Понятие и значение правового эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Эксперимент в науке выступает как единство познавательной и практической деятельности. Роль эксперимента как одной из форм научной практики возрастает в условиях превращения науки в производительную силу общества. Это справедливо не только для естественнонаучных, но и для социальных экспериментов. Последние используются в практике социального планирования и управления для выработки научно обоснованных управленческих решений.

Файлы: 1 файл

эксперимент.docx

— 38.65 Кб (Скачать файл)

1.Понятие и  значение правового эксперимента

Эксперимент в науке выступает  как единство познавательной и практической деятельности. Роль эксперимента как  одной из форм научной практики возрастает в условиях превращения науки  в производительную силу общества. Это справедливо не только для  естественнонаучных, но и для социальных экспериментов. Последние используются в практике социального планирования и управления для выработки научно обоснованных управленческих решений.

Правовой эксперимент  — важный инструмент в повышении  эффективности правового регулирования  общественных отношений. Он позволяет  избежать правотворческих ошибок, которые  могут привести к серьезным негативным социально-экономическим последствиям, и выбрать наиболее перспективный  вариант правотворческого решения.

В области права эксперимент  все чаще выступает компонентом  нормотворческого процесса. Так, разработка концепций новых нормативных  актов невозможна без их всесторонней и серьезной экспериментальной  проверки. Однако на практике нередко  предложения по новым законам  даются учеными без должного обоснования. Необходимо использовать имеющиеся  в юридической науке широкие  возможности для проведения экспериментов  по повышению эффективности правотворческой  деятельности. Важной задачей юридической науки является поиск путей наиболее эффективного регулирования общественных отношений, внедрения их в практику правотворчества, правоприменительную деятельность органов государства. В разрешении проблемы совершенствования механизма правового регулирования наука и практика используют различные средства и методы, среди которых определенное значение имеет социально-правовой эксперимент. В настоящее время не только в основном преодолено мнение о невозможности эксперимента при изучении социальных явлений, но и накоплен определенный опыт использования экспериментальных процедур в научном анализе. Это положение справедливо и для правовой науки. В ней нарастает число публикаций по проблемам методологии и методики экспериментирования в праве, так  и по результатам исследований, построенных с учетом требований экспериментального плана. Правовой эксперимент - предварительное испытание, проверка действенности нормативного положения (отдельной нормы,  правового акта в целом, конституционной новеллы, законодательной реформы и т. д.). правовой эксперимент имеет целью  в опытном порядке выявить как возможные преимущества, так и недочеты, издержки нового положения в области правового регулирования. Наибольшая потребность  в эксперименте  возникает при попытке законодателя коренным образом изменить экономические  стимулы,  формы организации труда  и заработной платы, внедрить новую модель  семейных отношений, модифицировать существенным образом основания и виды юридической ответственности и т. д. Эксперимент является наиболее экономичной формой предварительной оценки  эффективности правовых норм с целью подсказать законодателю наиболее целесообразное и оптимальное решение  проблемной ситуации, нуждающейся в специальной регламентации.

Экспериментальная норма  во всех случаях является временной, ее пространственное применение заранее лимитируется; кроме того, такая норма имеет поисковый характер: ее содержание может быть существенно изменено как в процессе  проведения правовой экспертизы, так и на последующих стадиях законодательных работ.

Правовая основа для проведения правовой экспертизы  создается либо специальным однократным решением законодательного органа, либо фиксируется постоянно в положениях, касающихся нормотворчества.

Вообще, надо отметить, что  на правовой эксперимент существует не мало различных взглядов, прежде всего философов и экономистов. В книге «Правовой эксперимент  и совершенствование законодательства»  под редакцией Никитинского В.И. и Самощенко И.С. под «правовым экспериментом следует считать любой социальный эксперимент, в котором, в качестве экспериментального фактора выступают экспериментальные правовые нормы, содержащие отступление от требований действующего законодательства». Бабаев В.К. в Словаре категории и понятии общей теории права определяет правовой эксперимент, как «организованную компетентным правотворческим органом апробацию предполагаемых новых юридических норм или актов в ограниченном масштабе для предварительной проверки их эффективности и обработки оптимальных вариантов будущих правотворческих решений общего действия».    

Мы еще до сих пор  не изучили в полной мере общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему  закономерности, особенно экономические. Поэтому, как уже упоминалось, вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок. Чтобы избежать возможных «негативных» последствий, связанных с использованием в правотворческой деятельности метода проб и ошибок, и возник правовой эксперимент. В философской литературе идею проведения социальных экспериментов традиционно связывают с именем  французского ученого П. Лапласа, и его работой «Опыт философии теории вероятности» (1814г.), где автор предложил использовать экспериментальные методы с последующим анализом эффектов, которые произведены различными применявшимися средствами, представляющими из себя соответствующее число опытов, произведенных в большом масштабе правительствами». Однако, по мнению некоторых ученых (Никитинского В.И., Самощенко И.С.) идея применения экспериментальных методов в правотворчестве возникла значительно ранее. Более того, эта идея к моменту выхода в свет упомянутой работы П.Лапласа уже неоднократно реализовалась просвещенным абсолютизмом еще в XVII веке.

__________________

1.Бабаев В.К., Баранов В.М., Гойман В.И. Словарь категорий и понятий общей теории государства и права. Н.Новгород, 1992.

2. Правовой эксперимент  и совершенствование законодательства / Под ред. В.И. Ники­тинского и И.С. Самощенко. М.: Юрид. лит., 1988.

      Например, Тюрго во Франции прославился тем, что испытывал финансовые реформы в своем интенданстве Лимузен. В Германии и Италии  многие монархи малых государств подвергали предварительному испытанию свои нормотворческие идеи. Судья Дюпати в своих Письмах об Италии /1783г./ рассказывает, что в Тоскане смертная казнь и пытки были в свое время приостановлены указом, а не отменены законом, и добавляет: «Хорошее законодательство, как и хорошая физика, должна быть экспериментальными. Законы нужно испытывать». Хотя многие ученые 60-70-х годов (Тилле А., Шаргородский М.Д., Подгурецкий А. и некоторые другие), полностью игнорируют эксперимент как метод, «недопустимый в праве».  Среди юристов молчаливо разделяется мнение, «что юридические науки не могут иметь на своем вооружении эксперимент в силу того, что истцы и ответчики, следователи и обвиняемые, кредиторы и должники – это фигуры на шахматной доске, и науке не дано «передвигать» их по своему желанию или усмотрению. Отношения этих людей, их действия - суть проявления самой жизни в которой нельзя экспериментировать». 

Какие требования предъявляются  эксперименту? "Строго говоря, экспериментальное  законодательство - это форма законодательства, имеющая некоторые особенности. Оно должно быть ограничено во времени, оно должно содержать четкое определение  и назначение, оно должно указывать  цели запланированного законодательного действия и критерии, используемые для оценки соответствия временно применяемых  инструментов, оно должно определить, какие данные должны быть собраны, ответственность  за сбор этих данных и оценку результатов".

Эксперимент предполагает четкую формулировку целей, для чего проводится эксперимент. Эксперимент предполагает определение этапов и конечного  срока. И самое главное - в любом  эксперименте есть ответственный за этот экспериментp,  за его результаты. На практике лишь в

_______________

3. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник для вузов. Издание 4. – М.: ИД Право, 2010.

самых исключительных случаях можно назвать ответственных за проводимые в нашей стране эксперименты.

В последнее время в  развитии теории правового эксперимента наука несомненно продвинулась вперед. Однако научная разработка данной проблемы продолжает отставать от жизни. Отсутствуют общие нормативные акты, регламентирующие порядок организации и проведения правовых экспериментов, четкие рекомендации и методики, обеспечивающие научную их организацию, объективную экспертизу результатов и подведение итогов.

Правовой эксперимент является одним из средств реализации принципа научности правотворческой деятельности. P.O. Халфина подчеркивала, что научная обоснованность правотворческой деятельности имеет определяющее значение для эффективности правотворческого решения. Проведение правового эксперимента всегда имеет важное значение для обеспечения научности соответствующих правовых норм, а в ряде случаев научное обоснование тех или иных правовых предписаний без проведения правового эксперимента невозможно." При этом подготовка и проведение самих правовых экспериментов предполагают широкое использование научного потенциала. В течение длительного времени экспериментальный метод был на вооружении только естественных наук, позднее он начинает использоваться и в социальных науках, а также в социально-правовой практике. Сама идея проведения правовых экспериментов зародилась еще в XVIII веке. Так, Тюрго «прославился тем, что испытывал финансовые реформы в своем интендантстве Лимузен. В Германии и Италии многие монархи малых государств подвергали предварительному испытанию свои новые нормотворческие идеи». С этого периода можно исчислять генезис правового эксперимента и его научного осмысления.

