Понятие и виды демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:23, контрольная работа

Описание работы

В наше время слово "демократия" стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного политического движения (Либерал-демократы, Социал-демократы, Христиан-демократы и т.д.), которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем она выражается предлагается к рассмотрению в данной работе. Целью работы является изучение самой демократии в России, её форм, а именно непосредственной и представительной демократии и таких институтов как: референдум и выборы, поскольку в основном через вышеуказанные институты и осуществляется народовластие, т.е. демократия.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие демократии 4
2. Непосредственная демократия 7
3. Представительная демократия 12
Заключение 16
Список использованной литературы и нормативных источников 17

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА КПРФ.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)


 

CОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение                                                                                                        3

1. Понятие демократии                                                                                 4

2. Непосредственная демократия                                                                 7 

3. Представительная демократия                                                             12

Заключение                                                                                                   16

Список использованной литературы и нормативных источников           17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 В наше время слово "демократия" стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного политического движения (Либерал-демократы, Социал-демократы, Христиан-демократы и т.д.), которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем она выражается предлагается к рассмотрению в данной работе.

Целью работы является  изучение  самой демократии в  России, её форм, а именно непосредственной и представительной демократии и таких институтов как: референдум и выборы, поскольку   в основном через вышеуказанные институты и осуществляется народовластие, т.е. демократия. Вышеуказанная работа рассмотрена насколько это возможно в допустимых рамках объёма контрольной работы.

Для большего раскрытия данного вопроса изначально предлагается к рассмотрению, понятия демократии после перейти к рассмотрению ее форм, а именно к  форме непосредственной демократии, рассмотрев при этом виды прямого народного волеизъявления путем референдума и выборов, а во второй части контрольной работы перейти к рассмотрению вопроса представительной демократии.  И завершается данная работа общими выводами в виде заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие демократии

В современном языке слово "демократия" имеет несколько значений. Его  первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. "Демократия" переводится с древнегреческого как "народовластие" или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, "правление народа, избранное народом и для народа".      Производным от этимологического понимания демократии является ее более широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В этом смысле говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Понимаемая в широком значении, демократия может существовать всюду, где есть организация, власть и управление.         С этимологическим пониманием демократии связаны также и другие - третье и четвертое - значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие.     В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Современные демократические движения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.

Термином «демократия» обозначается форма государства  в том случае, если законодательная  власть в нём представлена коллегиальным  органом, выбранным народом, если осуществляются закреплённые законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан, независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.  Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов. Данный политический режим  означает гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений1.       Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления2.      

 В Конституции Российской Федерации указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие — «демократия» в переводе с древнегреческого).

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что  в своей совокупности составляет политическую систему.

Поэтому признание народа в качестве верховного носителя государственной власти является выражением народного суверенитета.3

Конституция определяет формы осуществления местного самоуправления в РФ. К ним относятся: референдумы  местного значения, участие в выборах в органы местного самоуправления (непосредственная демократия), осуществление местного самоуправления через выборные и другие органы местного самоуправления (представительная демократия), другие формы прямого волеизъявления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ)4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Непосредственная демократия

Субъекты непосредственной демократии — это не просто граждане и организации, которые являются носителями субъективных прав и обязанностей. В данном случае акцент делается на права, а не на обязанности, а права этих субъектов реализуются только в политической сфере.

Под субъектом непосредственной демократии понимается тот активный элемент (индивид  или коллектив), который путем  непосредственного властного изъявления осуществляет государственную или иную публичную власть.

Таким образом, к субъектам непосредственной демократии следует отнести: отдельную личность (прежде всего гражданина); различного рода объединения граждан: общественные организации, инициативные группы, собрания; граждан, проживающих на территории одного субъекта Российской Федерации, обладающих избирательным правом; весь многонациональный народ Российской Федерации. 5

При непосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме:

•   референдума;

•   выборов;

 •  всенародных и иных обсуждений проектов законов, других важных   вопросов государственной жизни;

•  правотворческой  инициативы;

• участия в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан;

•  индивидуальных или  коллективных обращений (петиций) в  органы государственной власти и  местного самоуправления. 6

Самыми активными и  действенными формами народного  участия в управлении делами государства  и местного сообщества являются голосование на выборах и референдумах.

Основное отличие процедуры  выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в депутаты представительного органа или на какую-нибудь должность. При референдуме объект волеизъявления — не человек (кандидат), а определенный вопрос — принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства, региона или территории. 

Референдум — это всенародное голосование российских граждан по законопроектам, действующим законам и наиболее важным вопросам государственного и местного значения. Вопросы, выносимые на всенародное голосование, или совокупность предлагаемых вариантов принято называть формулой референдума. Она предполагает положительный или отрицательный ответ избирателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Принятым считается то решение, которое собрало наибольшее число голосов7.

Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать  в референдуме закреплено в ст. 32 Конституции РФ, в которой это право рассматривается как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства.

     Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.8

Согласно ст. 84 Конституции  РФ Президент Российской Федерации  назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе голосовать на референдуме, участвовать в действиях по подготовке референдума9.

Референдум Российской Федерации проводится по инициативе: не менее чем двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Федерации проживает не более 10 процентов из них; Конституционного Собрания, если им будет принято решение о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование10.

 Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, должна представить в орган, установленный федеральным конституционным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения11.

Референдум Российской Федерации признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение признается принятым на референдуме, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования Центральной комиссией референдума, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме12.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Демократические выборы — это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные "выборы", которые являли собой сплошной фарс. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.

В демократическом государстве  при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть — быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах  — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей  им власти. Наиболее существенный признак  выборов — прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Выборы государственных  органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании13.

Полная свобода воли в избирательной кампании является правовой основой демократических выборов.

 

 

 

  1. Представительная демократия

 

Различают институты  представительной и непосредственной Демократии, в зависимости от формы волеизъявления народа. Согласно действующей Конституции РФ народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 3), а представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Россииской Федерации (ст. 94). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако их существование признается и гарантируется (ст. 12).

Информация о работе Понятие и виды демократии