Понятие и значение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 08:52, реферат

Описание работы

Поня¬тие государства оказывается ключевым при рассмотрении со-циально-экономический, социокультурных, политико-правовых, национально-демографических и др. основ общества. Несмот¬ря на очень большие и разнообразные пласты исследований в данной гносеологической области, до сих пор проблема госу¬дарства остается не разрешенной в научно-философском зна¬нии, что в частности, влечет за собой разнообразие практичес¬ких решений государственного уровня, ведущих как к достиже¬нию баланса общественной жизни, так и к мощным конфликтам в ряде сфер общественной жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………....…3
Глава I. Специфика государства как социального явления
1.1. Особенности понятия «государство»…………….…..….…4
1.2. Признаки государства…………………………………..….10
Глава II. Значение государства через выполняемые функции……….14
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

государство и его значение (1).docx

— 65.53 Кб (Скачать файл)

2.Собственно население государства, субъектная составляющая данного феномена, без которой территория превращается в пустое содержание.

3.Публичная (государственная) власть.

4.Налоговая система для  содержания госаппарата.

5.Государственный суверенитет (в условиях постоянного взаимодействия разнообразных государств и других общностей, например, ТНК).

6. Неразрывная связь государства  и права.

Кроме того, существуют и более подробные, расширительные подходы к рассмотрению признаков государства. В том числе, расширение важных признаков государства характерно для его развитых форм в условиях XX-XXI вв. Сюда мы можем отнести следующие признаки:

  1. Территория, объединяющая государство и отделенная от других обществ государственной границей.
  2. Население данной территории (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство).
  3. Государственный язык - как язык межнационального общения, субъектная и информационная основа осуществления всех общественных, в том числе, политико-правовых, отношений в государстве.
  4. Публичная власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения).
  5. Наличие собственности в широких государственных масштабах, в разных формах, главные из которых - частная и общественная (собственность как потенциальная и движущая сила, как ресурс, государственная казна и т.п.)
  6. Система налогов, податей, займов (выступает основной доходной частью бюджета любого государства, необходима для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью).
  7. Право как свод законов, по которым живет государство (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.).
  8. Наличие политического руководства (госаппарата управления): президент (правительство), парламент, суд и др. Наличие принципа разделения властей по их государствообразующим функциям.
  9. Монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения).
  10. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).
  11. Устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (институты гражданства, подданства субъектов государства).
  12. Организационные документы политико-правового, хозяйственного, социально-культурного характера (в них изложены цель создания и задачи государства в разных сферах жизнедеятельности людей): конституция, военная доктрина, законодательство и пр.
  13. Управление и планирование в разных сферах жизнедеятельности социума: в нормировании жизни общества (система права), в государственной (политической и внешнеполитической) деятельности, в хозяйственной деятельности (экономике, народном хозяйстве), собственной денежной системы, налоговых сборов.
  14. Учет, контроль, распределение по труду в масштабах общества (по В.И. Ленину).
  15. Обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.п.).
  16. Монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну).
  17. Суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. При этом имеет место верховенство государственной власти. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы» для человека.
  18. Наличие подчиненных организаций в виде иерархии государственной власти (правительственных, региональных и пр.).
  19. Государственные символы - герб, флаг, гимн и т.п. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Например, на чужих территориях флаги вывешиваются на зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства.
  20. Единство политико-правовой основы государства как его сложного структурно-функционального содержания, где право в наибольшей степени определяет структурный аспект (принцип построения системы), а политика - динамический (функциональный и полифункциональный) аспект государственной жизни.

 

Глава II. Значение государства через выполняемые функции

 

В соответствии с основными важнейшими сферами социальной жизнедеятельности с определенной долей условности можно определить значение государства, которое проявляется в его функциях.

Экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой. В самом общем виде эту функцию можно определить как обусловленное объективными условиями социального развития направление государственной деятельности в экономической сфере10.

