Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:22, реферат
Власть как таковая представляет собой особый вид общественных отношений, присущий человечеству на всех этапах его развития. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и организации.
В важнейших трактовках власти делается акцент на различных сторонах и проявлениях этого феномена.
1. Понятие и сущность власти
1.1 Понятие и
сущность власти
Власть как таковая представляет
собой особый вид общественных отношений,
присущий человечеству на всех этапах
его развития. Через властные отношения
реализуется объективная потребность
общества в саморегуляции и организации.
В важнейших трактовках власти делается акцент на различных сторонах и проявлениях этого феномена. С учетом этих трактовок власть в самом общем значении можно охарактеризовать как социальное отношение, которое проявляется в возможности и способности одних людей принимать решения, имеющие обязательный характер для других, влиять на их деятельность, используя авторитет, право, насилие и другие средства.
Смысл, исторически закрепившийся за понятием власть, фиксируется в таких терминах, как господство, влияние, подчинение, насилие, авторитет. Эти термины указывают на отдельные функции и формы власти, на доминирование тех или иных их признаков.
Власть в обществе имеет источник и основные параметры - масштабы, объем, время и пространство. Масштабы власти - это характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти - это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Время власти - это период функционирования данной власти, того или иного властного органа. Пространство власти - это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или по крайней мере формально функционирует.
Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.
Отличительными признаками политической власти являются:
- верховенство, то есть обязательность, ее решений для всего общества;
- всеобщность, то есть
функционирование на основе
- моноцентричность, то есть существование общего государственного центра принятия решений;
- многообразие ресурсов - экономические, социальные, культурно-информационные, нравственные, принудительные и др.
Основные компоненты структуры власти - это субъект, объект, ресурсы и процесс, характеризующийся механизмом и способами властвования.
Субъект власти - это ее обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало. Им может быть правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов).
Объектом власти могут быть отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти.
Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическими режимами народ является только объектом политической власти.
Границы отношения объекта власти к ее субъекту простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Готовность к подчинению зависит от качеств объекта, от характера предъявляемых ему требования, от средств воздействия на него, от восприятия субъекта.
Качества объекта политической власти во многом определяются политической культурой населения. Так, патриархальный и подданнический типы культуры формируют покорность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой». Активистский тип культуры формирует гражданина, готового нести ответственность за страну, а не покорного слугу власть предержащих.
Ресурсы власти - это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.
Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т. п.
Социальные ресурсы - это группы и слои общества, на поддержку которых может рассчитывать власть в проведении политики.
Культурно-информационные ресурсы - это знания и информация, а также средства их получения и распространения (учреждения науки и образования, средства массовой информации). В современном мире значимость культурно-информационных ресурсов как источника власти повышается.
Демографические ресурсы - это наиболее универсальный вид ресурсов: люди, производящие материальные, культурно-информационные и прочие ресурсы.
Принудительные (силовые) ресурсы - это оружие, институты принуждения и специально подготовленные люди. Ядро силовых ресурсов составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественными атрибутами.
Власть обычно применяет различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в их использовании располагает государство.
Процесс властвования характеризуется механизмом и способами властвования.
Механизм власти - это социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.
Существуют два главных подхода к властвованию:
1) побуждение объекта к действиям, угодным субъекту, и
2) обеспечение бездействия
подвластных, блокирование нежелательных
для субъекта видов их
Способы властвования могут быть классифицированы на: демократические (при участии исполнителей в принятии решений); авторитарные (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными); тоталитарные (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом); конституционные (правление в рамках закона); деспотические (всевластие и произвол); либеральные (уважение свободы и прав личности) и пр.
При классификации способов властвования нередко учитывается стиль поведения правителей. Так, Н. Макиавелли различал среди них «львов» (приверженцев откровенного прямолинейного господства, склонных к применению насилия) и «лис» (властителей гибких). Эти психологические характеристики впоследствии были использованы известным итальянским ученым В. Парето, исследовавшим роль элит в процессах оптимизации власти.
1.2 Источники власти
Источники власти - средства
подкрепления, с помощью которых он сможет
обеспечить удовлетворение соответствующих
мотивов другого, задержать это удовлетворение
или предотвратить его. Такие ресурсы,
особые для каждого мотива, мы будем называть
источниками власти. Выделяется пять видов
источников власти, позднее Равен и Круглански
дополнили эту классификацию еще одним
видом - информационной властью - и провели
дальнейшую дифференциацию видов власти,
исходя из последствий применения власти,
связанной с каждым из источников, и "стоимости"
этого применения. Мы ограничимся лишь
кратким перечислением этих источников.
· Нормативная власть - существуют некие нормы, согласно которым один человек имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения, а в случае необходимости настаивать на них.
· Власть вознаграждения - ее сила определяется ожиданием удовлетворения своих
потребностей или вознаграждения (банальный пример - это работа за заработную плату).
· Власть принуждения, или наказания - принуждение здесь заключается в том, что
пространство возможных действий В результате угрозы наказания суживается. В предельном случае власть принуждения может осуществляться непосредственно физически, например, когда ребенка, который не хочет ложиться спать, бьют или насильно укладывают в постель.
· Власть эталона - основана на отождествлении одного человека с другим и желании быть похожим на него.
