Понятие и современное состояние российской правовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.
Современное состояние правовой жизни российского общества в целом можно охарактеризовать как переходное. Оно отличается такими характеристиками, как динамизм и фундаментальность изменений, нестабильность, неравномерность темпов и уровней преобразования различных сфер общественных отношений, недостаточная эффективность значительной части регулятивных механизмов, разнонаправленность и потенциальная многовариантность развития.

Файлы: 1 файл

1.1 российская правовая система современное состояние.docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

Одной из наиболее серьезных  «болезней» российской правовой системы  продолжает оставаться несовершенство юридических механизмов, гарантирующих  эффективную практическую реализацию провозглашенных в законодательстве положений. Нередко законодатель не обеспечивает необходимую для  реализации того или иного права либо законного  интереса степень достаточности, согласованности  и взаимодействия правовых средств.                Правовая политика государства может быть эффективной только в случае, если она опирается на благоприятную «внешнюю среду»: на легитимную и эффективную государственную власть, развитую социально ориентированную рыночную экономику, стабильную демократическую политическую систему, активно функционирующие институты гражданского общества, высокий уровень общей и правовой культуры и правосознания граждан и должностных лиц. В Российской Федерации подобная благоприятная среда пока не сформировалась.

Крайне негативно сказывается  на качестве правовой политики низкая конструктивная активность в правовой сфере структур гражданского общества, их неспособность осуществлять контроль за развитием юридической стратегии  и тактики, направлять их на решение  актуальных общественных проблем.

Для значительной части населения  России сегодня государство, закон, предварительное следствие, судопроизводство – пока малопривлекательные, чуждые, и в чем-то даже пугающие институты никак не связанные с обеспечением свободы, безопасности и благополучия.

Следствием подобных убеждений  является процветание массового  правового нигилизма, сознательное неприятие гражданами правовой политики государства, их нежелание оказывать  влияние на правотворческий и  правоприменительный процесс.

Сохраняются традиционные для  российского общества примирительное отношение к правонарушениям  и снисходительность к нарушителям  закона. Многие вполне добропорядочные  граждане, видя низкую эффективность  работы государственных и правовых механизмов, стараются решать свои жизненные проблемы за рамками юридического поля, а нередко и с помощью полукриминальных и криминальных структур.

Разрушительное воздействие  на идеи законности, правопорядка и  правовой политики оказывает низкое качество юридических услуг, предоставляемых  населению, а также работы судебной и правоохранительной систем государства, связанное с недостаточной степенью компетентности, опыта, правовой культуры юридических кадров, их неудовлетворительным материальным обеспечением.

Современный этап социально-экономических  преобразований диктует необходимость  перехода судов на качественно новый  уровень деятельности, ставит новые  задачи. Это обусловливает необходимость  серьезной государственной поддержки  и применения программно-целевого подхода  для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности  деятельности судов. В связи с чем, дополнительно была принята Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы, призванная решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Указанные задачи требуют комплексного подхода к их решению и существенных материальных затрат. Вложение необходимых для реализации Программы средств в приоритетные проекты, направленные на совершенствование судебной системы, способно оказать позитивное влияние на развитие экономических отношений в России в целом6.

Однако правосудие еще не стало подлинно независимым. Не изжита практика принятия неправосудных решений "по звонку" или "за деньги", зачастую нарушается принцип неотвратимости ответственности применительно к государственным служащим и иным субъектам с особым статусом.

Работа правоохранительной системы в Российской Федерации  на сегодняшний день является недостаточно результативной, уровень ее низок, он не соответствует масштабам и качеству современной преступности.

Весьма велик процент  необоснованно возбужденных уголовных  дел, которые впоследствии прекращаются без вынесения приговора преступнику. Фактически они составляют в последние  годы две трети от числа возбуждаемых уголовных дел. С другой стороны  существенным остается и процент  необоснованных и незаконных отказов  в возбуждении уголовных дел.

 

1 Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации. Законодательное обеспечение основных направлений внутренней и внешней политики» // http://www.council.gov.ru/lawmaking/report/2005/index.html (29.05.2009).

2 См.: Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004. С. 479-480.

3 Вопросы административной реформы наиболее последовательно определялись в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 1997, 1998, 2001-2003 гг. Системное представление об основных механизмах административной реформы сформировано в 1998 г. Причём в 1998 г. концепция административной реформы образца 1997-1998 г. определялась как стержень политики в области реформирования государственных институтов.

4 Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах»// Собрание законодательства РФ 2005. № 46. Ст. 4720.

5 В настоящее время приняты законодательные акты о противодействии коррупции, создании автономных учреждений, порядке проведения государственных закупок, саморегулируемых организациях, об обращениях граждан, о доступе к информации о деятельности государственных органов. На основе общего порядка разработки административных регламентов приняты десятки регламентов оказания государственных услуг и выполнения государственных функций, т.е. развиваются правовые основы административных процедур. В 2009 г. новый импульс развитию государственной службы поступил вследствие принятия Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы».

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 583 г. Москва О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы. Опубликовано 1 ноября 2006 г. в Российской газете.


Информация о работе Понятие и современное состояние российской правовой системы