Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:55, контрольная работа
Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности» . В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие и сущность государства…………………………………………….5
Основные признаки государства…………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы...............................................................17
Введение…………………………………………………………
Понятие и сущность государства…………………………………………….5
Основные признаки государства…………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы....................
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это «объясняется, по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление» .
Рожденное обществом, его
противоречиями, государство само неизбежно
становится противоречивым, противоречивы
его деятельность и социальная роль.
Как форма организации
История государства неотделима
от истории общества. Оно вместе
с обществом проходит длинный
исторический путь от неразвитого к
развитому, приобретает на этом пути
новые черты и свойства. Для
неразвитого государства
Всесторонне раскрыть понятие,
сущность, многосторонние грани, свойства
и черты государства – задача
чрезвычайно трудная. Решить ее можно
лишь при изучении государства конкретно-
Сущность — главное, основное в понятии или явлении. Раскрыть сущность государства — значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является власть, ее принадлежность.
Различают два основных подхода к сущности государства:
При классовом
подходе государство можно
рассматривать как
При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.
При рассмотрении
государства в развитии
Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.
Сущность государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу.
Другие утверждали, что государство является носителем политической власти.
Б.А.Кистяковский считал, что государство есть форма солидарности между людьми.
Л.Гумплович утверждал, что государство — это господство меньшинства имущих над массой неимущих, основанное на экономическом могуществе.
Отдельные ученые сводили сущность государства к разновидности органов управления обществом.
Распространена также точка зрения, что государство выступает прежде всего как средство социального компромисса, как механизм управления делами общества.
Французский мыслитель XVI столетия Жан Боден (1530-1596) рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства".
Английский философ XVI века Томас Гоббс (1588-1679), сторонник абсолютистской власти государства — гаранта мира и реализации естественных прав, определял его как "единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты".
В современный период распространена точка зрения, что государство — это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.
Иногда государство
изображают как надклассовое
образование. Государство на
С этой точки зрения государство выступает как форма организации классового общества, являющейся по своему устройству многоаспектным социальным образованием. Оно появляется на определенном этапе исторического развития вместе с возникновением частной собственности, расслоением первобытного общества на классы и социальные группы с различными интересами, усложняющимся разделением труда и появившейся необходимостью регулирования отношений в обществе между социальными группами и гражданами, налаживанием властного, принудительного управления. Одной из важных причин появления государства явилась необходимость закрепления и охраны форм собственности, прежде всего тех средств производства и богатств, которые появились у незначительной, но весьма влиятельной части общества.
В современных цивилизованных обществах происходит сужение принудительных функций государства, расширение и обогащение социальных функций, что приближает перерастание государства в организацию всего общества, в полностью правовое государство (например, в некоторых передовых странах Запада).
Исходя из сказанного, при определении понятия государства необходимо учитывать как классовые элементы и соответствующие признаки, так и общечеловеческие, внеклассовые черты и признаки.
Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что:
Важным для понимания сущности государства является уяснение его целей, задач и социального назначения.
Платон и Аристотель считали, что государство существует ради утверждения нравственных норм, достижения общего блага людей и справедливости. Платон считал, что государство создает потребности людей и оно полезно. По Аристотелю государство — это политическое общение граждан. В нем обеспечивается жизнь в соответствии с добродетелью.
Сторонники договорной теории происхождения государства считают, что оно возникло также из общих интересов граждан в обеспечении их безопасности (Т.Гоббс), достижения общего блага (Г.Гроций), ради обеспечения общей свободы (Ж.-Ж.Руссо). И.Кант обосновывал правовую концепцию государства. Г.Гегель социальную сущность государства видел в действительности конкретной свободы. Марксисты видели в государстве инструмент классового господства, усмирения столкновения классов и социальных групп. Современные западные политологи считают, что государство существует ради создания разнообразных социальных благ для всех членов общества, справедливого распределения этих благ (Ростоу и др.).
Все это фиксирует лишь отдельные стороны социальной сущности государства. Главное в социальной сущности государства, — оно является организационной формой общества, его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.
Государство
само по себе составляет
Государство выступает
как политическая организация
общества потому, что оно есть
носитель политической власти, осуществляет
регулирование классовых и
Структурная организация
государства состоит в том,
что оно имеет специальный
аппарат управления, многочисленные
государственные органы со
Территориальная структура — это разделение населения по территориальному признаку и территориальная целостность государства. Русский юрист Е.Н.Трубецкой видит в государстве союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. Такой же точки зрения придерживается и его соотечественник В.М.Хвостов, определявший государство как союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти. С характеристикой государства как политической, структурной и территориальной организацией общества связаны такие его черты, как:
В обществе помимо государства есть и другие организации. Возникает вопрос: по каким признакам можно отграничить государство от них, т.е. какими признаками обладает государство.
За всю историю развития человечества великими мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.
Так, древнегреческий ученый и философ Демокрит (460-370 до н.э.) считал специфической особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. "Хорошо управляемое государство, - писал он, - есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет".
Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106-43 до н.э.) рассматривал в качестве одного из основных признаков государства - дело "достойное народа". Причем под народом им понималось "не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов".