Понятие и стадии правотворчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики правотворчества.
Из цели вытекают следующие задачи:
изучить общее понятие правотворчества, его признаки, стадии
определить соотношение правотворчества и правообразования
исследовать основные проблемы правотворчества на современном этапе.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное  государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего  профессионального образования

«Иркутский государственный  университет»

(ФГБОУ  ВПО  «ИГУ»)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра  теории и истории  государства и права

 

 

 

 

Понятие и стадии правотворчества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защищена  “___”__________2013 г.

с оценкой _____________________

Подписи:  _____________________

                  _____________________

    Курсовая работа

    студентки 1 курса

    очного бюджетного отделения

    гр. 09115

    Лыпко Евгении Александровны

 

 

 

 

 

    Научный руководитель:

    к.ю.н., профессор

    Пьянов Николай Андреевич


 

 

 

 

 

 

 

 

ИРКУТСК 2013

Содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Право не может существовать без  государства, так же как и государство  не существует без права. Правотворчество  является не только завершающей стадией формирования права, но и выступает  одним из признаков, которые отличают государство от других организаций.

Жизнь государства и общества требует  определенной стабильности и упорядоченности. Совместное существование и деятельность людей невозможно урегулировать, привести в порядок без каких – то правил поведения. Как мы знаем,  внешней формой закрепления и выражения права является законодательство, которое пытались развивать и совершенствовать на протяжении многих лет. Важнейшим условием совершенствования законодательства  является овладение  определенными умениями, навыками и знаниями по созданию нормативно-правовых актов.

Правотворчество является довольно-таки специфической  деятельностью, связанной с созданием или изменением действующих правовых норм в государстве. Как уже упоминалось, она требует специальных знаний и умений,  без которых невозможно качественно осуществлять данную деятельность.

Актуальна данная работа тем, что  правотворчество – это одно из важнейших направлений деятельности современных государств, по результатам которого судят о демократичности государства, степени его развития, цивилизованности.

В разные исторические этапы развития государств субъекты правотворчества  были различны: социальные группы, общественные организации, должностные лица и  т.д. Постепенно, с укреплением государственности, правотворческий процесс концентрируется в руках  соответствующих государственных органов и должностных  лиц.  И поэтому в современной юридической литературе под правотворчеством чаще всего понимают создание правовых норм, осуществляемое государственными органами.

Объектом данного исследования являются правоотношения, которые возникают в процессе правотворчества.

Предметом  исследования является само правотворчество.

Тема правотворчества затронута  во многих учебниках по теории государства  и права. В частности, при написании  данной работы использовались такие авторы, как, Н.А. Пьянов1, Н.А. Власенко2, В.В.Лазарев3, М.Н.Марченко4

Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики правотворчества.

Из цели вытекают следующие задачи:

  • изучить  общее понятие правотворчества, его признаки, стадии
  • определить соотношение правотворчества и правообразования
  • исследовать основные проблемы правотворчества на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и признаки правотворчества. Основные принципы правотворчества.

 Прежде чем приступить к  правовому регулированию, каких – либо общественных отношений государству необходимо создать, так называемые регуляторы этих отношений, т.е. нормы позитивного права. Отсюда правотворчество можно определить как «деятельность, связанную с созданием норм позитивного права, а также их изменением и отменой…»5.

  Термин «правотворчество» поначалу  не вызывал особых дискуссий  и разногласий по поводу его  понимания, однако, с развитием  в отечественной теории государства  и права непозитивистских представлений о праве некоторые исследователи начали предлагать, чтобы «правотворчество» заменить на «законотворчество», мотивируя это тем, что государство  создает законы, тем самым  выражая  в них нормы права. Я лично поддерживаю данную точку зрения, но частично, поскольку существуют так называемые нормы позитивного права. Насколько мы знаем, нормы позитивного права не возникают сами по себе, а создаются государством, так что полностью отрицать, что государство не формирует право, не стоит.

