Понятие и виды социальных норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Основная цель нашей работы рассмотреть с помощью используемого в работе материала, что же такое социальные нормы и какие виды их существуют. Задачи исследования следующие: раскрыть понятие социальных норм, обозначить общие признаки и основные виды социальных норм. Так же нельзя обойти такой важный элемент как соотношение права и морали и рассмотрение социально- технических норм .

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….
Глава 1. Понятие и виды социальных норм……………………………………………………
1.1 Понятие социальных норм………………………………………………………………….
1.2 Общие признаки социальных норм………………………………………………………...
1.3 Виды социальных норм……………………………………………………………………..
Глава 2. Соотношение права и морали…………………………………………………………
Глава 3. Социально-технические нормы…………………………………………………….....
Заключение……………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 60.89 Кб (Скачать файл)

Политические  нормы различны по объему содержания регулируемых политических отношений. Нормы, обладающие наибольшей широтой содержания, общественно-политической значимостью, называются политическими принципами. К политическим принципам относятся принцип народовластия, суверенитета народа, принцип равноправия народов, наций, равноправия государств, принцип единства государственной власти и принцип разделения властей, принцип ненасильственного, мирного разрешения международных споров и др.

Политические  нормы, выраженные в юридических актах государства, приобретают в то же время значение правовых норм. Вопрос о соотношении политических норм и права не решается однозначно. В отечественной литературе высказывались противоречивые взгляды по вопросу о соотношении политики и права. Однако жизнь в государственно-организованном обществе свидетельствует о многообразных связях между правом и политикой, об определенной включенности права в политическую жизнь общества, о воздействии политики на развитие и действие права. Следует различать политическую норму и политическую оценку социальной, правовой нормы. Политическая норма может быть выражена в нормативно-правовом акте государства, но она может быть выражена в политическом акте непосредственно. Юридическая норма имеет политическое значение в том смысле, что к ее оценке применяется политический подход, критерий, она устанавливается компетентным государственным органом или органами.

Конечно, политический критерий, его содержание не следует абсолютизировать и таким  образом "политизировать" все  нормы права. Следует иметь в  виду различия, например, между нормой гражданского, семейного, трудового, т. е. нормой частного права и нормой конституционного, административного, финансового права, политический характер которой определяется ее предметом  регулирования. Нормы конституционного, государственного права представляют собой политические нормы в юридической форме.

Политические  нормы регулируют взаимоотношения  граждан с государством, его органами. Порядок выборов, участие граждан  в выборе своих представителей в  органы государственной власти, других государственных должностных лиц  регулируются политическими нормами, которые выражены в юридическом акте. К политическим нормам относятся также и нормы, определяющие, регулирующие отношения законодательной, исполнительной и судебной власти- Каждый закон, принимаемый государственной властью, даже если он не выражает непосредственно политических отношений, получает еще на стадии разработки экономическое, социальное и политическое обоснование, а с опубликованием — соответствующую оценку общества. Еще в Древнем Риме утверждали: «Solus populi suprema lex» («Благо народа – высший закон»), что являлось свидетельством политического и гуманистического подхода Римского государства к оценке содержания и цели его.

Религиозные нормы

Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или  иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором  он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность  социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих  обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы  имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно  определены; хотя в значительно меньшей  степени, но все же определенным образом  институционализированы и документально  зафиксированы в Библии (Ветхом и  Новом завете),  Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и  др.; выступают в некоторых случаях  в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны  континентальной Европы.[9 с. 72-73]

Религиозными  нормами называются правила, установленные  различными вероисповеданиями и  обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет. Новый завет. Коран, Сунна, Талмуд, религиозные  книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).

В истории  права были целые эпохи, когда  многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран ("арабский судебник") и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат).

В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями  и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общепризнанные нормы  человеческого общежития, требования содержатся, например, в Библии в  заповедях Моисею, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых закона» установлена  необходимость трудиться в течении  шести дней и отдыхать седьмой, требование почитать детьми своих родителей, запрещается  убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.

В России до Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.

В первые годы советской власти допускалось  применение норм мусульманского права (шариат) в некоторых районах Средней Азии и Кавказа.

В настоящее  время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозным объединениям может предоставляться  статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные  заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных  целей. Нормы, содержащиеся в уставах  соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер.

Верующие  имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные  с вступлением в брак, рождением  ребенка, его совершеннолетием, с  похоронами близких, и другие, однако юридическое значение в связи  с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах  записи актов гражданского состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы.

Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается  в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически  невозможно официально обозначить общие  для всех верующих и неверующих религиозные  праздничные дни.

Моральные нормы.

