Понятие и содержание конституционного строя РФ, его правовое закрепление в Конституции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

В содержании рассматриваются особенности конституционных основ правового положения человека, исследуется взаимосвязь институтов власти, гражданского общества, современного государства в России, где свобода и закон находятся в неразрывной связи.
Основы российской государственности раскрывается в главе 1 «Основы конституционного строя», в главах 3-8, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройству России.
Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы Конституции Российской Федерации о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..03
Понятие и содержание конституционного строя РФ, его правовое закрепление в Конституции.…………………………………………….04
Основные черты конституционного строя РФ………………………..10
Принципы конституционного строя РФ……………………………….12
Теоретические задачи……………………………………,,……………..14
Используемая литература……………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по конституционному праву 111.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

        


 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

        Уральский государственный экономический университет

       Кафедра юриспруденции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

       по конституционному праву

         

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                                                     Исполнитель: студент гр. ЮРу-12

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

          

                                                     

 

 

Екатеринбург

2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение…………………………………………………………………..03
  2. Понятие и содержание конституционного строя РФ, его правовое закрепление в Конституции.…………………………………………….04
  3. Основные черты конституционного строя РФ………………………..10
  4. Принципы конституционного строя РФ……………………………….12
  5. Теоретические задачи……………………………………,,……………..14
  6. Используемая литература……………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «основы конституционного строя» является новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран.

Впервые это понятие формализовано в Конституции Российской Федерации 1993 года, глава 1 которой называется «Основы конституционного строя».

В завершающей первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Контрольная работа посвящена раскрытию темы «Понятие и содержание основ конституционного строя РФ». Цель работы охарактеризовать и проанализировать сущность конституционного строя РФ, его ключевых понятий.

В содержании рассматриваются особенности конституционных основ правового положения человека, исследуется взаимосвязь институтов власти, гражданского общества, современного государства в России, где свобода и закон находятся в неразрывной связи.

Основы российской государственности раскрывается в главе 1 «Основы конституционного строя», в главах 3-8, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройству России.

Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы Конституции Российской Федерации о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные.

Это - стержневая идея российской Конституции. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.

 

 

1. Понятие и содержание конституционного строя РФ, его правовое закрепление в Конституции

Принятие государством конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать конституционным порядкам. Однако в понятие «конституционный строй» включается не только формальное соблюдение конституции, но государством надежно охраняются права и свободы человека и гражданина, а само государство подчиняется праву.

Конституционный строй не сводится к факту существования конституции, а становится реальным, если основополагающий закон, то есть конституция, соблюдается, и если она демократична. Для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Они в своей совокупности обеспечивают такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем. Таким образом, конституционный строй - это форма, или способ, организации государства, обеспечивающая подчинение его праву и характеризующая его как конституционное государство. Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества. Что такое гражданское общество.

Первая глава Конституции РФ, содержащая наиболее общие, отправные положения, называется «Основы конституционного строя». Понятие «Основы конституционного строя» является новым в российском конституционном праве. В юридической литературе нет единого, общепризнанного определения конституционного строя. Так, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин рассматривают конституционный строй как «форму (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство». Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.,2004. - 121 с. Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

В годы советской власти в нашей стране понятие «гражданское общество» не использовалось. Это было обусловлено, прежде всего, тем, что освобождение человечества связывалось с уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различия между гражданским обществом и государством путем отмирания государства и, соответственно, права. Кроме того, в процессе строительства социализма государство, рассматривавшееся как выразитель и гарант всеобщего интереса, практически полностью подчинило и поглотило все общество, занимаясь решением всех, до самых мельчайших, вопросов. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. - 131 с.

Ранее предполагалось, что конституция должна устанавливать такие пределы государственной власти, которые вообще исключили бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Но в наше время, по мере усложнения общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства в эту сферу облегчает саморегулирование. Задача конституции всякого конституционного государства состоит в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования.

Именно в результате подобного ограничения государственной власти правом современное конституционное государство функционирует таким образом, что оно постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества. Дойдя до определенной степени такого вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирования этого общества, оно активизирует свои правовые начала, сдерживающие данное вмешательство, тем сильнее, чем дальше идет государственное регулирование.

Таким образом, в демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство - как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в действующей Конституции РФ 1993 г. положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней государство рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией РФ. И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, сам факт закрепления этих идей в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, так как указывает тот путь, следуя которому Российская Федерация может стать подлинно конституционным государством. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. - 132 с.

