Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:22, реферат
Власть как таковая представляет собой особый вид общественных отношений, присущий человечеству на всех этапах его развития. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и организации.
В важнейших трактовках власти делается акцент на различных сторонах и проявлениях этого феномена.
Несмотря на уже рассмотренные определенные различия руководства и лидерства, они все-таки имеют немало общего. Существует представление о том, что их сближают следующие общие черты: руководитель и лидер осуществляют значимое социальное влияние в коллективе, только разными средствами; они выполняют роль координаторов, организаторов деятельности членов социальных групп и используют субординационные отношения: в первом случае они четко регламентированы, во втором - заранее не предусмотрены.
Формирование социально-психологической
структуры коллектива связано с выдвижением
лидеров в неформальных малых группах
и в коллективе в целом. Лидерство, повторим,
связано с выражением, оформлением и регулированием
внутригрупповых межличностных отношений,
носящих неофициальный характер, что проявляется
через личную форму власти, признаваемое
группой право на влияние и оценку. Лидер
олицетворяет систему предпочитаемых
группой целей и ценностей, является их
носителем и активным проводником в жизнь.
В связи с этим лидером считается тот,
чьи установки и ориентации становятся
референтными, исходными эталонами для
всех или большинства членов группы в
оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности.
Лидер ведет группу, организует, планирует
и управляет ее социальной деятельностью,
проявляя при этом более высокий, чем все
остальные члены группы, уровень активности.
В силу большого значения, которое имеет
в социальной психологии и психологии
управления феномен лидерства, он изучался
многими исследователями: в настоящее
время имеется несколько классификаций
форм лидерства и типов лидеров. Лидерство
тесно связано с решением тех или иных
групповых задач, поэтому оно классифицируется
в соответствии с видами групповой деятельности.
Различают групповые формы деятельности
инструментального и экспрессивного вида.
Инструментальные виды деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана, тогда как экспрессивные виды деятельности нацелены на поддержание единства группы, ее дальнейшее развитие и сплочение. В соответствии с этим различают два основных типа лидеров.
Первый — это функциональный (инструментальный) тип, служащий орудием производства. Следовательно, инструментальный лидер как бы выполняет роль инструмента для достижения группой своих целей. Такой лидер (компетентный, интеллектуальный лидер) сосредоточен на поставленных задачах, и именно он неустанно борется за их достижение. Таким образом, целью инструментального лидерства является управление группой в процессе решения ее целевых задач. Для этого лидер использует двигательные, эмоциональные, интеллектуальные, волевые, моральные усилия, как правило, направленные на решение конкретных оперативных и перспективных задач групповой деятельности.
Второй тип лидера — аффективный (экспрессивный), это лидер, возникающий в системе неформальных межличностных отношений в группе людей, занятых какой-либо совместной деятельностью, объединенных общими интересами и целями. Интересы, мотивы и установки экспрессивного лидера напрямую не связаны с содержанием деятельности, так как он сконцентрирован на взаимоотношениях между участниками группы, его роль заключается в обеспечении позитивного психологического климата группы и ее стабильности. Наиболее важные отличия экспрессивного типа лидера от инструментального состоят в том, что для первого интеллект и интеллектуальные способности не имеют столь определяющего значения, как для второго.
Необходимо обратить особое внимание на различия в мотивации этих двух типов лидерства. Исследования показывают, что функциональный тип легче добивается лидирующего положения в очень благоприятных или очень неблагоприятных ситуациях, в то время как экспрессивный легче достигает этого в промежуточных случаях. Кроме того, установлено, что, если в группе примерно равное соотношение участников по полу, функциональным лидером чаще становится мужчина, а экспрессивным — женщина. Психология в своих предметных областях имеет достаточное число различных классификаций не по задачам, которые делегируются лидеру группой, а по иным психологическим свойствам. Так, одной из наиболее известных в настоящее время типологий является та, которую разработали в школе психоанализа, с чьих позиций выделяют десять типов лидеров:
«Соверен» (патриарх). Лидер в образе строгого, но любимого отца, который способен вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе и которого любят и почитают.
«Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту, как правило, свою силу. Ему стараются подражать, особенно в плане внешнего поведения.
«Тиран». Он становится лидером потому, что внушает окружающим чувство повиновения, безотчетного страха. Его считают самым сильным, волевым, поэтому тиран — это доминирующая, авторитарная личность, которого обычно боятся и которому подчиняются.
«Организатор». Выступает для членов группы как сила для поддержания самоутверждения и удовлетворения потребностей каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, и его также уважают.
«Соблазнитель». Он становится лидером, играя на слабостях других членов группы. Выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям, предотвращая конфликты, снимая напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его недостатков.
«Герой». Жертвует собой ради других, поэтому такой тип особенно проявляется в ситуациях группового протеста. Благодаря его храбрости другие ориентируются на лидера, видят в нем стандарт силы и справедливости. Он способен увлекать за собой людей.
«Дурной пример». Выступает как источник подражания для личности слабой и конформной, так как способен эмоционально заражать других, бездумно следующих за ним не всегда к положительной цели.
«Кумир». Он влечет, притягивает к себе, заражает других положительными эмоциями; его любят, боготворят и идеализируют.
