Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 14:42, реферат
Актуальность данной темы заключается в том, что источники права являются результатом правотворческой деятельности государства в лице его определенных компетентных органов (парламента, правительства...) Государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно государственная охрана, возможность государственного принуждения, стоящие за правом, и отличают правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе. Правовые нормы фиксируются государством с помощью форм права и доводятся до сознания общества через нормативно-правовые акты.
Цель – рассмотреть, что из себя представляют источники права. Задачи – рассмотреть, что такое формы права в целом, их виды.
Принято считать, что точка зрения законодателя есть точка зрения необходимости. Для советской юридической науки была характерна известная недооценка вопроса источников права. Достаточно сказать, что за 35 послевоенных лет (1946 - 1981 г.) было опубликовано лишь два общетеоретических исследования по этой проблеме и незначительное количество работ, рассматривающих источники права в отдельных отраслях и правовых системах. Признавая единство формы и содержания в праве, советские ученые всегда отдавали приоритет исследованию его социально классовых аспектов. Как и вся правовая действительность, источники права изучали с позиций противоборства двух систем. А поскольку социалистическое право полагалось высшим и последним историческим типом права, то система его источников, естественно, считалась наиболее совершенной. Исследование проблем права развивающихся стран также велось сквозь призму классовой (социалистической или капиталистической) ориентации.
Одной из причин недостаточной теоретической разработанности данной проблемы не только в СССР, но и в других государствах является неоднозначность и нечеткость самого понятия источника права. Под источником права понимают материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле); основание юридической обязательности норм (источник права в формальном и юридическом смысле); материалы, посредством которых мы познаем право (источники познания права). Кроме того, ряд отечественных и зарубежных ученых выделяют исторические источники права, имея в виду вклад права конкретного государства в создание какой-либо правовой системы.
Высказываются мнения о том, что для преодоления трудностей, связанных с неоднозначностью понимания, нужно либо отказаться от данного понятия и заменить его другим, более совершенным, либо договориться о придании ему однозначного смысла в результате своего рода «соглашения» между учеными. В отечественной науке использовались оба эти способа. Так, в 60-х годах предлагалось заменить понятие «источник права» понятием «форма права», которая, по мнению сторонников этой идеи, позволяет вести исследования права более глубоко и всесторонне.
Эта позиция, однако, не получила широкой поддержки. В отраслевых юридических науках термин «источники права» сохранил свое значение. Со временем и в теории права происходит восстановление старого понятия. Второй способ сводился к тому, что при употреблении термина «источники права» имели в виду лишь юридический аспект. Поэтому весьма распространено использование выражения «источники (формы) права». Отдельные авторы для достижения большей четкости предлагают обозначить термином «источники права» источники права в материальном смысле, а юридические источники права (источники права в формальном смысле) назвать источниками правовых норм.
Английский ученый К. Эллен определяет источник права как деятельность, посредством которой нормы поведения приобретают характер права, становясь объективно определенными, постоянными и, прежде всего, обязательными.
Профессор В. Е. Чиркин считает, что в некоторых традиционных правовых системах развивающихся стран понятия «источник права» и «форма права» не совпадают. В обычном праве ряда американских племен в качестве формы права выступают, как правило, устные обычаи, превращаемые в правовые нормы в результате санкционирующей деятельности государства, которая таким образом служит источником права.
В мусульманском праве формой права является мусульманская доктрина, изложенная в трудах крупнейших арабских богословов, а источником права - деятельность судов по применению этих книг. На рубеже XXI в. право рассматривают как общечеловеческую ценность. Именно в источниках права - форме, как правило, нейтральной к своему социально-классовому содержанию - едва ли не, прежде всего, проявляются общенациональные черты права.
Одно из самых важных методологических требований исследования правовых понятий - сочетание исторического и логического подходов. Ряд авторов, опиравшихся на положения марксизма-ленинизма, делили историю права на две эпохи: варварскую и цивилизованную. Первой из них соответствует система обычного права, второй - положительного или статусного. Они акцентировали внимание на том, что в эпоху варварства право формировалось и действовало при отсутствии сколько-нибудь развитой государственности[1].
Однако такое деление, во-первых, не раскрывает существенных различий в характере правопонимания той и другой эпохи. Во-вторых, данная классификация, возникшая более века назад, естественно не отражает данных нормативной и потестарно-политической этнографии, изучающих социальные нормы и институты власти в доклассовом, предклассовом и раннеклассовом обществе. Наконец, эта классификация не учитывает специфику развивающихся стран Востока, Африки и Океании, где вплоть до наших дней сохраняются многие черты правопониманияпредклассовой и раннеклассовой эпохи.
Следует говорить о раннеклассовой, а не варварской эпохе в развитии права и правопонимания. Она характеризуется сочетанием классовых и доклассовых элементов в структуре общества и, что естественно, незавершенностью процесса возникновения права и государства.
Правопонимание раннеклассовой эпохи обладает рядом особенностей. Прежде всего, его еще невозможно отделить от мировосприятия в целом. Точно так же и право еще не совсем четко вычленяется из всей системы социальных норм. В этих условиях право предстает как интегральная часть существующего мирового порядка. А поскольку этот порядок воспринимается как продукт божественной воли, то и право освящено религией. Нормы права обеспечиваются не только аппаратом государства, но и религиозными санкциями, которые в древних правовых системах играли важную роль. Представляется, что деление истории права на варварскую и цивилизационную эпохи, раскрывающие эволюцию собственно права, должно быть дополнено с учетом исторической эволюции и правопонимания, которое видоизменяется и наполняется новым содержанием одновременно с самим государством и проводимой им политикой. При этом обязательно следует исходить из того, что право - элемент культуры. Поэтому при исследовании правовых систем, в том числе и источников права, необходимо учитывать господствующие в обществе этнические и философские взгляды, мировоззренческие концепции и т. д. Отсюда целесообразно различать эпохи традиционно религиозного и светского правопонимания[6].
Такой подход позволяет показать прямую связь и взаимообусловленность развития правопонимания и форм выражения права. В Европе эти две эпохи соответствуют варварству и цивилизации.Что касается развивающихся стран Востока и Африки, то здесь обе формы правопонимания нередко сосуществуют в рамках одних и тех же правовых систем вплоть до нашего времени. Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей.
История человеческого общества выработало следующие формы (источники) права:
1.Нормативный-правовой акт
2.Судебный прецедент
3.Правовой обычай
4.Принцип права
5.Правовая доктрина
6.Нормативный договор
7.Деловое обыкновение
Нормативный правовой акт - это официальный,
письменный документ, изданный органом
государства, в пределах установленной
компетенции, направленный на введение
в действие правовых норм, на изменение
существующих, либо их отмену. Этот документ всегда обращен к персонально
неопределенному кругу лиц. Нормативный
правовой акт в большинстве государств
служит основным источником и формой права.
Эта форма права характерна для Казахстана
и большинства стран СНГ. Для нормативных
правовых актов характерны следующие
признаки:
1) Они исходят только от
государственных органов, специально
на то уполномоченных;
2)существует особый порядок их принятия;
3) используется писаная форма
и оформление в специальном
виде;
4) иерархическая подчиненность,
основанная на различной юридической
силе отдельных актов;
5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.
Нормативные-правовые акты
могут издавать не любые государственные
органы и должностные лица, а лишь специально
уполномоченные государством на этот
вид деятельности. Все нормативные-правовые
акты имеют государственный характер,
т.е. они общеобязательны, к их содержанию
и действию предъявляются особые требования.
Существуют акты органов государства,
которые не носят нормативного характера.
Например, Президент РК имеет право издавать
не только указы нормативного характера,
содержащие правила поведения, но и указы
ненормативные, в частности, о назначении
на должность министра или посла какого-либо
конкретного лица, о награждении орденом
или присвоении воинского или почетного
звания. Акты ненормативного характера
адресуются индивидуально-определенному
лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются
на основе действующих норм права и не
устанавливают новых норм.Нормативные
правовые акты, в зависимости от их юридической
силы, органа, который их принял, и способа
принятия делятся на две большие группы:
на законы и подзаконные акты.
Законы принимаются представительными
(законодательными) органами, подзаконные
акты - всеми остальными уполномоченными
органами и должностными лицами, чаще
всего исполнительными органами власти.
Закон - это нормативный правовой акт,
который обладает высшей юридической
силой и принимается представительными
(законодательными) органами государственной
власти в особом порядке. (Пример закона
- Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский
кодекс, Устав железных дорог).Эта форма
используется для регулирования наиболее
важных для жизни общества отношений.
Закон обладает высшей юридической силой.[3]
Отсюда следует, что закону присущи следующие черты:
1) это акт представительных (законодательных)
органов государственной
2) он регулирует наиболее важные общественные
отношения, например, права и обязанности личности, отношения собственности,
устройство государства и т.д.;
3) закон принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса;
4) обладает верховенством в правовой системе
государства.
Верховенство закона, его высшая юридическая
сила означает, что при принятии нового
закона все другие нормативно-правовые
акты должны быть приведены в соответствие
с законом, а в случае противоречия закону
любой акт может быть опротестован или
отменен. Закон всегда нормативен, так
как содержит нормы права, и этим он отличается
от деклараций, обращений и других актов,
принимаемых представительными органами
власти.
Среди законов высшую юридическую силу
имеет конституция, на основе которой
издаются другие законы и иные нормативные
правовые акты. Никакой акт государства
не может противоречить конституции, ее
нормы всегда имеют приоритет перед нормами
других актов.
Законы подразделяются на конституционные
и обыкновенные (текущие). Конституционные
законы - это такие законы, принятие которых
предусмотрено в самом тексте конституции.
Этим законам присущи следующие особенности:
1) они обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами;
2) принимаются в особом порядке
- квалифицированным
Все законы независимо от их характера
подлежат обнародованию и опубликованию.Действует
конституционное правило, что неопубликованные
законы не могут применяться.К подзаконным
нормативным правовым актам относятся
все нормативные правовые акты, принятые
иными, кроме законодательных, уполномоченными
на то органами государственной власти.
Примерами таких нормативных правовых
актов могут служить указы Президента.
Они не могут противоречить Конституции
и законам. Подзаконные нормативные правовые
акты принимаются и другими органами государства
- правительством, местными органами государственной
власти и иными органами. Они также не
могут противоречить Конституции, законам
и указам Президента и издаются строго
в пределах их компетенции. Законность
таких актов проверяется в судебном порядке,
и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она
может их опротестовать (кроме правительственных
актов, которые может отменить только
Президент).
К подзаконным актам относятся и акты центральных органов исполнительной власти - министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Республики.
Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.
Все другие формы (источники) права относятся к так называемым незаконодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.
Судебный прецедент - это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела (в тексте судебного решения по конкретному делу), в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю. Это общее правило становится обязательным, частью действующего права, которое подлежит применению судами, равными по статусу данному суду, а также всеми нижестоящими судами. Судебный прецедент - один из основных источников права в странах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье.
Признание прецедента источником права
позволяет судебным и административным
органам выполнять правотворческие функции,
так как они фактически обладают правом
создавать новые нормы права. Тем самым
устраняются противоречия между развивающейся
практикой и действующим законодательством,
что позволяет решать дела при отсутствии
норм права.
Правовой обычай - это придание официальной
юридической силы действующему в обществе
простому, неправовому обычаю, путем использования
его для решения конкретного дела в правоприменительном
государственном органе (например, в суде).
Отличие правого обычая и судебного прецедента
в том, что используется уже известный
обычай. Форма выражения - судебное решение.
Каждый раз этот обычай нуждается в своем
подтверждении (суд ссылается не на решении
предыдущего суда, а на соответствующий
обычай). Этот источник права имеет субсидиарное
(дополняющее) значение.[1]
Правовые обычаи имеют наибольшее распространение в гражданском, семейном, аграрном праве, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте. Обычаи как бы восполняют отсутствие в законодательстве той или иной нормы. Существуют правовые системы, где роль правового обычая и вообще обычаев достаточно велика. К ним относится обычное право африканских государств, где обычаями регулируются брачно-семейные, земельные отношения и отношения в области наследования. Эти традиционные отношения и в наши дни регулируются нормами обычного права, а судебные органы решают такого рода споры на основе местных обычаев, придавая им юридический, государством защищенный характер.