Правовые нормы Конституции РФ закрепляют основные устои российской Конституции. В качестве устоев выступают основы конституционного строя. Под основами конституционного строя Российской Федерации понимают главные устои государства, его основные принципы, призванные придать Российской Федерации характер конституционного строя.

В Конституции РФ содержится отдельная глава (1), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, в признании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России - М., Юрист, 1994. - 16 с. Его основу составляет признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой представляется и социальное - рыночное хозяйство.

Среди основ конституционного строя имеются также федерализм, суверенитет Российского государства и республиканская форма правления.

Каждый конституционный принцип существует не сам по себе, а все они в совокупности конституируют государство. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга.

Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке (ст. 16 Конституции РФ).

Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации».

Основы конституционного строя Российской Федерации как конституционный институт - это обладающие наивысшей юридической силой, систематизированные нормы Конституции, которые закрепляют базирующиеся на демократических ценностях и идеалах политические, экономические, социальные, идеологические устои российского общества и государства. По мнению Бутусовой Н.В., имеются основания для выделения и конституционно-правового института основ конституционного строя, который помимо норм главы 1 Конституции включает в себя иные конституционные нормы, а также нормы законов, других источников конституционного права. Говоря иначе, конституционно-правовой институт основ конституционного строя содержит нормы различной юридической силы, где нормы Главы 1 Конституции выполняют учредительную функцию, закрепляя устои общества и государства, а остальные нормы - функцию конкретизации соответствующих конституционных принципов. Бутусова Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования //Вестник Московского университета. Серия 11 Право. 2003. № 6. - 29 с.

    Правовое закрепление конституционного строя в Конституции Российской Федерации

Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает целую систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства. 
 
      Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства. 
 
      Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических стран. Это нормы об основах конституционного строя, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство. 
 
      Иными словами, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства. 
     В Конституции РФ содержится специальная глава (1), посвященная основам конституционного строя, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. 
 
     К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ[3]. 
 
      С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным. 
 
К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства - и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности. 
 
     И вообще, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они конституируют государство в совокупности и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Конституционные принципы могут дополнять и конкретизировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости. 
 
      Основы конституционного строя Российской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положения действующей Конституции РФ не могут противоречить основам ее конституционного строя (ст. 16). 
 
      В гл. 1 Конституции, закрепляющей основы конституционного строя Российской Федерации, регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркиваются особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны ее организации. 
 
      Основы конституционного строя как форма организации государства закреплялись в той или иной мере всеми российскими конституциями. Так, ряд статей первого и второго разделов Конституции РСФСР 1918 г. содержал нормы, касающиеся устоев государственного строя РСФСР, что получило выражение в таких конституционных принципах, как полновластие трудящихся, единовластие и полновластие представительных органов трудящихся - Советов и др. 
 
Существенные изменения в практику конституционного закрепления государственного строя Республики внесла Конституция РСФСР 1937 г. Она определила круг соответствующих конституционных норм, закрепляющих устои государственного строя, выделив их в специальную, первую, главу Конституции, названную "Общественное устройство"[4]. 
 
       Конституция РСФСР 1978 г. существенно усовершенствовала и расширила правовое закрепление государственного строя. Изменилось прежде всего наименование этого конституционно-правового института. Вместо названия "Общественное устройство" было введено наименование "Основы общественного строя и политики РСФСР". Тем самым Конституция более точно определила целевое назначение норм этого института: они охватили не все устройство общества и государства, а только его основы. Закрепление наряду с основами общественного строя основ политики РСФСР отразило динамику развития общественного строя, направляющее воздействие государства на их развитие. 
 
       Законы РСФСР и Закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. об изменениях и дополнениях Конституции 1978 г. существенно обновили содержание рассматриваемого конституционно-правового института, не изменив его структуры. Цель этих нововведений состояла в том, чтобы вместо формально провозглашенных в советский период конституционных принципов, являвшихся прикрытием тоталитаризма, сформулировать в Конституции такие важнейшие конституционные принципы, которые на деле обеспечивали бы конституционный характер государства, конституционный строй. Но это было сделано лишь частично. В полной мере основы конституционного строя новой России были закреплены действующей Конституцией РФ, принятой в 1993 г. 
 
        Однако закрепление в Конституции РФ основ ее конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государства. Чтобы решить эту задачу, требуется реализация на практике закрепленных в Конституции основ. А здесь Российская Федерация находится лишь на самом начальном этапе решения этой задачи.

Информация о работе Понятие и содержание конституционного строя РФ, его правовое закрепление в Конституции