   Надо сказать, что также  не существует единого мнения  о соотношении правотворчества и нормотворчества.  Пьянов Н.А. считает, что деятельность по установлению норм позитивного права, а также их изменению, отмене следует точнее называть не правотворчеством, а нормотворчеством. В то время, как  Москалькова Т.Н. и Черников В.В. пишут, что термин «правотворчество» обычно употребляется для обозначения общего процесса принятия правовых  актов, независимо от их вида, а «нормотворчество» - для издания лишь нормативных правовых актов. Понятие нормотворчество они полагают возможным трактовать в узком понимании, когда принимается юридический документ, содержащий только нормы права, и в широком смысле, когда юридический документ содержит нормы права и ненормативные правовые предписания 6. Но будем придерживаться того, что правотворчество и нормотворчество тождественны. 

   Во многих учебниках   по теории государства и права, таких как, например, Морозова Л.А. «Теория государства и права», Лазарев В.В. «Общая теория права и государства» и т.д., правотворчество определяется как деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов. И выделяются следующие признаки:

  1. это монопольная деятельность государства, так как все нормы права  создаются государством, и оно придает им статус общеобязательных правил поведения. По сути это деятельность государственная.
  2. это созидательно – интеллектуальная деятельность. То есть такая деятельность требует определенных знаний, умений и профессионализма, потому что связана с такими процессами, как изучение, анализ явлений и процессов деятельности, а также с выявлением потребностей в урегулировании тех или иных общественных отношений.
  3. такая деятельность носит процессуальный характер. Она имеет определенные стадии и осуществляется в установленном порядке7.

Но такое определение довольно узкое, поскольку государство создает  и другие источники права, такие как санкционированный правовой обычай, нормативный договор, юридический прецедент и др. Более широко правотворчество определяет Н.А. Пьянов: это осуществляемая уполномоченными на то субъектами  или народом деятельность по установлению, изменению или отмене норм позитивного права, а также санкционированию неюридических норм, в качестве юридических. И, исходя из данного определения можно выявить следующие признаки:

  1. это определенная деятельность. Она связана с созданием норм позитивного права и организацией правового регулирования определенных общественных отношений.
  2. государственная деятельность. Правотворчество является средством государственного управления обществом. Только государство может создавать нормы позитивного права, но иногда, оно наделяет таким правом и другие субъекты, допустим, негосударственные организации.
  3. это деятельность, связанная с возведением государственной воли в закон.  Здесь всё предельно ясно. Государство, создавая нормы позитивного права, выражает в них свою волю, определяет какие общественные отношения и как должны регулироваться при помощи этих норм.
  4. это деятельность, направленная на создание норм права в целях урегулирования  соответствующих  общественных отношений. Регулирование общественных отношений, утверждение в обществе определенного порядка – это основная цель правотворчества, но также эта деятельность преследует и другие цели, среди которых можно назвать совершенствование законодательства и системы права.
  5. это деятельность, связанная как с установлением, изменением и отменой норм позитивного права, так и с санкционированием неюридических норм в качестве юридических. Выше уже отмечалось, что правотворчество связано не только с установлением новых норм, но также с изменением и отменой старых, то есть уже существующих. В литературе  редко встречается санкционирование неюридических норм в качестве юридических как составляющая правотворчества. Это объясняется тем, что многие авторы полагают, что государство таким образом не создает новых норм. Но нужно сказать, что сами по себе неюридические нормы не становятся нормами позитивного права,  таковыми их делает государство и его органы.
  6. это деятельность, которая осуществляется уполномоченными на то субъектами или народом. Этой деятельностью не может заниматься кто угодно.  Субъектов правотворчества определяет государство. Ими являются государственные и негосударственные организации, народ.

К государственным организациям относят органы государственной власти, государственные учреждения и государственные предприятия.  Основными субъектами являются высшие органы власти (например, в России, Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ ). Они наделяются государством определенной компетенцией, касающейся правотворчества.

Негосударственные организации –  это органы местного самоуправления. Также могут наделяться государством определенными полномочиями для решения местных вопросов.