· Власть знатока - основана на особых знаниях, интуиции или навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.
· Информационная власть - имеет место в тех случаях, когда один человек владеет
информацией, способной скомпрометировать другого человека (шантаж).
По следующему вопросу существует отдельная дисциплина со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно - теория управления, где рассматриваются методы управления вплоть до раскладки на математические формулы и модели. Теперь же после рассмотрения основных определений и источников власти следует определить, что же такое управленческие решения.
1.3. Формы власти
Власть может принимать разнообразные
формы. Френч и Рэйвен, исследователи в
области власти и лидерства (руководства),
разработали удобную классификацию основ
власти. Согласно их классификации, имеется
пять основных форм власти:
1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, что помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.
Власть посредством принуждения, влияние через страх — так представляют себе власть люди, критикующие ее. Страх, как правило, создает образы насилия: заряженный пистолет, угроза пытки, поднесенный к лицу кулак. Но если бы физическая боль была единственным механизмом страха и принуждения, власть, основанная на принуждении, навсегда исчезла бы из организаций, после того как эмансипация отменила кнут Саймона Легри. Жестокость часто служит посредником страха, но никогда не является целью. Когда у человека замирает сердце от страха - это происходит потому, что напрямую угрожают его фундаментальной потребности – выживанию или защищенности.
Исследования показывают, что обращение к страху может стать эффективным методом влияния, если предлагаются конкретные меры. Такое обращение можно встретить в телевизионных коммерческих рекламах, которые показывают, как люди возносятся на небеса и там им говорят, что им следовало бы застраховать жизнь, чтобы обеспечить материально своих близких.
При большом спросе на компетентных,
опытных руководителей грубые угрозы
увольнения обычно не имеют должного эффекта.
Вместо желаемого действия такие угрозы
иногда приводят не к чему иному, как к
дополнительным расходам комиссионных
агентству по найму и к долгому мучительному
поиску замены. Гораздо чаще страх, нагоняемый
на руководителя, направлен не на материальные
интересы, а на его самолюбие. Поскольку
авторитет руководителя держится на уважении
к их личности, они, как правило, болезненно
реагируют на всякие унижения. Чтобы избежать
чрезмерного воздействия, унижение выдается
руководителям в малых дозах: вскользь
брошенное замечание, что другой руководитель
уже справился со своим заданием; намек,
что кандидата в вице-президенты лучше
найти на стороне; назначение на непрестижную
должность, от которой все отказываются;
выделение менее удобного кабинета. Это
лишь малая доля имеющихся способов вселить
в руководителя страх, что он или она не
пользуются должным уважением и им, возможно,
следует работать более напряженно.
2. Власть, основанная
на вознаграждении. Исполнитель верит,
что влияющий имеет возможность удовлетворить
насущную потребность или доставить удовольствие.
Обещание вознаграждения — один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния на других Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что он или она в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, ждут получения вознаграждения в той или иной форме. В контексте мотивационной теории ожидания исполнитель представляет, что имеется большая вероятность получения прямого или косвенного вознаграждения, которое удовлетворит активную потребность, и что он способен сделать то, чего желает руководитель.
Поскольку все — личности и
их потребности имеют уникальный характер,
постольку то, что одному представляется
ценным вознаграждением, может не показаться
таковым другому или тому же первому, но
в иной ситуации. Чтобы влиять на поведение,
вознаграждение должно восприниматься
как достаточно ценное. Другими словами,
исполнителю должно предоставляться такое
вознаграждение, чтобы оно было адекватно
согласию на влияние.
3. Экспертная власть.
Исполнитель верит, что влияющий обладает
специальными знаниями, которые позволят
удовлетворить потребность.
Влияние через разумную веру осуществляется следующим образом. Исполнитель представляет, что влияющий обладает особым экспертным знанием в отношении данного проекта или проблем. Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя. В этом случае влияние считается разумным потому, что решение исполнителя подчиниться является сознательным и логичным. П. Коттер отмечает, что, "веря в компетенцию руководителя, другие полагаются на него. Руководители обычно добиваются этого типа власти благодаря своим достижениям. Чем больше эти достижения и чем более они явны, тем больше власти добивается руководитель".
Убедительным примером влияния через разумную веру являются отношения, которые складываются у большинства людей со своим лечащим врачом. Доктор время от времени используют такой инструмент, как страх, но они не могут принудить пациента принять лечение. Мы следуем указаниям нашего врача потому, что врачи обладают знаниями и способностью излечивать и предотвращать болезни. Поскольку у нас самих нет медицинских знаний, мы не знаем наверняка, способен ли наш врач удовлетворить эту нашу потребность. Следовательно, мы принимаем его или ее влияние, так как верим в компетенцию медика.
Личность может использовать экспертную власть в организации, когда он или она имеют информацию или идеи, которые, по представлению других, помогут организации или подразделению достигнуть цели или принять более приемлемое решение. Другие часто считают, что им нужны экспертные знания для достижения своих личных целей. Исследования показали, что, если группе людей скажут, что один из них является экспертом в определенной области, группа, скорее всего, будет следовать рекомендациям этого человека. Это верно даже тогда, когда у данного лица отсутствует приписываемая ему компетенция.