Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:23, контрольная работа
В наше время слово "демократия" стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного политического движения (Либерал-демократы, Социал-демократы, Христиан-демократы и т.д.), которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем она выражается предлагается к рассмотрению в данной работе. Целью работы является изучение самой демократии в России, её форм, а именно непосредственной и представительной демократии и таких институтов как: референдум и выборы, поскольку в основном через вышеуказанные институты и осуществляется народовластие, т.е. демократия.
Введение 3
1. Понятие демократии 4
2. Непосредственная демократия 7
3. Представительная демократия 12
Заключение 16
Список использованной литературы и нормативных источников 17
Представительство народа — понятие условное. Возможно, оно перестало бы быть таковым, если бы всех депутатов избирал народ в целом, и депутаты не являлись одновременно представителями какой-либо партии (а в парламентах демократических государств таких депутатов большинство). На самом же деле за депутата голосует не весь народ, а избиратели лишь одного округа, которые учитывают не только личные качества кандидата, но и его партийную принадлежность, ориентир на ту или иную предвыборную программу14.
Правовое положение парламентария (депутата) во многом определяется природой его мандата.
Депутатский мандат (от лат. mandatum — поручение) — документ, удостоверяющий законность полномочий депутата. В более широком смысле депутатский мандат представляет собой весь объем полномочийй, прав и обязанностей депутата, а также форму взаимоотношений депутата с избирателями. Различают два вида депутатского мандата: императивный и свободный мандат.
Императивный мандат, существовавший в СССР и РСФСР, означает, что депутат рассматривается как непосредственный представитель той части населения, которая его избрала. Отсюда вытекает ответственность депутата перед избирателями, имеющими право давать наказы депутатам и отзывать их в установленных законом случаях, т. е. связанность волей избирателей в течение всей депутатской деятельности.
Отзыв депутата избирателями
практически не исключает ситуации,
когда депутат, получивший на выборах
относительное большинство
Современное конституционное
право России устанавливает свободный
депутатский мандат, поскольку депутат
Государственной Думы, независимо от
того, избран он по одномандатному или
федеральному избирательному округу,
рассматривается как представит
Мандат члена Совета Федерации имеет некоторые особенности, связанные с природой данной палаты Федерального Собрания. С одной стороны, он не избирается населением непосредственно, а как уже отмечалось, избирается (назначается) органами государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации, и призван представлять его интересы. В этой связи член Совета Федерации очень жестко связан «наказами» органа, его избравшего (назначившего) и не обладает такой свободой волеизъявления, как депутат Государственной Думы, иначе его полномочия могут быть досрочно прекращены. С другой стороны, Совет Федерации в целом призван защищать не только интересы субъектов РФ, но и общенациональные интересы, которые должны быть приоритетными для членов Совета Федерации15.
Видимо, парламент и существует для того, чтобы издавать законы на основе баланса интересов социальных, национальных и территориальных групп населения, выявлять и раскрывать волю народа, представлять ее в своей воле так, как он ее воспринял. Выявляя через свою волю, волю народа, представительный орган вносит свой вклад в оптимизацию управленческого процесса в гражданском обществе.
При несоответствии действительной воли представительного органа воле народа в решении конкретного вопроса должен вступить в действие механизм прямой демократии, в рамках которого выявится подлинная воля народа относительно разрешения данного вопроса. Такой механизм может быть заложен в виде референдума, назначаемого президентом или иным органом власти по требованию граждан (населения). В случае полного несоответствия воли представителей воле народа относительно общей политики государства или его органа возможен роспуск представительного органа или одной из его палат. Если установленный режим в целом не соответствует желаниям и надеждам народа, если воля и интересы правителей противоречат воле и интересам народа, то последний волен забрать у государства, принадлежащую ему изначально государственную власть и направить ее для установления нового типа правления или нового персонального состава прежних государственных структур. Такая возможность реализуется через право народа на восстание. Необходимо признать за народом не одно только право устанавливать тот или другой образ правления, но и всю полноту верховной власти, считая самоуправление народа естественной его принадлежностью16.
Итак, представительная демократия — это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.
Заключение
Проведённое исследование позволяет сделать некоторые выводы в отношении Российской демократии, а именно рассмотрены формы осуществления демократии и рассмотрены её основные институты, как – референдум и выборы.
Прежде всего, надо отметить то, что, на наш взгляд, демократический режим для Российского общества является самым оптимальным в нынешних условиях, и это обусловлено в первую очередь многонациональностью населения страны. Народ действительно должен принимать реальное участие в управлении государством и для того чтобы отвечать современным стандартам цивилизованного и демократического государства в нашем развитом обществе народовластие должно быть непременным атрибутом Российского государства, вместе с основными формами его реализации: референдумом и выборами.
Конечно, существующая в Российской федерации система демократии не идеальна, но в дальнейшем, на наш взгляд, если, например, представительство народа станет более эффективным, то многие недостатки системы исчезнут, и гораздо меньшее количество нареканий со стороны народа будет высказываться в адрес его представителей.
Список использованной литературы и нормативных источников.
I. Нормативные акты.
1. Конституция Российской Федерации.
Официальное издание
2009 год, 64 страницы. Публикуется с учетом поправок, внесенных
законами Российской Федерации о поправках
к Конституции Российской Федерации от
30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008
г. № 7-ФКЗ.
ГУ издательство "Юридическая литература"
Администрации Президента Российской
Федерации, 2009.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005 г., 2, 15 февраля, 3 июня, 18, 25, 27 июля, 16 октября, 1, 4, 29 декабря 2006 г., 2 марта, 26 апреля, 10 мая, 15, 18 июня, 21 июля, 18 октября, 4, 8 ноября 2007 г., 10 июня, 23 июля, 25 ноября, 3, 25 декабря 2008 г., 7 мая, 23, 28 ноября, 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 8 мая, 27 июля, 28 сентября, 3, 29 ноября, 29 декабря 2010 г., 20 марта, 21 апреля, 3 мая, 11, 18, 19, 25 июля, 21, 28, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г.)
3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г., 29 июня, 21 июля 2005 г., 12, 25 июля, 5, 30 декабря 2006 г., 30 января, 2 марта, 20, 26 апреля, 24 июля 2007 г., 22, 23 июля, 25 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 5 апреля, 12 мая, 3 июня, 19 июля, 9 ноября, 27 декабря 2009 г., 22 апреля, 31 мая, 4 июня, 1, 27 июля, 4 октября, 28 декабря 2010 г., 8, 20 марта, 14 июня, 11, 23, 25 июля, 20 октября 2011 г.)
4. ФКЗ № 5 от 28.06.2004. в ред. от 24.04.2008. "О рефрендуме РФ" (СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710)
II.Специальная литература.
1. Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России: Учебное пособие. - М.: Феникс, 1998.
III. Учебная литература.
1 Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 2001. С.367.
2 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. ст.1.
3 Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 43.
4 Григонис В. П., Григонис Э. П. Конституционное право России. СПб., 2002. С. 223.
5 Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 45 – 51.
6 Малько А. В., Колесников Е. В. Конституционное право России. М., 2001. с. 199.
7 Малько А. В., Колесников Е. В Конституционное право России. М., 2001. с. 199.
8 ФКЗ № 5 от 28.06.2004. в ред. от 24.04.2008. "О рефрендуме РФ" (СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710)
9 Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 17.
10 Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С.18.
11 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ с изменениями на 20 октября 2011 г.
"Об основных гарантиях
12 Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 20.
13 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999. С. 95.
14 Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 42.
15 Хабриева Т. Я. Парламентское право России. М., 2003. С. 117 – 118.
16 Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 44.