Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики правотворчества.
Из цели вытекают следующие задачи:
изучить общее понятие правотворчества, его признаки, стадии
определить соотношение правотворчества и правообразования
исследовать основные проблемы правотворчества на современном этапе.
Правообразование – многогранная и сложная категория. Если ее рассматривать исторически, то это процесс изначального возникновения и развития права. В структурно-функциональном плане правообразование состоит в деятельности различных субъектов по совершенствованию права. Богмацера Э.В. полагает, что правообразование в содержательном плане шире, чем правотворчество. Поскольку весь процесс формирования права не ограничивается лишь правообразованием. Многие правила поведения до своего закрепления в нормативных актах уже существовали в обществе, и регулировали определенные общественные отношения. Нельзя не согласиться с точкой зрения Г.В. Назаренко, в соответствии с которой «правообразование - это естественно - исторический процесс формирования права, в ходе которого происходят анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний»11. В этой связи можно выделить основные отличия правотворчества от правообразования. Первое отличие в временных рамках. Правообразование не ограничено ими и начинается до официального выражения норм права. В ходе развития общества возникают новые общественные отношения, которые правом еще не урегулированы и принимают различные формы. Постепенно в поведении субъектов этих отношений складываются более выгодные и привычные формы, затем возникают определенные правила регулирования таких отношений, которые впоследствии признаются и санкционируются государством. Второе отличие в объеме содержания процесса. Правообразование включает в себя как процесс, предшествующий правотворчеству, так и само правотворчество. И третье отличие состоит в том, что правообразование складывается из нескольких частей: анализ социальной ситуации; осознание необходимости её правового регулирования; общего представления о юридическом предписании, которое следует издать.
Поскольку правообразование
– сложный и длительный
Правообразование – это
Таким образом, рассмотрев точки зрения различных авторов, можно подвести общий итог. Правотворчество не следует отождествлять с правообразованием, поскольку формирование права связано не только с созданием новых норм и воплощением в них воли государства, но и с зарождением каких – то определенных правил поведения еще в сознании людей, их историческое формирование.
Глава 3. Правотворческий процесс и его стадии.
§ 1. Вопрос о стадиях правотворческого процесса в современной юридической литературе
Прежде чем говорить о стадиях правотворчества, необходимо еще раз обратиться к его понятию и признакам. Так, например, Марченко М.Н. считает, что правотворчество – это процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах, а также процесс придания содержащимся в них правилам поведения общеобязательного характера. Автор подчеркивает, что одним из важнейших признаков правотворчества является возведение государственной воли в закон. Более конкретно трактует этот термин Морозова Л.А., как уже упоминалось в Главе 1, по ее мнению это деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов. В качестве признаков она выделяет: это монопольная деятельность государства, сознательно-интеллектуальная деятельность и это процессуальная деятельность. Такой подход несколько уже, чем подход Пьянова Н.А., который в своем учебнике подробнее рассматривает правотворчество, указывая в дополнение то, что это не только изменение, отмена или создание новых норм позитивного права, но также и санкционирование неюридических норм в качестве юридических. И в соответствии с этим выделяет следующие признаки: это определенная деятельность; это государственная деятельность; связана с возведением государственной воли в закон; направлена на создание норм права в целях упорядочения общественных отношений; осуществляется уполномоченными субъектами или народом; носит властный характер; регламентируется законодательством.
Кратко рассмотрев данные
Вопрос о стадиях правотворческого процесса не имеет однозначного решения в современной юридической литературе.
По мнению Карташова В.Н. правотворческие стадии представляют собой «урегулированные процессуальными нормами (обычаями, традициями и т.п.), относительно обособленные во времени и пространстве, совершаемые в определенной последовательности правотворческие действия (операции), которые связаны с подготовкой, принятием и опубликованием нормативных актов»13. Данное определение достаточно четко и понятно отражает сущность стадий правотворчества.
В литературе по теории государства и права выделяют различное число стадий, от трех до девяти. В.М. Сырых называет шесть стадий, разделяя их на два основных этапа: подготовительный и нормотворческий (законодательный).
Подготовительный этап включает в себя: 1) принятие решения о разработке проекта, 2) подготовка проекта, 3) обсуждение текста проекта, его доработка, согласование.
Нормотворческий этап составляют: 1) внесение проекта на обсуждение правотворческого органа, 2) непосредственное обсуждение проекта, 3) принятие нормативного правового акта и его опубликование.
По сути, точка зрения Н.А. Пьянова не отличается, но последние стадии на двух этапах он разделяет, т.е. отдельно выделяет стадию обсуждения законопроекта и стадию доработки, на втором этапе опубликование отделяется от принятия нормативного правого акта.
Некоторые авторы выделяют только четыре стадии: законодательная инициатива, стадия обсуждения проекта, принятие нормативно правового акта, опубликование. ( Черданцев А.Ф., Морозова Л.А.)
Хотелось бы добавить, что Марченко М.Н. выделяет стадию обсуждения законопроекта как одну из наиболее важных, при этом опуская стадию разработки, что по моему мнению нецелесообразно, поскольку разработка законопроекта не менее важна чем его обсуждение, она требует высокой профессиональной подготовки14.
Итак, ознакомившись с некоторыми точками зрения различных авторов, выделим общие стадии правотворческого процесса и раскроем суть каждой.
§2. Теоретическая модель правотворческого процесса.
В научной и учебной литературе предлагаются самые разные варианты правотворческого процесса. Но чаще, авторы берут за основу законотворческий процесс в Российской Федерации и рассматривают на его примере правотворческий процесс и его стадии. При помощи такого подхода можно охарактеризовать основные стадии процесса принятия законов, однако, не раскрывает полностью процесс правотворчества, так как не рассматривается деятельность, связанная с подготовкой проекта закона. В правотворчество входит не только принятие нормативно – правового акта, но и подготовка его проекта.
Универсальной модели
Подготовительный этап:
Основной этап, его также называют нормотворческим, законодательным: