Понятие и виды форм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

В системе юридических наук теория государства и права всегда занимала и занимает главенствующее положение, выполняя как академическую так и (опосредованным путем) прагматическую, сугубо практическую роль. Вот почему вопросам теории государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось большое внимание.
Для практического использования право должно быть структурно организовано и представлено адресатам в качестве официальной информации. Формы внешнего выражения права имеют богатую историю от казуистических предписаний, зафиксированных на камне, коже или бересте, до современных, логически выверенных и грамматически точных системных правовых актов, отраженных на электронных носителях правовой информации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1: Понятие и виды форма права
1.1.Понятие и соотношение формы и источника права………………………5
1.2.Виды форм права……………………………………………………………...8
Глава 2: Понятие и признаки нормативно-правовых актов……………..10
2.1.Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц…………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

формы права.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Система нормативных правовых актов как совокупность всех видов правовых актов, призванная обеспечить целостность и единство правового пространства России, имеет горизонтальную и вертикальную структуру. В основе первой лежат горизонтальные связи между правовыми актами, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. Для вертикальной же структуры характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку — так сказать, по «силовым», по вертикальным связям между его элементами, по отношениям субординации. В отличие от горизонтальных отношений эти связи чаще всего производны не от предмета регулирования, а от иерархии правотворческих, правоприменительных органов.

Таким образом, весь нормативный массив должен быть приведен в иерархически построенную систему нормативных правовых актов. Для этого необходимо создание единого предметного классификатора, учитывающего как федеральные акты, так и акты субъектов РФ и местного самоуправления.

 

 

2.1.Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативно-правовых актов. Она включает в себя три вопроса:

1. С какого времени, и на какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);

2. На какую территорию  он распространяет свое регулирующее  влияние (действие в пространстве);

3. Каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Действие нормативно-правовых актов - это их фактическое влияние на общественные отношения. Каждый нормативно-правовой акт предназначен для регулирования определенных социальных ситуаций, поэтому установление границ его действия является необходимым условием обеспечения правомерности использования и применения предписаний, которые составляют содержание этого акта.

Действие нормативно-правовых актов во времени ограничено моментом приобретения ими юридической силы и моментом ее утраты.

Нормативно-правовые акты вступают в силу:

а) с момента, указанного в самом нормативном акте, согласно которому этот нормативно-правовой акт вступает в силу;

б) с момента принятия или подписания, указанных, как правило, в самом нормативно-правовом акте;

в) с момента опубликования нормативно-правового акта;

г) нормативно-правовые акты, в которых в той или иной форме не указан момент вступления в силу, приобретают ее на всей территории России одновременно после окончания 10-дневного срока с момента опубликования, причем нормативно-правовые акты должны быть опубликованы не позднее 7-дневного срока после их принятия;

д) с момента, когда они дошли до адресата, что присуще ведомственным нормативным актам.

Нормативно-правовые акты теряют юридическую силу :

а) вследствие окончания обусловленного периода действия;

б) вследствие изменения обстоятельств, для урегулирования которых они были предназначены;

в) вследствие отмены данного акта иным или специально предназначенным актом.

Действие новопринятых нормативно-правовых актов распространяется на отношения, которые возникают после приобретения ими юридической силы. Только в отдельных случаях под влияние нормативно-правовых актов попадают отношения, которые возникли до вступления в законную силу. Это касается:

а) уголовного закона, если он смягчает или отменяет наказание;

б) прямых указаний субъекта правотворчества, которые находятся в самом нормативно-правовом акте;

Подобное действие нормативно-правовых актов называется “обратной силой Закона”.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве - это распространение их влияния на определенную территорию (государства в целом или отдельного региона). К ней относятся земная территория, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства. Территориальные пределы действия нормативных актов проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).

В России нормативно-правовые акты высших органов законодательной и исполнительной власти приобретают юридическую силу на всей территории государства, а местных на территории соответствующего региона. На территории региона действуют нормативно-правовые акты различной юридической силы, между которыми возможна коллизия (противоречие). В таком случае действует тот нормативный акт, который имеет высшую юридическую силу, или при ее равнозначности--тот, который принят позднее.

Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта.

Но из данного правила есть три исключения.

Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), и, следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, в некоторых правонарушениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.

В-третьих, некоторые нормативные акты, например, предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.

Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.  В результате проведенного анализа, я пришла к следующим выводам:

1) Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения.

2) По результатам  проведенного анализа, был сделан вывод, что назначением формы права является упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера. Под формами (источниками) права в юридической литературе понимают способы закрепления и выражения правовых норм.

3) Источниками права  являются официальные государственные  документы, в которых закрепляются юридические нормы. И таким образом, эти правила приобретают общеобязательное значение.

Основными формами (источниками) права являются: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.

4) По результатам проведенного анализа, был сделан вывод, что нормативно-правовым актом является акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Нормативно-правовой акт объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

5) Признаками нормативно-правового  акта является то, что он: создается  в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом);  в нем содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью.

6) По  основным  субъектам государственного правотворчества  нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Законом является нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Подзаконными нормативно-правовыми актами являются правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы. По содержанию подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти.

7) Законы Российской  Федерации  подразделяют по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на:а)  принятые на референдуме; б)  принятые Федеральным Собранием РФ; в) законы субъектов федерации.

Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации. Нормативные договоры и  международно-правовые акты, акты СССР и акты Конституционного Суда РФ также являются  источниками российского права.

8) Судебная практика  выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписании суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

9) Действие нормативных актов во времени определяется двумя временными моментами (точками): моментом вступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

По результатам проведенного анализа я пришла к выводу, что момент начала действия нормативных актов определяется следующими правилами:

а) если в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу;

б) если в нормативном акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом.

10) Систематизацией  нормативно-правовых актов, (законодательства) является деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.

11) Инкорпорацией  называется объединение в сборники  или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания, в результате которой производится внешняя обработка действующего законодательства.

 Консолидацией  является форма систематизации, при которой происходит объединение  нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Так как все политические процессы в правовом государстве должны осуществляться в рамках права, то сделан вывод о том, что в нормативно-правовом акте выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. В этом и заключается ее главное значение как формы права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//РГ от 25 декабря 1993 г. № 237
  2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"//СЗ РФ от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710

Монографии:

  1. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). (монография) Саратов, 2001.
  2. Марченко М.Н. Источники права. (Монография) М., 2005.
  3. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Монография.Т. 2. М., 1995.

Учебники:

  1. КечекьянС.Ф. О понятии источника права // Ученые записки МГУ. Вып. 116. Кн. 2. М., 1946.
  2. Бошно С.В. Правоведение.
  3. Ромашов Р.А. Теория государства и права. СПб., 2006.
  4. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. М., 2005.
  5. Лучин В.А., Мазуров А.В. Указы Президента РФ. Основные социальные и правовые характеристики. М., 2000.
  6. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М.,2006.
  7. Давид Рене. Основные правовые системы современности. М., 1967.
  8. КулаповВ.Л.Формы права//Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2000.
  9. Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебное пособие. -М.: Юрист, -2002.
  10. Васильев Р.Ф. О понятии правового акта//Вестник Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1998. № 5.
  11. Толстик.В.А. Иерархия источников российского права. Н.Новгород, 2002.
  12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. М.: Интерстиль, 2001.
  13. Теория государства и права.Учебник для вузов /Под ред. Лазарева В.В. 2-е изд. -М.: Право и закон.- 2001.
  14. Теория государства и права: Учебное пособие / Л.П. Рассказов. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010.С 134.
  15. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.С.208.

Информация о работе Понятие и виды форм права