Понятие и сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности» . В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие и сущность государства…………………………………………….5
Основные признаки государства…………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы...............................................................17

Файлы: 1 файл

Содержание (2).docx

— 32.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

Понятие и сущность государства…………………………………………….5

Основные признаки государства…………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………16

Список использованной литературы...............................................................17

 

 

 

Введение

Вопросы о государстве, его  понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу  основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это «объясняется, по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление» .

Рожденное обществом, его  противоречиями, государство само неизбежно  становится противоречивым, противоречивы  его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность  и управляемость, государство выполняет  функции, обусловленные потребностями  общества и, следовательно, служит его  интересам. По мнению К. Маркса, государство  интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие  дела, вытекающие из природы всякого  общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общем достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества . Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный  исторический путь от неразвитого к  развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для  неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно  сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом  на аппарате принуждения. Развитым государство  становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации  и демократии. Оно «обеспечивает  организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности» . В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно  лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя  при этом прошлые и настоящие  научные достижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность государства

Сущность — главное, основное в понятии или явлении. Раскрыть сущность государства — значит выявить  то главное, определяющее, что обусловливает  его объективную необходимость  в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться  без государства. Сущность государства  — то главное в этом явлении, что  определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является власть, ее принадлежность.

   Различают два основных подхода к сущности государства:

 

  • классовый;

 

  • общесоциальный.

 

   При  классовом   подходе  государство   можно   рассматривать  как  организацию   политической   власти   господствующего  класса, при котором  возникают  классовые противоречия, разрешаемые  с помощью насилия. Классовая  сущность государства ярко выражена  в недемократических, диктаторских  государствах.

  При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.

    При рассмотрении  государства в развитии прослеживается  закономерность постепенного перехода  от классовой сущности государства  к социальной.

  Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.

   Сущность государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу.

   Другие утверждали, что государство является носителем политической власти.

   Б.А.Кистяковский считал, что государство есть форма солидарности между людьми.

   Л.Гумплович утверждал, что государство — это господство меньшинства имущих над массой неимущих, основанное на экономическом могуществе.

    Отдельные ученые сводили сущность государства к разновидности органов управления обществом.

    Распространена также точка зрения, что государство выступает прежде всего как средство социального компромисса, как механизм управления делами общества.

   Французский мыслитель XVI столетия Жан Боден (1530-1596) рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководство­ваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны да­вать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства".

    Английский философ XVI века Томас Гоббс (1588-1679), сторонник абсолютистской власти государства — гаранта мира и реализации естественных прав, определял его как "единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты".

    В современный период распространена точка зрения, что государство — это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.

   Иногда государство  изображают как надклассовое  образование. Государство на самом  деле выступает как инструмент  решения общих дел, как организация  всего общества. Это организующая  сила общества, которая выражает  и охраняет личные и общественные  интересы всех граждан общества (общесоциальная функция). Именно  в этом плане государство как  историческое явление имеет двойственную  природу. Этот момент подчеркивал  К.Маркс. Он писал, что государство  выступает: как политическая форма  организации общества и как  орудие элитарно-классового господства. Следовательно, существуют социальная, общечеловеческая и классовая  стороны государства. «Деятельность  государства, — писал К.Маркс,—  охватывает два момента: и выполнение  общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфическую функцию, вытекающую из противоположности между правительством и народными массами» (Соч. Т. 25. Ч.  1. С. 422).

     С этой точки зрения государство выступает как форма организации классового общества, являющейся по своему устройству многоаспектным социальным образованием. Оно появляется на определенном этапе исторического развития  вместе с возникновением частной собственности, расслоением первобытного общества на классы и социальные группы с различными интересами, усложняющимся разделением труда и появившейся необходимостью регулирования отношений в обществе между социальными группами и гражданами, налаживанием властного, принудительного управления. Одной из важных причин появления государ­ства явилась необходимость закрепления и охраны форм собственности,  прежде всего тех средств производства и богатств, которые появились у незначительной, но весьма влиятельной части общества.

    В современных цивилизованных обществах происходит сужение принудительных функций государства, расширение и обогащение социальных функций, что приближает перерастание государства в организацию всего общества, в полностью правовое государство (например, в некоторых передовых странах Запада).

   Исходя из сказанного, при определении понятия государства необходимо учитывать как классовые элементы и соответствующие признаки, так и общечеловеческие, внеклассовые черты и признаки.

   Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что:

 

  • это территориальная организация людей;

 

  • им преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;

 

  • создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.

    Важным для понимания сущности государства является уяснение его целей, задач и социального назначения.

    Платон и Аристотель считали, что государство существует ради утверждения нравственных норм, достижения общего блага людей и справедливости. Платон считал, что государство создает потребности людей и оно полезно. По Аристотелю государство — это политическое общение граждан. В нем обеспечивается жизнь в соответствии с добродетелью.

   Сторонники договорной теории происхождения государства считают, что оно возникло также из общих интересов граждан в обеспечении их безопасности (Т.Гоббс), достижения общего блага (Г.Гроций), ради обес­печения общей свободы (Ж.-Ж.Руссо). И.Кант обосновывал правовую концепцию государства. Г.Гегель социальную сущность государства видел в действительности конкретной свободы. Марксисты видели в государстве инструмент классового господства, усмирения столкновения классов и со­циальных групп. Современные западные политологи считают, что государство существует ради создания разнообразных социальных благ для всех членов общества, справедливого распределения этих благ (Ростоу и др.).

    Все это фиксирует лишь отдельные стороны социальной сущности государства. Главное в социальной сущности государства, — оно является организационной формой общества, его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.

     Государство  само по себе составляет социальную  ценность, ибо оно есть гарант  стабильности, порядка, хранитель  прав и свобод человека. Сущность  его связана не только с  экономическими, классовыми факторами,  но и с культурой, духовной  жизнью общества. Именно эта связь  и превращает государство в  политическую, структурную и территориальную  организацию общества.

  Государство выступает  как политическая организация  общества потому, что оно есть  носитель политической власти, осуществляет  регулирование классовых и групповых  отношений. Суть государства состоит  в том, что это единственная  организация политической власти, управляющая всем обществом. Политическая  власть рассматривается в качестве  общего признака и основного  орудия государства. 

  Структурная организация  государства состоит в том,  что оно имеет специальный  аппарат управления, многочисленные  государственные органы со сложной  системой их взаимоотношений.

   Территориальная структура — это разделение населения по территориальному признаку и территориальная целостность государства. Русский юрист Е.Н.Трубецкой видит в государстве союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. Такой же точки зрения придерживается и его соотечественник В.М.Хвостов, определявший государство как союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти. С характеристикой государства как политической, структурной и территориальной организацией общества связаны такие его черты, как:

 

  • монополия на принудительную власть,

 

  • суверенитет государственной власти,

 

  • издание законов,

 

  • взимание налогов.

 

 

 

 

 

 

Основные  признаки государства

   В обществе помимо государства есть и другие организации. Возникает вопрос: по каким признакам можно отграничить государство от них, т.е. какими признаками обладает государство.

   За всю историю развития человечества великими мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.

   Так, древнегреческий ученый и философ Демокрит (460-370 до н.э.) считал специфической особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. "Хорошо управляемое государство, - писал он, - есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет".

  Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106-43 до н.э.) рассматривал в качестве одного из основных признаков государства - дело "достойное народа". Причем под народом им понималось "не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов".

Информация о работе Понятие и сущность государства