Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 08:52, реферат
Поня¬тие государства оказывается ключевым при рассмотрении со-циально-экономический, социокультурных, политико-правовых, национально-демографических и др. основ общества. Несмот¬ря на очень большие и разнообразные пласты исследований в данной гносеологической области, до сих пор проблема госу¬дарства остается не разрешенной в научно-философском зна¬нии, что в частности, влечет за собой разнообразие практичес¬ких решений государственного уровня, ведущих как к достиже¬нию баланса общественной жизни, так и к мощным конфликтам в ряде сфер общественной жизни.
Введение………………………………………………………………....…3
Глава I. Специфика государства как социального явления
1.1. Особенности понятия «государство»…………….…..….…4
1.2. Признаки государства…………………………………..….10
Глава II. Значение государства через выполняемые функции……….14
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….21
2.Собственно население государства, субъектная составляющая данного феномена, без которой территория превращается в пустое содержание.
3.Публичная (государственная) власть.
4.Налоговая система для содержания госаппарата.
5.Государственный суверенитет (в условиях постоянного взаимодействия разнообразных государств и других общностей, например, ТНК).
6. Неразрывная связь государства и права.
Кроме того, существуют и более подробные, расширительные подходы к рассмотрению признаков государства. В том числе, расширение важных признаков государства характерно для его развитых форм в условиях XX-XXI вв. Сюда мы можем отнести следующие признаки:
Глава II. Значение государства через выполняемые функции
В соответствии с основными важнейшими сферами социальной жизнедеятельности с определенной долей условности можно определить значение государства, которое проявляется в его функциях.
Экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой. В самом общем виде эту функцию можно определить как обусловленное объективными условиями социального развития направление государственной деятельности в экономической сфере10.
Характеризуя экономическую функцию с точки зрения ее места и роли в системе функций государства, отметим следующие характерные черты: Во-первых, экономическая функция государства относится к числу основных функций. Это наиболее общее направление деятельности государства, по осуществлению стоящих перед ним целей и задач. Она имеет особую социальную значимость, в разной мере подлежит осуществлению всеми государственными органами и подлежит «дроблению» на подфункции. Во-вторых, экономическая функция государства носит постоянный характер, она не ограничена временными рамками и, осуществляются государством в течение всего периода своего существования. В-третьих, экономическая функция государства реализуется как во внутренней (внутригосударственной), так и во внешнеполитической сфере.
Несмотря на то, что экономическая функция государства относится к числу постоянных функций, она, безусловно, подвержена воздействию целого ряда социально-исторических факторов определяющих специфику ее структуры и содержания в конкретный исторический период. К таким факторам, прежде всего, относят:
тип экономической системы;
цели развития экономики в данной системе;
экономический потенциал и система форм собственности;
развитость рыночных отношений;
характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;
место государства
в мировой системе
Наряду с вышеперечисленными основными факторами выделяют также и ряд факультативных, дополнительных факторов определяющих, в частности, особенности производных внутренних экономических функций российского государства на современном этапе:
Политическая функция также относится к числу исходных или так называемых «основных» функций государства. Ее фундаментальное значение определяется, прежде всего, особым местом и ролью государства в политической системе. Центральное место государства в политической системе общества предопределяется тем, что государство:
Основой целевой установкой достигаемой в процессе реализации политической функции является обеспечение государственного суверенитета в его внутреннем и внешнем проявлении. Таким образом, во внутренней сфере реализация политической функции предполагает осуществление деятельности по обеспечению незыблемости государственного строя; организации и функционирования органов государственной власти; определению принципов взаимодействия субъектов государственной политики (политических партий, государственных и общественных организаций, индивидов). Во внешней сфере реализация политической функции связывается с обеспечением внешнего проявления суверенитета. Прежде всего, это защита суверенитета путем противодействия внешним попыткам нарушить территориальную целостность, политическую или экономическую самостоятельность государства.