Мораль (нравственность) – вид социальных норм, охватывающий своими оценками почти  все сферы общественной жизни.

Мораль- важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она  представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.

Моральные нормы имеют следующие признаки:

Нормы морали устанавливаются в обществе на основе моральных взглядов и убеждений  о том, что есть зло, а что добро, какое поведение в обществе принимается  как надлежащее и желанное, а какое  считается недопустимым с точки  зрения большинства его членов, какие  действия соответствуют интересам  общества, а какие им противоречат.

Моральные нормы, как правило не требуют  какого-либо документального оформления, в отличии от норм права, они находятся  в сознании людей. Например, каждый член общества должен понимать, что  недопустимо нарушать покой граждан, оскорблять их, распространять клеветнические измышления. И напротив, общепризнанным в обществе признается уважительное отношение к лицам поклонного возраста, инвалидам, детям, к своим  родственникам и близким.

Нормы морали регулируют те отношения, которые  не поддаются регулированию нормами  права. Невозможно, например, достичь  правового урегулирования отношений  или чувства дружбы и презрения, мира и вражды, любви и ненависти, уважения, чести, достоинства, бесстыдства, подлости. Эти отношения, как правило, не имеют общегосударственного значения, и они подлежат лишь моральной  оценке со стороны общества.

Существует  и компромиссная позиция в  оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую  природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Наиболее  распространенным и аргументированным  является представление об абсолютно  социальном характере норм морали и  отсутствии в них какого-либо индивидуального  фактора. Шершевич, например, считал, что  нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек  определяет, как он должен относится  к другим, а общество устанавливает, как один человек должен относится  к другому человеку. Не отдельный  индивид оценивает свое поведение  как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно  хорошим, хотя он не хорош для индивида, и может считать поступок недостойным  с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки  зрения.

В обобщенном виде общечеловеческое содержание морали выражено в так называемом золотом  правиле, древнейшем нормативном предписании, известном еще в Древних Греции, Индии и Китае: "(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".

Общечеловеческие  нормы и принципы морали — это нравственные ценности. Так называются достигнутые человечеством и воплощенные в общественном сознании общепризнанные нравственные идеалы, для поддержания и более полного осуществления которых общество должно предпринимать постоянные усилия, необходимость которых со стороны всех и каждого также входит в понятие нравственной ценности. Защита этих нравственных ценностей объединяет общество или по крайней мере его значительную часть.

Общечеловеческие  нормы и принципы, составляющие стержень, системообразующее начало общественной морали, имеют разные модификации в соответствии с особенностями общества. Они санкционируются общественным мнением, воспитанием и помимо внешней санкции приобретают индивидуальную интеллектуально-психологическую санкцию, именуемую совестью. Кроме того, нормы общественной морали могут иметь сверхъестественную санкцию в системе религиозных взглядов; значительная часть населения большинства стран находится под влиянием различных вероисповеданий, содержащих моральные заповеди (в том числе "золотое правило").

Сферы регулирования общественных отношений  правом и моралью совпадают не полностью. Правовое регулирование  действий и отношений осуществимо лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость правоотношений средствами юридического процесса, возможность их охраны органами государственного надзора и принуждения. Выходя за эти пределы, право становится пустой декларацией. Сфера действия морали шире и глубже, однако мораль почти безразлична к некоторым отношениям, которые регулируются правом. Таковы, в частности, формы объединения людей, структура и виды организационных отношений.

Исторически сложилось так, что в любом  обществе, где существуют право и мораль, правом регулируются отношения, связанные с организацией государства (учреждение государственных органов, должностей, определение их соподчинения и соотношения, их задач и правомочий по отношению к обществу), с применением государственного принуждения (установление запретов и санкций за их нарушение, регламентация деятельности правоохранительных органов), с охраной и регулированием собственности (отношения производства, обмена, торговли, распределения, налоговые отношения и др.).

Мораль  тоже регулирует многие из этих отношений, но оценивает их с помощью иных категорий. Кроме того, мораль регулирует множество личных, бытовых и других отношений, подверженных лишь косвенному и отдаленному воздействию со стороны права.

Мораль  ближе всего связана с правом через правосознание (взгляды, идеи, оценки, выражающие отношение людей, групп, классов к праву, к правопорядку), но содержит и самостоятельные по отношению к нему оценки ряда правовых норм, а также ситуаций, в которых  они реализуются. Такова, например, моральная оценка соотношения законодательства и практики его осуществления. Там, где право граничит с декларативностью, а закон при его применении искажается по произволу чиновников и судей, мораль содержит негативные оценки и права, и нарушающего его государства.

Информация о работе Понятие и виды социальных норм