Понятие и виды источников права РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 14:42, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что источники права являются результатом правотворческой деятельности государства в лице его определенных компетентных органов (парламента, правительства...) Государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно государственная охрана, возможность государственного принуждения, стоящие за правом, и отличают правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе. Правовые нормы фиксируются государством с помощью форм права и доводятся до сознания общества через нормативно-правовые акты.
Цель – рассмотреть, что из себя представляют источники права. Задачи – рассмотреть, что такое формы права в целом, их виды.

Файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa (1).doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Прецедентное право отличается крайней сложностью и запутанностью, что вызывает определенные проблемы его применения. Но, с другой стороны, прецедентные нормы наиболее приближены к конкретным жизненным ситуациям и поэтому могут более отражать требования справедливости, чем общие и абстрактные нормы закона.  

Элементы прецедентного права имеют место и в российской правовой системе, что связано, прежде всего, с деятельностью Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами. Кроме того, решения Конституционного Суда по конкретным делам приводили к прекращению определенных правоотношений.[2]

Нормативный правовой договор- это совместный юридический акт, выражающий взаимное изъявление воли правотворческих органов, которым образуется правовой акт. Это такой документ, в котором содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Нормативно-правовые договоры имеют широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве. В качестве основной нормативно-правовой формы выступает в международном праве.    

Нормативно-правовой договор характеризуется тем, что его участники добровольно вступают в него и возлагают на себя обязанности, вытекающие из его содержания.         

В области трудового права значительную роль в качестве источника права играет коллективный договор. Коллективный договор – это правовой акт, нормативно регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и трудовым коллективом конкретного предприятия, учреждения, организации. Правовые нормы такого договоры будут обязательны для всех представителей администрации и работников как нынешних, так и принятых на работу впоследствии.

Таким образом, можно выделить следующие свойства нормативно-правового договора:

1) содержит норму общего характера;

2) добровольность заключения;

3) общность интереса;

4) равенство сторон;

5) согласие участников по всем  существенным аспектам договора;

6) эквивалентность и, как правило, возмездность;

7) взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

8) правовое обеспечение.

В отличие от договоров-сделок, нормативный правовой договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера – нормы.                         

Правовая доктрина – один из древнейших источников права, получивший распространение уже в Древнем Риме. Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение. По общему правилу любая доктрина делится на официальную, создаваемую на национальном уровне или наднациональном (например - экспертные заключения), и научную, создаваемую в университетах и иных профессорских объединениях. Как и богословские доктрины, правовая доктрина, как правило, подкреплена авторитетом традиции. Правовая доктрина — считалась и считается в течение длительного времени характерным источником права для англо-саксонской правовой семьи. Например, в Великобритании к мнениям наиболее известных ученых-юристов (главным образом прошлого), обращаются в случае, когда пробел в праве не может быть заполнен статусом или судебным прецедентом. Такими доктринами являются, например, труды Блэкстона («Комментарии законов Англии», 1765), Коука («Правовые институты Англии», 1628), Фостера («Решения королевских судов», 1763), а также различные труды Дж. Локка, Дж. Милля, Э. Берка, А. Дайси и др.                                                                      

В романо-германской правовой семье правовая доктрина потеряла своё былое правовое значение. Например, в Российской Федерации источником права она не признаётся. В то же время компетентные научные труды, толкование законодательства (к примеру, научные комментарии Конституции, федеральных законов) могут являться своего рода вспомогательными началами для должностных лиц и государственных органов, применяющих нормы права. В настоящее время правовая доктрина имеет распространение в так называемых традиционалистских правовых системах (например, в мусульманском праве). [2]

Нормативно-правовой акт – это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права,  содержащие правила общего характера. Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократное действие – актов применения права или индивидуальных актов.  На практике можно часто встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания применения нормы права.  

Широкому использованию нормативно-правовых актов способствуют такие их качества, как способность централизовано регулировать различные общественные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем испытаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население. [3]        

Нормативно-правовой акт принимается специально уполномоченным на это органом государства. Однако, основным и принципиальным признаком нормативно-правового акта является то, что он устанавливает, изменяет или отменяет юридические нормы, т.е. издание нормативно-правового акта любого уровня всегда означает установление, изменение или отмену юридической нормы.

Все нормативные акты связаны между собой, располагаются в определенной системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают юридической силой, под которой понимается внутреннее свойство нормативно-правового акта, обусловленное местом органа, его  принявшего, в системе государственных органов. Юридическая сила нормативно-правового акта зависит не только от места и положения органа, но и от его компетенции, которой он наделяется государством по закону.

Таким образом, можно выделить следующие признаки нормативно-правовых актов:

1) нормативные акты есть результат  правотворческой деятельности компетентных  органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;

2) они содержат в себе общеобязательные  правила поведения (нормы);

3) содержащиеся в них предписания  являются выражением государственной  воли;

4) принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

5) имеют строго определенную  документальную форму и реквизиты, порядок вступления в силу  и сферу действия;

6) направлены на регулирование  наиболее типичных, массовых отношений;

7) рассчитаны на постоянное либо длительное действие;

8) нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо  к неопределенно большому числу  субъектов.

В арабских и некоторых других странах источником права остаются мусульманские религиозные воззрения, выражаемые в виде догм и уточняющие, во что мусульманин должен верить, предписывающие верующим, что они должны и чего не должны делать. Шариат ( в переводе «путь следования») составляет то, что называют мусульманским правом, который указывает, как нужно вести себя в соответствии с религией. Правда, в последнее время в этих странах все более широко используются такие традиционные источники права, как правовой обычай и нормативно-правовой акт. [1]

 

4.Основные признаки источников конституционного права

 
      Основными признаками источников конституционного права являются: нормативный характер предписаний, обязательность исполнения и государственное принуждение, выступающие регуляторами соблюдения конституционно-правовых норм. К числу особенностей указанных источников можно отнести и изменение соотношения национального и международного права, связанное с возрастанием роли внешних факторов и развитием интеграционных процессов и договорной практики. 
Подчеркнем, что различные нормативные правовые акты являются источниками конституционного права Республики Казахстан не в одинаковой степени. Некоторые из них являются такими источниками в полном объеме (например, Конституция РК, Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» и т.д.), тогда как другие акты содержат лишь отдельные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии реализации конституционных принципов и других основополагающих положений конституционного права. Поэтому только указанные нормы, а не акты в целом могут быть отнесены к числу источников конституционного права. Однако это не должно служить препятствием для включения отдельных норм, содержащихся в нормативных правовых актах и являющихся в полной мере источниками конституционного права, в состав источников других отраслей национального права. Например, упомянутый Закон РК о выборах содержит норму об уголовной, административной или иной ответственности, которая в соответствии с законодательством предусмотрена в отношении лиц, препятствующих путем насилия, обмана, угроз, подкупа или иным способом свободному осуществлению гражданином Республики Казахстан своего избирательного права (п. 1 ст. 50 закона).[6] 
     Система источников конституционного права является органической. Все ее элементы расположены в точно определенных местах, исходя из юридической силы нормативных правовых актов, которая, в свою очередь, зависит от места издающих их органов в структуре государственного управления. Эта зависимость наиболее отчетливо прослеживается в тех случаях, когда речь идет о различной силе законодательных и подзаконных актов. Таким образом, иерархия системы источников конституционного права обусловлена факторами, лежащими вне этой системы, но ее определяющими. Принципы построения данной системы опираются не только на соподчиненность различных видов источников конституционного права, но и отражают внутреннюю их взаимосвязь, которая проявляется, в частности, в том, что отмена вышестоящего, «базового» нормативного правового акта влечет за собой утрату юридической силы целыми группами нижестоящих актов. Например, принятие новой конституции приводит к пересмотру всей совокупности нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ранее действовавшим основным законом. 
Иерархия в системе источников конституционного права не означает, что норма, закрепленная в акте, стоящем по иерархии ниже, по своему содержанию должна быть производной от нормы, закрепленной в акте, занимающем более высокую позицию. В принятой иерархии определены позиции правовых нормативных актов в соответствии с их юридической силой. 
     Иерархичность, соподчиненность и согласованность системы источников конституционного права является убедительным подтверждением самостоятельности данной отрасли права, как и любой другой, отвечающей этим качествам системе источников отраслей национального права. Хотя источники конституционного права и различаются по своей юридической силе, однако это не обуславливает степень их обязательности. Последняя составляет важнейшую сторону законности. «Юридическая сила, – писал В. Коток, – может быть большей или меньшей, это – регулятивное свойство правового акта, проявляющееся в соотношении с другими актами. Обязательность же не имеет степеней и представляет собой абсолютное качество любого законного акта… Государство одинаково требует соблюдения любого правового акта, независимо от степени его юридической силы. Любой законный акт, вступивший в силу, обязателен безусловно». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Рассмотрев вопросы сущности, источников (форм) права, можно сделать вывод, что право - это живая, постоянно меняющаяся форма жизнедеятельности общества, продукт цивилизации. Несмотря на определенные основы и нормы, которые характеризуются моральными, этическими нормами и постулатами, право со стороны практического рассмотрения и применения постоянно меняется. Эволюция права приводит к укреплению и развитию его нравственной основы, реализации в нем принципов справедливости, равенства, гуманизма.  

Назначением формы права является упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно - властного характера. Под источниками права в юридической литературе понимают способы закрепления и выражения правовых норм.   

Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. И таким образом, эти правила приобретают общеобязательное значение. Основными формами права являются: правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт.Одним из основных источников права современного государства является нормативно-правовой акт. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения.

Нормативно-правовым актом является акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Нормативно-правовой акт объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.    

Признаками нормативно - правового акта является то, что он: создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом); в нем содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Так как все политические процессы в правовом государстве должны осуществляться в рамках права, из этого следует вывод о том, что в нормативно-правовом акте выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. В этом и заключается их главное значение как формы права.

 

 

Список литературы.

 

      1.Конституция РК от 30.08.1995

     2.Указы Президента  Республики Казахстан , имеющие силу  закона.Т.1.Алматы: 1997

3.Комаров С.А. Основы государства и права. Учебник для вузов. 4-е изд., 2004.-544 с.

4. Вопленко Н.Н.Источники и формы права: Учеб.пособие.-Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.-102 с.

5. Афонина А.В. Шпаргалка по правоведению. М.:Аллель-2000, 2011.- 65 с.

6. Жинкин С.А. Теория государства и права. Изд-во Феникс, 2003.

7. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. академика О.Е. Кутафина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 416 с.              

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и виды источников права РК