Народ участвует в правотворчестве в порядке референдума, принимая какой – либо закон государства. Пример, Конституция РФ 12 декабря 1993 года, которая была принята всенародным голосованием.

  1. это деятельность властного характера. Данный признак выражается в том, что принятые акты правотворческими органами должны соблюдаться и исполняться всеми, кто попадает в сферу их регулирования.
  2. И последний признак, это деятельность, которая регламентируется  законодательством и протекает в рамках установленных им процедур. Порядок принятия законов четко и подробно прописывается в законодательстве, в том числе и Конституции.

Такое определение наиболее подробно раскрывает все особенности правотворческой деятельности, и для понимания применять, конечно, лучше его. Но и нельзя пренебрегать другими точками зрения, они достаточно точно определяют правотворчество, правда, более узко.

Основные принципы правотворчества.

Говоря о правотворчестве нельзя не упомянуть также и о его принципах, которых должны придерживаться правотворческие органы. Принципы правотворчества – это основополагающие идеи, начала, реализация которых  обеспечивает его качество и эффективность.

К общим принципам правотворческой  деятельности относятся: научность, демократизм, законность, интернационализм8. Рассмотрим их поподробнее.

1) Научность заключается в том, что при подготовке и принятии нормативных и иных правовых актов используются данные науки, в основном юридической. «Выработанные в результате аналитических проработок научные обобщения, определения, сравнительные характеристики, классификации, - отмечает С.С. Алексеев, - нередко воспринимаются законодателем, переносятся в законы, особенно в кодексы, иные кодифицированные акты, воспринимаются судебной практикой, становятся нормативными обобщениями»9  В наши дни требование научности к правотворчеству особенно возрастает, поскольку перспективы развития рыночных, национальных государственных, социально – бытовых отношений  четко еще не определены, и регулируя их, законодатели идут на ощупь.

2) принцип демократизма проявляется в принятии нормативных актов путем референдума (народного голосования). Он обеспечивает участие в правотворчестве широкой общественности, принятие нормативных актов осуществляется с учетом мнения общества. Население всегда оповещается о ходе правотворческой деятельности государственных органов, особенно, если это касается прав и свобод человека и гражданина.

3) принцип законности. Правотворческая деятельность осуществляется на основе действующих законов в стране, а также Конституции. И не должна им противоречить.

4) принцип интернационализм. Выделяется очень немногими авторами, в частности, его называет Лазарев, но сущности не раскрывает.

Также другими авторами выделяется принцип профессионализма (предполагает компетентность авторов нормативного акта, т.е. они должны обладать определенными знаниями в политической, экономической и других сферах общественной жизни, а также владеть правилами юридической техники); принцип оперативности (новые нормы права должны быть приняты своевременно. Общественные отношения развиваются, меняются, и правотворческие органы должны своевременно реагировать на такие изменения, устанавливая новые нормы или отменяя действующие); гласность – данный принцип очень тесно связан  с демократизмом, однако, имеет свои особенности. Он выражается в том, что деятельность правотворческих органов должна освещаться в СМИ, а также принимаемые нормативно-правовые акты подлежат обязательному опубликованию, за исключением нормативно-правовых актов, содержащих государственную или военную тайну. А также можно назвать принцип системности, который предполагает, что принятые акты должны вписываться в действующую систему права, не противоречить действующим актам.

 

Глава 2. Правотворчество и правообразование.

 Как же соотносятся правотворчество  и правообразование?  Данный вопрос в отечественной теории государства и права не имеет однозначного ответа. Одни авторы утверждают, что это тождественные понятия, другие наоборот, что одно шире другого. Например, Власенко Н.А. считает, что «…правотворчество и правообразование соотносятся как часть и целое. Правообразование – широкое понятие, в ходе которого формируются взгляды и идеи о необходимости правового регулирования тех или иных общественных отношений,  результатом этого процесса выступает правотворчество»10 к правообразованию относится не только  принятие новых нормативных актов и наделение  их юридической силой, но также их отмена, изменение и разрешение конфликтов норм, восполнение пробелов в действующем законодательстве.

Информация о работе Понятие и стадии правотворчества