3. Практическое применение лидерства в России. Исследование власти в городе Томске
3.1 Лидерство в России
Еще совсем недавно нам постоянно твердили: «Как положено, так и делай, никакой самодеятельности». От людей требовали не просто послушания, а чуть ли не подчинения. Во всем сквозил строгий контроль и регламентация. Никаких нововведений без разрешения вышестоящих на то лиц. Всякая инициатива отвергалась. Детей воспитывали, прежде всего, как «послушников», а не как ярких личностей, способных привнести в этот мир что-то кардинально новое, свое. Например, на уроках литературы в школе, зачастую нас не просили высказывать свое мнение в сочинении, а требовалось лишь перефразировать известных и «разрешенных» критиков, отразить их мысли в своей тетради, после чего уже гарантировалось, что оценка твоего сочинения будет положительной. Нас не учили размышлять, докапываться до сути. Что тебе скажут, то и делай. У этого, конечно, были и свои плюсы, например, никакой ответственности, вся она ляжет на плечи вышестоящих лиц. Но больше минусов. И самое главное - человек перестает быть личностью, перестает быть человеком со своими, а не предписанными, идеалами и принципами. У него нет цели, куда направят - туда и пойдет, что скажут-то и сделает.
Лидерство в России, на мой взгляд, сейчас переживает трудный момент. Старые подходы устарели, новые еще не выработаны до конца.
Лидерство очень тесно связано с людьми, их интересами, традициями, менталитетом. Человек постоянно изменяется в лучшую или худшую сторону вместе с окружающей его средой, обстановкой. Соответственно меняются и принципы и ценности этих людей. Следовательно, необходимо менять и стиль руководства этими людьми. Вот почему ученые многих стран на протяжении многих лет пытаются найти все новые и новые подходы к теории лидерства. Сейчас Россия как раз переживает один из самых сложных периодов, период перестройки на новый лад, перестройки ценностей, целей, желаний, стремлений. У людей в нашей стране появляются новые стимулы - все это наносит свой отпечаток на теорию лидерства.
Приведем некоторые характеристики новых российских лидеров. В исследовании Института социологии РАН анализировалось происхождение новой российской бизнес-элиты. Социально-экономическая ситуация в стране способствовала выделению человеческих групп лидеров:
Группа «комсомольцев» и «физиков» (около 33% новых бизнесменов). Эта группа имеет 2 источника:
Центры научно технического творчества молодежи - НТТМ (17%), средний возраст представителей данной группы приблизительно 30 лет;
Научно-исследовательские институты (15%). Средний возраст - 36 лет.
Более традиционные источники пополнения бизнес-элиты - банки и промышленные предприятия. Выходцы из банковской сферы составляют 14% элиты, а из промышленности - 23%.
Специфическая группа - «природные таланты» (5%). Средний возраст этой группы составляет 52 года. Это те лидеры, которые появились только благодаря сложившейся социально-экономической ситуации.
Пополнение армии российских бизнесменов представителями элитных семей составило 8% их общего числа. Средний возраст этой категории - 26 лет.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы. Лидерство - способность влиять на других таким образом, чтобы они работали на достижение целей. Власть, способность влиять на поведение людей необходимы для эффективности организации, потому что руководители зависят от людей, над которыми у них нет прямой власти, или есть, но очень слабая.
Основные типы власти - это принуждение, вознаграждение, компетенция, пример и традиции. Руководитель может также влиять через разумную веру, вовлечение в принятие решений и убеждение.
Эффективность какого-то типа власти зависит от ситуации и от того, считает ли исполнитель, что руководитель может удовлетворить или не удовлетворить его активную потребность. Поэтому у каждого метода есть плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.
Отрицательно влияет на результативность работы руководителя отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.
Из-за меняющихся социальных ценностей, руководители организаций считают убеждение и участие самыми эффективными средствами влияния на тех, кто не занимает управленческих должностей, коллег, и на тех, кто не является членом организации.
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию.
В данной работе приведены результаты исследования власти и влияния на подчинённых в организациях города Томска.
Исследование показало, что
наиболее широко применяемой и эффективной
формой власти в Томске является власть,
основанная на вознаграждении, а основным
средством поощрения является денежная
премия. Многие руководители в городе
Томске не знакомы с научной теорией управления.
Согласно результатам исследования, можно
сделать вывод о том, что в хорошем лидере
должно быть сочетание таких важнейших
качеств как способность ладить с другими
людьми и в тоже время умение склонить
ведомых людей к выполнению определенных
действий. Исследование доказало, что
такая форма власти как принуждение чаще
всего не эффективна в управлении.
В заключение хочу сказать, что, по моему
мнению, проблема лидерства с каждым днем
становится все более насущной. В современных
условиях руководитель не являющийся
лидером, который не имеет за своей спиной
сработанной команды, вряд ли сможет эффективно
управлять предприятием.
Список использованной литературы
Абалкин Л.И. Менеджмент: Учебник. М.: Финстатинформ, 2005
Абрамова М.А., Александрова Л.С. Основы менеджмента. М., 2004
Антонов Н.Г., Пессель М.А. Менеджмент: Учебник. М., 2003
Бункина М.К. Теория управления: Учебное пособие. М.: ДИС, 2001
Бурганова Л.А. Теория управления: Учебное пособие. - М.: ИНФРА_М, 2005
Большаков А.С., Михайлов В.И. Теория управления. СПб: Питер, 2002
Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 2004
Герчикова И.И. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005