Характеризуя экономическую функцию с точки зрения ее места и роли в системе функций государства, отметим следующие характерные черты: Во-первых, экономическая функция государства относится к числу основных функций. Это наиболее общее направление деятельности государства, по осуществлению стоящих перед ним целей и задач. Она имеет особую социальную значимость, в разной мере подлежит осуществлению всеми государственными органами и подлежит «дроблению» на подфункции. Во-вторых, экономическая функция государства носит постоянный характер, она не ограничена временными рамками и, осуществляются государством в течение всего периода своего существования. В-третьих, экономическая функция государства реализуется как во внутренней (внутригосударственной), так и во внешнеполитической сфере.

Несмотря на то, что экономическая функция государства относится к числу постоянных функций, она, безусловно, подвержена воздействию целого ряда социально-исторических факторов определяющих специфику ее структуры и содержания в конкретный исторический период. К таким факторам, прежде всего, относят:

тип экономической системы;

 цели развития экономики  в данной системе;

 экономический потенциал  и система форм собственности;

 развитость рыночных  отношений;

 характер межнациональных  отношений и уровень развития  регионов;

 место государства  в мировой системе хозяйствования и международном разделении труда.

Наряду с вышеперечисленными основными факторами выделяют также и ряд факультативных, дополнительных факторов определяющих, в частности, особенности производных внутренних экономических функций российского государства на современном этапе:

  1. реальное положение дел в экономике страны;
  2. необходимость перехода от централизованно регулируемой экономики к многообразию форм собственности и форм хозяйствования;
  3. становление и развитие рыночных отношений и пр.

Политическая функция также относится к числу исходных или так называемых «основных» функций государства. Ее фундаментальное значение определяется, прежде всего, особым местом и ролью государства в политической системе. Центральное место государства в политической системе общества предопределяется тем, что государство:

  1. выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства (подданства);
  2. является единственным носителем суверенитета;
  3. обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
  4. имеет силовые структуры (вооруженные силы, полицию, службу безопасности и т.п.);
  5. осуществляет, как правило, монополию на правотворчество;
  6. владеет специфическим наборомматериальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);
  7. определяет главные направления развития общества.

Основой целевой установкой достигаемой в процессе реализации политической функции является обеспечение государственного суверенитета в его внутреннем и внешнем проявлении. Таким образом, во внутренней сфере реализация политической функции предполагает осуществление деятельности по обеспечению незыблемости государственного строя; организации и функционирования органов государственной власти; определению принципов взаимодействия субъектов государственной политики (политических партий, государственных и общественных организаций, индивидов). Во внешней сфере реализация политической функции связывается с обеспечением внешнего проявления суверенитета. Прежде всего, это защита суверенитета путем противодействия внешним попыткам нарушить территориальную целостность, политическую или экономическую самостоятельность государства.

Идеологическая функция государства представляет собой направление государственной деятельности связанное с выработкой, закреплением и поддержанием на официальном уровне соответствующих идеологических установок, ценностных ориентиров и т.д.. Таким образом, содержательная сторона идеологической функции государства представляет собой «реализацию каких-либо идеологем посредством формирования устойчивых мировоззренческих ценностей». Значение идеологической функции во многом определяется значением самой идеологии для общества. «Идеология не просто включает в себя определенные ценности, а имеет нормативный характер. Конституция и иные законодательные акты представляют собой материализацию идеологических постулатов какой-либо части социума, социальных групп или субъектов власти, а в идеале - всего общества». Формирование «устойчивых мировоззренческих ценностей» в современном обществе невозможно без эффективного управления информационными потоками. Поэтому идеологическая функция самым тесным образом сопряжена с информационно-коммуникативной функцией государства.