Идеологическая функция государства представляет собой направление государственной деятельности связанное с выработкой, закреплением и поддержанием на официальном уровне соответствующих идеологических установок, ценностных ориентиров и т.д.. Таким образом, содержательная сторона идеологической функции государства представляет собой «реализацию каких-либо идеологем посредством формирования устойчивых мировоззренческих ценностей». Значение идеологической функции во многом определяется значением самой идеологии для общества. «Идеология не просто включает в себя определенные ценности, а имеет нормативный характер. Конституция и иные законодательные акты представляют собой материализацию идеологических постулатов какой-либо части социума, социальных групп или субъектов власти, а в идеале - всего общества». Формирование «устойчивых мировоззренческих ценностей» в современном обществе невозможно без эффективного управления информационными потоками. Поэтому идеологическая функция самым тесным образом сопряжена с информационно-коммуникативной функцией государства.
Информационно-коммуникативная функция государства - это направление государственной деятельности, определяемое необходимостью эффективного регулирования информационных потоков в обществе. В условиях формирующегося информационного общества эта функция становится приоритетной и в самом общем виде может пониматься как государственное управление информационно-коммуникативными процессами11. При этом государство:
обеспечивает соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею;
осуществляет информационное
обеспечение государственной
способствует развитию
современных информационных
осуществляет защиту
информационных ресурсов от
Реализация информационно-коммуникативной функции предполагает три вида государственной деятельности:
Осуществление информационного обмена.
Государственное информировани
Государственное дозирование информации, обеспечение информационной безопасности, ограждение общества от воздействия вредной информации, государственная цензура.
Полицейская функция государства - это направление государственной деятельности связанное с охраной интересов государства и общества от всевозможных нарушений, а также реализацией мер юридической ответственности в отношении нарушителей. Подобный подход позволяет утверждать, что реализация полицейской функции государства связана не только с полицией, но и с другими субъектами, вовлеченными в охранительные правоотношения и тем самым участвующими в реализации охранительной функции права. Таким образом, полицейская функция государства интерпретируется как «установление и обеспечение внутригосударственного порядка специально уполномоченными государственными органами (полиция, армия, службы государственной безопасности, исправительные учреждения и т.д.) посредством применения физического государственного принуждения».
Особенность полицейской функции государства состоит так же в том, что она осуществляется при помощи методов, которые носят узко специализированную направленность, определяемую объективной необходимостью применения мер физического принуждения - так называемые «полицейские методы» или «полицейские меры». Категория
«полицейские методы» сегодня стала нарицательной, но в действительности вряд ли возможно существование государства, самого демократического, претендующего на статус правового которое бы эти методы не применяло. Государственное принуждение, осуществляемое специально созданными с этой целью органами, во многом отражает саму суть государства как социального института подавляющего волю отдельных лиц ради общественного блага, в целях достижения публичного интереса12. Вместе с тем принуждение, в том числе и государственное, может осуществляться разными средствами - экономическими, идеологическими, психологическими и т.д. Поэтому, характеризуя государственное принуждение как метод реализации именно полицейской функции необходимо указать на то, что этот вид принуждение осуществляется в непосредственном физическом, силовом контакте с субъектом воздействия. Это принуждение осуществляется специальными органами, обладающими соответствующими силами и средствами для осуществления этого вида государственного принуждения.
Заключение
В целом, завершая анализ понятия, сущности и признаков государства, представленный в трудах различных ученых и обобщая собственное мнение по данному вопросу, мы можем сказать, что бытие государства многослойно, многоаспектно. Данный феномен - порождение многопричинное, следовательно, полифункциональное. Каждое отдельное государство (а их в истории и современности насчитываются сотни) возникает и существует в процессах многообразного взаимодействия природно-климатических, социально-культурных, исторических, субъектных и аксиологических факторов. С гносеологических позиций проблема государства до сих пор остается открытой и важной как в теоретическом, так и в практическом отношении, поскольку от ее решения во многом зависит разработка научнообоснованных стратегий существования современного общества на макроуровне собственного бытия.
Кроме того, элемент государства - динамично развивающаяся сфера государственно-организованного общества, обладающая целостностью и взаимосвязью с другими сферами, набор правовых институтов, явлений и процессов, который характеризует определенный тип или форму государства. Социальное государство как один из элементов государства (социальная государственность) характеризуется теми же свойствами (динамичность, взаимодействие с другими элементами) и имеет сходную структуру (институты, модели и режимы).