональных и региональных конфликтов, территориальных, имущественных и иных споров, с бесчисленными страданиями и гибелью дутых в политические и другие конфликты невинных людей.

Аксиоматичным, не подлежащем никакому сомнению является тот факт, что  законы, пока они действуют в интересах  всех слоев и классов общества, жизненно важно — соблюдать, а не нарушать. Добиваться в случае их устарелости, явного или кажущегося консерватизма и отсталости от жизни их немедленной отмены конституционным путем, а не преступать их границы и не разрушать тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные, политические и иные связи между различными институтами и людьми.

Среди существующих условий и предпосылок  успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества. «Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть  с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности».42

В настоящее время российская действительность характеризуется невысоким уровнем  политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций и навыков. Если и можно для России признать концепцию правового государства, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

 

 

Заключение

Правовое государство—многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную рель лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

Экономической основой правового  государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных фермах собственности  как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового  государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан—носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей,  обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.  Правовое государство — это одновременно и социальное государство.

Нравственную основу правового  государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства. терпимости к различным религиозным воззрениям и т. п. Духовная насыщенность государственной жизни с значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических, отношениях.

Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если о поведение угрожает свободе других людей.

Политическая природа государства, наиболее четко проявляется в  его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев  политической системы общества. Благодаря  суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных  организации, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.

Не абсолютируя роли права, следует  реальнее относиться к самой идее правового государства, так как «в действительности политическая власть всегда стремиться вырваться из правовых рамок и «правовое государство» – это, скорее, идеальный тип…»43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. / С.С. Алексеев. — М.: Юридическая литература, 1996. — 192 с.
  2. Гаджиев К.С. Введение в политологию. / К.С. Гаджиев,  Г. В. Каменская, А. Н. Родионов. – М.: Просвещение, 2000. – 284 с.
  3. Протасов В.Н. Теория права и государства / В.Н. Протасов. – М.: Новый юрист, 1999. – 240 с.
  4. Егинбарян Р.В. Теория государства и права / Р.В. Егинбарян. – М.: Норма, 2010. – 576 с.
  5. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность / И.Ю. Козлихин. – Спб.: Издательство Санкт-Петербургского университета. 1993. – 150 с. 
  6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега-Л, 2009. – 339 с.
  7. Василик М.А. Политология: Учебник для вузов / М.А. Василик. – М.: Гардарики, 2009. – 588 с.
  8. Жуков В.И. Общая и прикладная политология: Учебное пособие / В.И. Жуков, Б.И. Краснов. – М.: Издательство МГСУ "Союз", 1997. – 992 с.
  9. Черданцев А.Ф.  Теория государства и права:  Учебник для вузов / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт-М, 2002. – 432 с.
  10. Соколов А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика / А.Н. Соколов. – Курск: Изд-во Курского гоударственного технического университета, 1994. – 234 с.
  11. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. / А.Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
  12. Якушев А.В. Теория государства и права. Конспект лекций / А.В. Якушев. – М.: А-Приор, 2010. – 160 с.
  13. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 2001.  – 520 с.
  14. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Электронный ресурс] / СПС «Гарант»
  15. Клименко А.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - 3-е изд. / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2008. – 224 с.
  16. Василик М.А. Политология. Элементарный курс. Учебное пособие для студентов вузов / М.А. Василик,  М. С. Вершинин. – М.: Гардарики, 2003. – 270 с.
  17. Марченко М.Н. Теория государства и права. Курс лекций / М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2006. – 800 с.
  18. Матузов М.И. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2001. – 776 с.
  19. Распоряжение Президента Российской Федерации Б.Ельцина // «Российская Юстиция». – 1998. – №8. – С.2.
  20. Комментарий к статье 1 Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / СПС «Гарант»
  21. Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты: Перевод с английского / Лафитский В.И., Жидков О.А. – М.: Прогресс-Универс, 1993.  – 280 с. 
  22. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств / Л. М. Энтин. – М.: Юридическая литература, 1995. – 176 с.
  23. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России / О.В. Мартышин // Государство и право. – 1996. – N5. – С. 24-27.
  24. Матузов Н.И. Правовое стимулирование в условиях становления рыночных отношений / Н.И. Матузов, А.В. Малько // Государство и право. – 1995. – N4 – С. 31-36.
  25. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя. Официальный сайт Румянцева Олега Германовича // 15.11.2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rumiantsev.ru/book/sociology.htm.
  26. Дзодзиев В. Проблемы становления демократического государства в России / В. Дзодзиев. – М.: "Ad Marginem". – 1996. – 303 с.
  27. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию / В.А. Четверин. – М.: Наука. – 1993. – 243 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Алексеев С.С. Государство и право. - М., 1996. - С.35.

2 Введение в политологию / Под ред. Гаджиева К.С., Каменской Г.В. и др. - М., 1993. - С.49.

3 Цит.по: Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.197.

4 Цит.по: Енгибарян Р.В. Теория государства и права. М., 1999. С.114.

5 Алексеев С.С. Государство и право. - М.: 1996.

6 Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. - С-Пб., 1993. - C.89.

7 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995. - С.129.

8 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995. - С.135.

9 Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность, 1999. – стр.321.

10 Общая и прикладная политология: Учебное пособие./ Под общей редакцией: Жукова В.И., Краснова Б.И.  М., МГСУ: Изд-во «Союз»,1997. -стр.423.

11 Черданцев А.Ф.  Теория государства и права:  Учебник для вузов. -  М.: Юрайт-М, 2002. - стр. 148.

12 Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли//Политология. Курс лекций. М., 1997. С.81.

13 Венгеров А.Б.  Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – стр.516.

14 Якушев А.В. Теория государства и права. Конспект лекций / А.В. Якушев. – М.: А-Приор, 2010. – С.39.)

15 Василик М.А. Политология. Элементарный курс. Учебное пособие для студентов вузов / М.А. Василик,  М. С. Вершинин. – М.: Гардарики, 2003. – С.116.

16 Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 2001. – С.426.

17 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Электронный ресурс] / СПС «Гарант»

18 Клименко А.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - 3-е изд. / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2008. – С.78.

19 Василик М.А. Политология. Элементарный курс. Учебное пособие для студентов вузов / М.А. Василик,  М. С. Вершинин. – М.: Гардарики, 2003. – С.116.

20 Жуков В.И. Общая и прикладная политология: Учебное пособие / В.И. Жуков, Б.И. Краснов. – М.: Издательство МГСУ "Союз", 1997. – С..423.

21 Василик М.А. Политология: Учебник для вузов / М.А. Василик. – М.: Гардарики, 2009. – С..321.

22 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Электронный ресурс] / СПС «Гарант»

23 Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства иправа: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. – стр.78.

24 Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность, 1999. – стр.321.

25 Черданцев А.Ф.  Теория государства и права:  Учебник для вузов. -  М.: Юрайт-М, 2002. - стр. 157.

Информация о работе Понятие и признаки правового государства