Понятие и современное состояние российской правовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.
Современное состояние правовой жизни российского общества в целом можно охарактеризовать как переходное. Оно отличается такими характеристиками, как динамизм и фундаментальность изменений, нестабильность, неравномерность темпов и уровней преобразования различных сфер общественных отношений, недостаточная эффективность значительной части регулятивных механизмов, разнонаправленность и потенциальная многовариантность развития.

Файлы: 1 файл

1.1 российская правовая система современное состояние.docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

 

1. Правовая система  России.

1.1 Понятие и современное состояние российской правовой системы.

Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.

Современное состояние правовой жизни российского общества в целом можно охарактеризовать как переходное. Оно отличается такими характеристиками, как динамизм и фундаментальность изменений, нестабильность, неравномерность темпов и уровней преобразования различных сфер общественных отношений, недостаточная эффективность значительной части регулятивных механизмов, разнонаправленность и потенциальная многовариантность развития. Обнаруживают себя принципиально противоположенные тенденции: организованности и дезорганизации, централизации и децентрализации, согласованности и противоречивости.

Система социальных отношений, образующая сферу правового регулирования, находится в состоянии динамичной трансформации и усложнения, протекающих, как под влиянием государственно-правового  воздействия, так и в значительной степени стихийно, в результате действия внутренних механизмов саморегуляции. Подобный характер правовой жизни создает объективные сложности в концептуализации модели правового регулирования, построении оптимальной юридической системы.

Позитивные тенденции  в развитии современной российской правовой жизни связаны, прежде всего, с поэтапным обновлением нормативной  правовой базы ее регулирования.

Современные темпы законодательной  деятельности, как на федеральном, так  и на региональном уровнях, продолжают оставаться интенсивными. В последнее  время Государственная Дума издает в среднем за год от 200 до 300 законов. Растет число нормативных актов, принимаемых всеми правотворческими органами Федерации. Ежегодно увеличивается удельный вес законодательства субъектов Российской Федерации.

Как результат в короткие сроки удалось сформировать правовые основы новой экономической и  политической систем российского общества.

В стране создана новая  судебная система, реально содействующая  ограничению проявлений власти, нарушающих права и законные интересы граждан. Стали реальностью многие демократические  ценности и гражданские свободы, в частности право частной  собственности, свобода мысли и  слова, свобода вероисповедания, свобода  творчества и другие.

Модернизация правоохранительной системы, в частности создание Следственного  комитета при Прокуратуре РФ, позволила  улучшить показатели борьбы с преступностью.

В частности, в 2007 году впервые  за последние пять лет количество зарегистрированных преступлений снизилось  на 7 процентов, в 2008 году – еще на 8 процентов. Повысились показатели раскрываемости. Раскрыт ряд заказных убийств, вызвавших широкий общественный резонанс, расследованы сложные многоэпизодные дела по экономическим преступлениям, в т.ч. по рейдерству и легализации доходов, полученных преступным путем. 

Начата реальная борьба с  коррупционными проявлениями. В 2007-2009 годах были возбуждены несколько  тысяч дел по фактам коррупции  и в отношении лиц с особым правовым статусом. Количество выявленных преступлений коррупционной направленности увеличилось с начала года на 6 процентов.

Получила свое дальнейшее развитие тенденция сокращения числа  совершаемых в стране террористических актов. В 2007 году их зарегистрировано 48. Для сравнения (2003 – 561, 2004 – 277, 2005 – 205, 2006 – 112).

 В целом благоприятное  воздействие на процессы, протекающие  в правовой сфере, оказывает  взаимодействие национального законодательства  с международным правом, которое  в последнее десятилетие стало  плодотворным. В российскую правовую  систему имплементирован ряд  международно-правовых институтов, проверенных временем и мировой практикой, подтвердивших свою ценность и высокую эффективность.

Заметно активизировалось международное  сотрудничество с компетентными  органами зарубежных стран, в том  числе и в области выдачи лиц  для уголовного преследования, оказания правовой помощи по уголовным делам, формирования нормативно-правовой базы взаимодействия правоохранительных органов  России с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями. Так, только за 2007 год Генеральная прокуратура РФ заключила с компетентными органами иностранных государств 13 соглашений и других актов о сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства.

Вместе с тем, критический  анализ современной правовой жизни  российского общества приводит к  выводу о том, что проводимая в  течение последних лет правовая реформа далеко не по всем направлениям оказалась успешной.

Общество столкнулось  с беспрецедентной по масштабам  криминализацией социальной жизни, прогрессирующими темпами роста  всех форм преступности. Ежегодно в  стране регистрируется свыше 3 миллионов  преступлений. Криминальный сегмент  проник во все сферы общественных отношений. Наиболее существенную угрозу для российского общества представляют рост организованной преступности и  коррумпирование государственного аппарата на всех уровнях, ставящие под  сомнение саму возможность успешного  проведения намеченных властью социально-экономических  преобразований.

 Образовался очевидный  разрыв между теорией и практикой  прав человека в России, выразившийся  в вопиющих нарушениях элементарных  прав личности, прежде всего таких,  как право на жизнь, здоровье, безопасность, оплату труда, социальную  защиту, медицинскую помощь, отдых,  лечение и других.

Недостаточно эффективно  организована работа по экспертизе проектов нормативно-правовых актов. Существующие технологии законопроектной, законодательной и нормотворческой деятельности, создают возможности принятия законов конъюнктурно-корпоративных, недостаточно проработанных, увеличивающих правовую коллизионность в процессе их исполнения. Необходимая комплексная оценка последствий их принятия зачастую заменяется совокупностью отдельных ведомственных заключений.

