Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики правотворчества.
Из цели вытекают следующие задачи:
изучить общее понятие правотворчества, его признаки, стадии
определить соотношение правотворчества и правообразования
исследовать основные проблемы правотворчества на современном этапе.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Иркутский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра теории и истории государства и права
Понятие и стадии правотворчества
Защищена “___”__________2013 г. с оценкой _____________________ Подписи: _____________________ _____________________ |
Курсовая работа студентки 1 курса очного бюджетного отделения гр. 09115 Лыпко Евгении Александровны
Научный руководитель: к.ю.н., профессор Пьянов Николай Андреевич |
ИРКУТСК 2013
Содержание.
Введение.
Право не может существовать без государства, так же как и государство не существует без права. Правотворчество является не только завершающей стадией формирования права, но и выступает одним из признаков, которые отличают государство от других организаций.
Жизнь государства и общества требует определенной стабильности и упорядоченности. Совместное существование и деятельность людей невозможно урегулировать, привести в порядок без каких – то правил поведения. Как мы знаем, внешней формой закрепления и выражения права является законодательство, которое пытались развивать и совершенствовать на протяжении многих лет. Важнейшим условием совершенствования законодательства является овладение определенными умениями, навыками и знаниями по созданию нормативно-правовых актов.
Правотворчество является довольно-таки специфической деятельностью, связанной с созданием или изменением действующих правовых норм в государстве. Как уже упоминалось, она требует специальных знаний и умений, без которых невозможно качественно осуществлять данную деятельность.
Актуальна данная работа тем, что правотворчество – это одно из важнейших направлений деятельности современных государств, по результатам которого судят о демократичности государства, степени его развития, цивилизованности.
В разные исторические этапы развития государств субъекты правотворчества были различны: социальные группы, общественные организации, должностные лица и т.д. Постепенно, с укреплением государственности, правотворческий процесс концентрируется в руках соответствующих государственных органов и должностных лиц. И поэтому в современной юридической литературе под правотворчеством чаще всего понимают создание правовых норм, осуществляемое государственными органами.
Объектом данного исследования являются правоотношения, которые возникают в процессе правотворчества.
Предметом исследования является само правотворчество.
Тема правотворчества
Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики правотворчества.
Из цели вытекают следующие задачи:
Глава 1. Понятие и признаки правотворчества. Основные принципы правотворчества.
Прежде чем приступить к правовому регулированию, каких – либо общественных отношений государству необходимо создать, так называемые регуляторы этих отношений, т.е. нормы позитивного права. Отсюда правотворчество можно определить как «деятельность, связанную с созданием норм позитивного права, а также их изменением и отменой…»5.
Термин «правотворчество»
Надо сказать, что также не существует единого мнения о соотношении правотворчества и нормотворчества. Пьянов Н.А. считает, что деятельность по установлению норм позитивного права, а также их изменению, отмене следует точнее называть не правотворчеством, а нормотворчеством. В то время, как Москалькова Т.Н. и Черников В.В. пишут, что термин «правотворчество» обычно употребляется для обозначения общего процесса принятия правовых актов, независимо от их вида, а «нормотворчество» - для издания лишь нормативных правовых актов. Понятие нормотворчество они полагают возможным трактовать в узком понимании, когда принимается юридический документ, содержащий только нормы права, и в широком смысле, когда юридический документ содержит нормы права и ненормативные правовые предписания 6. Но будем придерживаться того, что правотворчество и нормотворчество тождественны.
Во многих учебниках по теории государства и права, таких как, например, Морозова Л.А. «Теория государства и права», Лазарев В.В. «Общая теория права и государства» и т.д., правотворчество определяется как деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов. И выделяются следующие признаки:
Но такое определение довольно узкое, поскольку государство создает и другие источники права, такие как санкционированный правовой обычай, нормативный договор, юридический прецедент и др. Более широко правотворчество определяет Н.А. Пьянов: это осуществляемая уполномоченными на то субъектами или народом деятельность по установлению, изменению или отмене норм позитивного права, а также санкционированию неюридических норм, в качестве юридических. И, исходя из данного определения можно выявить следующие признаки:
К государственным организациям относят органы государственной власти, государственные учреждения и государственные предприятия. Основными субъектами являются высшие органы власти (например, в России, Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ ). Они наделяются государством определенной компетенцией, касающейся правотворчества.
Негосударственные организации – это органы местного самоуправления. Также могут наделяться государством определенными полномочиями для решения местных вопросов.
Народ участвует в правотворчестве в порядке референдума, принимая какой – либо закон государства. Пример, Конституция РФ 12 декабря 1993 года, которая была принята всенародным голосованием.
Такое определение наиболее подробно
раскрывает все особенности правотворческо
Основные принципы правотворчества.
Говоря о правотворчестве
К общим принципам
1) Научность заключается в том, что при подготовке и принятии нормативных и иных правовых актов используются данные науки, в основном юридической. «Выработанные в результате аналитических проработок научные обобщения, определения, сравнительные характеристики, классификации, - отмечает С.С. Алексеев, - нередко воспринимаются законодателем, переносятся в законы, особенно в кодексы, иные кодифицированные акты, воспринимаются судебной практикой, становятся нормативными обобщениями»9 В наши дни требование научности к правотворчеству особенно возрастает, поскольку перспективы развития рыночных, национальных государственных, социально – бытовых отношений четко еще не определены, и регулируя их, законодатели идут на ощупь.
2) принцип демократизма проявляется в принятии нормативных актов путем референдума (народного голосования). Он обеспечивает участие в правотворчестве широкой общественности, принятие нормативных актов осуществляется с учетом мнения общества. Население всегда оповещается о ходе правотворческой деятельности государственных органов, особенно, если это касается прав и свобод человека и гражданина.
3) принцип законности. Правотворческая деятельность осуществляется на основе действующих законов в стране, а также Конституции. И не должна им противоречить.
4) принцип интернационализм. Выделяется очень немногими авторами, в частности, его называет Лазарев, но сущности не раскрывает.
Также другими авторами выделяется принцип профессионализма (предполагает компетентность авторов нормативного акта, т.е. они должны обладать определенными знаниями в политической, экономической и других сферах общественной жизни, а также владеть правилами юридической техники); принцип оперативности (новые нормы права должны быть приняты своевременно. Общественные отношения развиваются, меняются, и правотворческие органы должны своевременно реагировать на такие изменения, устанавливая новые нормы или отменяя действующие); гласность – данный принцип очень тесно связан с демократизмом, однако, имеет свои особенности. Он выражается в том, что деятельность правотворческих органов должна освещаться в СМИ, а также принимаемые нормативно-правовые акты подлежат обязательному опубликованию, за исключением нормативно-правовых актов, содержащих государственную или военную тайну. А также можно назвать принцип системности, который предполагает, что принятые акты должны вписываться в действующую систему права, не противоречить действующим актам.
Глава 2. Правотворчество и правообразование.
Как же соотносятся