Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 01:09, курсовая работа
В системе юридических наук теория государства и права всегда занимала и занимает главенствующее положение, выполняя как академическую так и (опосредованным путем) прагматическую, сугубо практическую роль. Вот почему вопросам теории государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось большое внимание.
Для практического использования право должно быть структурно организовано и представлено адресатам в качестве официальной информации. Формы внешнего выражения права имеют богатую историю от казуистических предписаний, зафиксированных на камне, коже или бересте, до современных, логически выверенных и грамматически точных системных правовых актов, отраженных на электронных носителях правовой информации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1: Понятие и виды форма права
1.1.Понятие и соотношение формы и источника права………………………5
1.2.Виды форм права……………………………………………………………...8
Глава 2: Понятие и признаки нормативно-правовых актов……………..10
2.1.Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц…………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………26
Известная иерархия форм или источников права прослеживается не только в правовых семьях, охватывающих многие страны, но и в правовых системах отдельных стран. Причем прослеживается как в сугубо юридическом, так и в фактическом плане.
Таким образом, в разных правовых системах различные формы (источники) права всегда играли и продолжают играть далеко не одинаковую, регулятивную и иную роль, обусловленную характером и местом каждой из них в конкретной правовой системе. Однако, несмотря на это, все они постоянно являлись и являются, по сравнению с неправовыми средствами, весьма важными рычагами воздействия на общественные отношения и различные общественно-политические институты.
Глава 2: Понятие и признаки нормативно-правовых актов
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения.
Достаточно долго в литературе определение нормативного акта ограничивалось тем, что он содержит в себе нормы права. «При более обстоятельном анализе обнаружилось, что такого рода определение не вполне согласуется с общим понятием правового акта, а главное, не отражает значения нормативного акта как юридического источника правовых норм - акта правотворчества»9.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенной го выражения.
С развитием общественной жизни, усложнением общественные отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса. Как отмечал в свое время Н. М. Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или: законы10.»
Понятие нормативного правового акта, как правило, раскрывается через следующие признаки, позволяющие отграничить его от других видов правовых актов:
1. Нормативный акт представляет собой официальный акт компетентного органа, который выражает преимущественно волю государства.
Государственно-властный характер является отличительной чертой всех нормативных актов. Именно государственная воля выражается в нормативных правовых актах. Государство определяет круг субъектов права, уполномоченных издавать нормативные правовые акты, их правотворческую компетенцию, порядок издания и документального оформления этих актов, обеспечивает их реализацию, в том числе при необходимости с помощью принудительных мер по отношению к юридическим и физическим лицам, уклоняющимся от исполнения и соблюдения устанавливаемых актами правовых норм. В правовых актах выражается общая или индивидуальная воля (органа государства, органа местного самоуправления, должностного лица, части населения, всего народа). И поскольку она выражается по уполномочию государства в пределах, порядке и форме, установленных государством, то становится государственной волей. Отсюда результаты соответствующих волеизъявлений охраняются и защищаются государством.
2. Нормативный правовой акт - акт нормативного характера, т.е. он выражает государственную волю, направленную на установление, изменение или отмену юридических норм.
В этом признаке выражается одна из главных и специфических функций нормативных правовых актов, т.к. нормативный акт является средством развития, изменения правовой системы и, прежде всего, способом введения в нее новых юридических предписаний11.
3. Нормативный правовой акт представляет собой акт, который содержит юридические нормы. Здесь выражена еще одна функция данного вида правовых актов - его значение в качестве формы реального бытия, существования правовых предписаний. Нормативные правовые акты являются носителем такого значимого элемента правовой системы, как норма права. И только в форме нормативных правовых актов правовые нормы реально функционируют.
4. Нормативный правовой акт является актом-документом, в котором формально закреплено содержание юридических норм. Нормативные акты всегда имеют письменную форму.
Именно в нормативных юридических актах реально воплощается свойство права - «формальная определенность». Вообще, для права характерно единство внутренней и внешней формы. Это единство и проявляется в том, что нормативный акт выступает в качестве акта-документа.
5. Нормативные правовые
акты «принимаются и
6. Реализация нормативных правовых актов обеспечена мерами государственного воздействия.
В юридической литературе существует целый ряд определений нормативного правового акта - это связано с наличием некоторых объективных и субъективных причин. Самая главная причина заключается в том, что нормативный правовой акт выступает сложным, со многими внутренними и внешними связями явлением.
При анализе литературы о нормативных юридических актах, нормативными актами можно считать правовые акты-документы уполномоченных органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, а также акты, принятые населением в порядке референдума, которые устанавливают, изменяют и отменяют правовые нормы.
Выделяют
следующие виды Нормативно
1) По субъекту правотворчества:
●Акты законодательной власти
● Акты исполнительной власти
● Акты органов местного самоуправления
● Локальные нормативные акты
2) По юридической силе:
● Законы
● Подзаконные акты
3) По сроку действия:
● Постоянные
● Временные(срочные)
4) По сфере действия:
● Общегосударственные
● Региональные
● Локальные
5) По предмету правового регулирования:
● В государственной сфере
● В уголовной сфере
● В гражданско-правовой сфере и т.д.