Информационно-коммуникативная функция государства - это направление государственной деятельности, определяемое необходимостью эффективного регулирования информационных потоков в обществе. В условиях формирующегося информационного общества эта функция становится приоритетной и в самом общем виде может пониматься как государственное управление информационно-коммуникативными процессами11. При этом государство:

 обеспечивает соблюдение  конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею;

 осуществляет информационное  обеспечение государственной политики, связанное с доведением до  общественности достоверной информации  о государственной политике, официальной  позиции государства по социально  значимым событиям, обеспечивает доступ граждан к открытым государственным информационным ресурсам;

 способствует развитию  современных информационных технологий, индустрии информации, в том числе  индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, а также  обеспечивает накопление, сохранность  и эффективное использование  информационных ресурсов;

 осуществляет защиту  информационных ресурсов от несанкционированного  доступа, обеспечивает безопасность  информационных и телекоммуникационных  систем.

Реализация информационно-коммуникативной функции предполагает три вида государственной деятельности:

 Осуществление информационного обмена.

 Государственное информирование общества о принятых государственных решениях, правовое информирование, формирование общественного мнения посредством информационного воздействия и т.д.

 Государственное дозирование  информации, обеспечение информационной безопасности, ограждение общества от воздействия вредной информации, государственная цензура.

Полицейская функция государства - это направление государственной деятельности связанное с охраной интересов государства и общества от всевозможных нарушений, а также реализацией мер юридической ответственности в отношении нарушителей. Подобный подход позволяет утверждать, что реализация полицейской функции государства связана не только с полицией, но и с другими субъектами, вовлеченными в охранительные правоотношения и тем самым участвующими в реализации охранительной функции права. Таким образом, полицейская функция государства интерпретируется как «установление и обеспечение внутригосударственного порядка специально уполномоченными государственными органами (полиция, армия, службы государственной безопасности, исправительные учреждения и т.д.) посредством применения физического государственного принуждения».

Особенность полицейской функции государства состоит так же в том, что она осуществляется при помощи методов, которые носят узко специализированную направленность, определяемую объективной необходимостью применения мер физического принуждения - так называемые «полицейские методы» или «полицейские меры». Категория

«полицейские методы» сегодня стала нарицательной, но в действительности вряд ли возможно существование государства, самого демократического, претендующего на статус правового которое бы эти методы не применяло. Государственное принуждение, осуществляемое специально созданными с этой целью органами, во многом отражает саму суть государства как социального института подавляющего волю отдельных лиц ради общественного блага, в целях достижения публичного интереса12. Вместе с тем принуждение, в том числе и государственное, может осуществляться разными средствами - экономическими, идеологическими, психологическими и т.д. Поэтому, характеризуя государственное принуждение как метод реализации именно полицейской функции необходимо указать на то, что этот вид принуждение осуществляется в непосредственном физическом, силовом контакте с субъектом воздействия. Это принуждение осуществляется специальными органами, обладающими соответствующими силами и средствами для осуществления этого вида государственного принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В целом, завершая анализ понятия, сущности и признаков государства, представленный в трудах различных ученых и обобщая собственное мнение по данному вопросу, мы можем сказать, что бытие государства многослойно, многоаспектно. Данный феномен - порождение многопричинное, следовательно, полифункциональное. Каждое отдельное государство (а их в истории и современности насчитываются сотни) возникает и существует в процессах многообразного взаимодействия природно-климатических, социально-культурных, исторических, субъектных и аксиологических факторов. С гносеологических позиций проблема государства до сих пор остается открытой и важной как в теоретическом, так и в практическом отношении, поскольку от ее решения во многом зависит разработка научнообоснованных стратегий существования современного общества на макроуровне собственного бытия.

Кроме того, элемент государства - динамично развивающаяся сфера государственно-организованного общества, обладающая целостностью и взаимосвязью с другими сферами, набор правовых институтов, явлений и процессов, который характеризует определенный тип или форму государства. Социальное государство как один из элементов государства (социальная государственность) характеризуется теми же свойствами (динамичность, взаимодействие с другими элементами) и имеет сходную структуру (институты, модели и режимы).

Информация о работе Понятие и значение государства