Чрезвычайно широкое распространение  получило ведомственное правотворчество. Объективная потребность в обрамлении законов массой приказов и инструкций нередко приводит к потере законом  своего первоначального содержания. Существенной негативной характеристикой правовой политики России является неспособность органов государственной власти обеспечить необходимый уровень согласованности, системности в сфере законодательства и юридической практики. Даже Основной Закон − Конституция Российской Федерации не лишен внутренних противоречий. Значительное количество неразрешимых на практике противоречий обнаруживается в системе федерального законодательства.

Значительную угрозу единству правового пространства России представляют сохраняющиеся и вновь возникающие  противоречия между федеральными нормативно-правовыми  актами и аналогичными актами регионального  и муниципального уровней. Так, в 2007 году по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования приведено в соответствие с федеральным законодательством почти 2,5 тысячи региональных и около 116 тыс. муниципальных нормативных актов.

 Пробелы нормативного регулирования дают о себе знать уже при анализе Конституции и базовых законодательных актов государства. В частности, Уголовный кодекс Российской Федерации в современных условиях не всегда способен обеспечить надлежащим образом уголовно-правовую защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, поскольку вне его правового регулирования остался целый ряд противоправных деяний, которые в соответствии с положениями международного права и национального законодательства должны быть включены в уголовное законодательство (незаконная трансплантация и нелегальная торговля человеческими органами, клонирование человека и др.).

Не сформирована нормативно-правовая база, способная обеспечить переход  российской экономики на инновационный  путь развития, решение задач кратного роста производительности труда, удельного  веса малого и среднего бизнеса, создания равных для всех условий в сфере  предпринимательства. Сформировавшиеся на законодательном уровне разрешительные порядки открытия и ведения бизнеса  фактически превратились на практике в правовые барьеры для его  развития, создающие благоприятную  среду для коррупции и иных злоупотреблений со стороны многочисленных служб, контролирующих работу предпринимателя.

Не получили своевременного и достаточного законодательного разрешения такие социальные проблемы, как бедность, беспризорность, торговля людьми, насилие  в отношении детей, алкоголизм, табакокурение, наркомания, незаконная миграция, оборот наркотиков и оружия, организованная преступность, коррупция, рейдерство и др. Точечного регулирования требует практика разрешения национальных конфликтов и борьба с терроризмом и экстремизмом.

Существенным пробелом в  правовом регулировании остается область  административного усмотрения, их фактическая  непрозрачность, «закрытость» управленческого  аппарата для общественного контроля, что существенно затрудняет понимание  рамок компетенции и обязанностей конкретных чиновников, возможность  обжаловать их незаконные действия или  бездействие, стимулирует расширение использование административного  ресурса и иных неправовых форм практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На официальном уровне неоднократно признавалось, что не создана регулярная основа для концептуальной проработки и правового оформления стратегических аспектов государственной политики. Методом проб и зачастую недопустимо дорогостоящих ошибок ведутся поиски решений таких важнейших проблем, как разграничение полномочий между уровнями публичной власти, организация межбюджетных отношений и построение системы исполнительной власти1.

Исполнительная власть призвана не только исполнить законодательство. Будучи властью, составляющей сущность определённой формы (вида) государственной деятельности она должна эффективно действовать. Другими словами, результативно выполнять возложенные на неё функции. При всей очевидности этой общей миссии исполнительной власти, по мнению некоторых специалистов, российский законодатель не устанавливает целей для реализации конституционно-правовых полномочий. В этой связи следует подчеркнуть значимость поднятого в научных трудах вопроса о «целеориентирующем установлении компетенции», без чего управление не может считаться таковым2.

Особенностью правового  обеспечения административной реформы  выступает её тесная связь с другими  областями государственного строительства. Попытки административной реформы  в 1998 г.3 показали, что для качественного проведения административной реформы необходимы меры по восстановлению вертикали исполнительной власти и обеспечению единства правового пространства.

Современный этап административной реформы – продолжение начатых  преобразований и проведение институциональных  изменений системы управления. Разработка и реализация Концепции и Плана  административной реформы позволяет  говорить о качественно новом этапе реформы4. В феврале 2008 г. документ был изменён и дополнен, сроки реализации этапа административной реформы продлены до 2010 г. Целями административной реформы на этот период являются повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Несмотря на развитие законодательства5, следует отметить, что системность в создании прочного идеологического и научного фундамента реформы, в проведении единой правотворческой политики отсутствует. Имеет место одностороннее и избирательное отношение к проведению административной реформы.

Положение частного интереса по отношению к публичному, несмотря на конституционное признание последнего, пока не стало определяющим правовой режим исполнительной власти фактором. Презумпции публичных интересов, установленные  законом, нередко конкурируют и  часто находятся в конфликте  с частными интересами, которые защищены общими нормативными предписаниями  о признании высшей ценностью  человека, обеспечении и защите его  основных прав и свобод. Концепция  приоритета прав и свобод человека и гражданина не получила приемлемого  решения в административно-правовых институтах. Эта центральная проблема административного права ещё  должна найти своё решение в целом  комплексе правовых актов.

В сфере взаимодействия российского  и международного права четко  не определен круг принципов и  норм международного права, которые  в соответствии со ст. 15 Конституции  РФ являются частью правовой системы  России. Не созданы также четкие юридические процедуры преодоления  коллизий норм международного договора и внутригосударственного законодательства.

Кроме того, российские государственные  органы фактически уклоняются от прямого  применения общепризнанных норм и принципов  международного права, несмотря на ратификацию  документов, в которых они содержаться, поэтому их имплементация зачастую происходит опосредованно, например, через  постановления Конституционного Суда РФ.

Информация о работе Понятие и современное состояние российской правовой системы