Нормативное значение имеют и предписания однократного применения, но обязательные для всех, кто вступает в сферу действия этого акта, т.е. предписания для персонально неопределенных субъектов. Нормативный акт подлежит применению всегда, когда какой-нибудь субъект права вступает в сферу отношений, предусмотренных данным актом.
Весьма важным элементом законодательной техники является система связей между нормативными правовыми актами и отдельными нормами права, которые позволяют избежать повторов, дублирования и перенасыщения правового материала. В литературе различают три основных способа изложения14:
1)Прямой. В статье нормативного
акта излагаются все три
2)Отсылочный. При этом способе отдельные элементы нормы излагаются в других статьях данного акта или в другом конкретном акте, на которые делается ссылка.
3) Бланкетный.
При данном способе
Выделяют
также казуистический и
В настоящее время правотворческая деятельность нашего государства, к сожалению, страдает от многих дефектов, которые влекут за собой и издание несовершенных, с серьезными недостатками нормативных правовых актов: нарушающих права и законные интересы граждан и организаций, не отражающих общественные потребности, несвоевременных (т.е. мешающих правильному и своевременному решению задач экономического развития страны, политических и социальных вопросов, отрицательно сказывающихся на моральном состоянии общества).
Каждый нормативный акт выступает своего рода средством реализации компетенции издающего их органа (органа государственной власти или органа местного самоуправления). Нормативные акты являются регулятором определенного правового воздействия, определенных правовых связей, при этом они сами оказывают правовое воздействие и создают новые правовые связи, которые бывают разнообразными. Множество возникающих связей обусловлено различием функциональной направленности и юридической природы разных видов актов. Отсюда, каждый нормативный правовой акт как правовое явление существует в связи и в единстве с другими правовыми и неправовыми явлениями. Нормативный правовой акт выступает как часть той или иной системы нормативных актов (которая в свою очередь является частью или подсистемой общей системы таких актов), тесно взаимосвязанная с другими частями системы. И дефекты одного нормативного акта могут парализовать или исказить действие других нормативных актов. Поэтому в правовой науке и в правовой практике большое значение должно придаваться согласованности нормативных правовых актов15.
Важнейшей чертой соотношения нормативных правовых актов выступает их иерархичность. Чем выше положение органа власти, издавшего нормативный правовой акт, в иерархической системе этих органов, тем выше юридическая сила его нормативных правовых актов. Исключением являются законы и нормативные правовые акты, принимаемые субъектами Российской Федерации в пределах собственного правового регулирования. Согласно части 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Во всех иных случаях нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать нормативным правовым актам федеральных органов16.
Компетенция правотворческого органа непосредственным образом определяет юридическую силу принимаемых им нормативно-правовых актов. От того, какое место занимает правотворческий орган в иерархии органов государственной власти, какие вопросы он правомочен решать, зависит и положение его нормативно-правовых актов в системе действующих правовых актов17.
В.А. Толстик подчеркивает двоякий смысл, вкладываемый в понятие юридическая сила: «В правоведении юридическая сила понимается в двух смыслах. С одной стороны, как свойство правовых актов реально действовать, фактически порождать юридические последствия. В этом смысле говорят о вступлении в действие, приостановление действия, прекращении действия нормативного правового акта или его части. С другой стороны, как сопоставительное свойство, выражающее степень подчиненности данного нормативного акта актам вышестоящих органов, а значит, и его место в иерархической структуре законодательства»18. Подобное разграничение проводит и А.А. Белкин: «Обладание акта силой — это сохранение однажды выраженного в установленном порядке волеизъявления компетентного субъекта правотворчества по поводу изданного им акта. В отличие от обладания силой действие акта — это поведение адресатов акта в соответствии с установленными в нем нормами»19.
Строгая иерархичность рассматривается в качестве одного из необходимых условий функционирования системы нормативных правовых актов.
Несомненно, соподчиненность государственных органов является доминирующим критерием построения иерархической зависимости нормативных актов. Но в литературе высказывается точка зрения, согласно которой иерархическая структура законодательства обусловлена самыми различными факторами.
По мнению В.А. Толстика, «основными факторами (наряду с иерархией государственных органов), оказывающими влияние на построение иерархической структуры законодательства, являются следующие:
1. Степень непосредственности выражения воли народа;
2. Степень общности (абстрактности) норм права;
3. Значимость (важность) регулируемых общественных отношений;
4. Кодифицированный характер акта;
5. Делегирование нормотворческих полномочий;
6. Надведомственный характер
компетенции (для актов, принимаемых
федеральными органами
7. Совместное нормотворчество20.
Система нормативных правовых актов РФ устанавливается Конституцией РФ, законами, нормативными указами Президента и постановлениями Правительства и иных федеральных органов исполнительной власти. В субъектах РФ система нормативных актов устанавливается конституциями, уставами, иными законами субъектов РФ, актами федеральных органов исполнительной власти. В нормативно-правовом порядке устанавливаются компетенция органов власти, порядок издания нормативных актов, сфера их действия, порядок опубликования, формы актов, издаваемых теми или иными субъектами правотворчества, и т.д.