Попытки проведения правовых экспериментов  предпринимались и в Российской империи (XIX век), «где некоторые законодательные  изменения подвергались предварительному опыту в какой-либо отдельной области или губернии». В первые годы советской власти проводились правовые эксперименты в сфере трудового, исправительно-трудового законодательства и в государственном строительстве. Однако затем по идеологическим мотивам социальный, в том числе правовой, эксперимент был признан несовместимым с марксистской наукой, что привело к «свертыванию» социального экспериментирования до 60-х гг. XX века.

На рубеже 50-х-60-х гг. XX века правовой эксперимент начинает применяться  на практике для апробирования и  совершенствования правовых норм различных  отраслей законодательства. Со второй половины 1960-х гг. в советской литературе появились фундаментальные исследования как социального, так и правового эксперимента. Численно выросла и практика проведения правовых экспериментов. В постсоветский период, за редким исключением,4 проблематика правового эксперимента комплексно в науке не рассматривалась. Правовые эксперименты проводились и проводятся, однако наблюдается определенный «отрыв» практики правового экспериментирования от ее научного обоснования, что не могло не сказаться на эффективности указанной деятельности.

 

 

 

 

 

_________________

4.Ельцов В.Н. Правовой эксперимент в новейший период // XII Державинские чтения. Институт права. Академия гуманитарного и социального образования. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007.

 

2.Виды правовых  экспериментов

Для правильного понимания  природы правового эксперимента необходимо- уяснить философский смысл понятий «эксперимент» и «социальный эксперимент».

«Эксперимент — метод  познания, при помощи которого в  контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности». Он является одной из форм научной практики и представляет собой известное единство познавательной и практической деятельности.

Правовой эксперимент  является разновидностью эксперимента социального. По мнению С.А. Яцкевича, «социальный  эксперимент - это такой метод  научного познания и совершенствования  управления социальных систем, который  реализуется посредством целенаправленного  изменения условий их функционирования на некотором ограниченном участке  с целью изучения поведения системы  в новых условиях и (при положительном  итоге эксперимента) проведения последующих  преобразований в более широких  масштабах»." Социальные эксперименты - «это такие эмпирические исследования, с помощью которых путем планомерного управления условиями научно проверяются гипотезы о причинных связях явлений».

Проведение правового  или криминологического эксперимента всегда требует глубокого предварительного исследования изучаемой проблемы, тщательной организационной подготовки, а в  определенных случаях - и необходимой  правовой регламентации со стороны  полномочных государственных органов.

Процесс организации и  проведения правового эксперимента определяет технологию организации  и проведения правовых экспериментов, порядок совершения последовательных действий и операций, представляя  собой определенную модель, программу  юридически значимой деятельности компетентных субъектов. В случае, если указанные  субъекты не будут следовать данной программе, они не достигнут поставленных целей, их деятельность не будет эффективной, а в определенных случаях она не будет и легитимной. Стадия процесса организации и проведения правового эксперимента - это объединенный одной задачей относительно самостоятельный организационно обособленный комплекс взаимосвязанных действий и актов, направленных на проведение правового эксперимента и достижение его целей. Каждая следующая стадия процесса свидетельствует о том, что работа по достижению целей правового эксперимента переходит на новую самостоятельную ступень.

Основными стадиями процесса организации и проведения правового  эксперимента являются: 1) проектирование правового эксперимента; 2) подготовка правового эксперимента; 3) проведение правового эксперимента; 4) подведение итогов правового эксперимента.

Содержание первой стадии составляют рассмотрение предложений  о проведении правового эксперимента и отбор идей, требующих экспериментальной  проверки; разработка организационного проекта правового эксперимента; составление научно-исследовательской  программы правового эксперимента; разработка проекта Положения об эксперименте.

Главными проблемами, разрешение которых обеспечивает успех эксперимента, являются: а) гарантии достоверности  собранных выборочных данных; б) правомерность  распространения этих данных на всю  совокупность изучаемых объектов.

Критерии выбора объектов для правового эксперимента ничем  существенно не отличаются от соответствующих  критериев при проведении любого другого социального эксперимента. Объект должен быть, во-первых, типичным и, во-вторых, конкретным в смысле возможного учета и сравнения всех показателей  эффективности.

Вторая стадия состоит  из следующих процедур: принятие решения  о проведении правового эксперимента и утверждение Положения об эксперименте; составление плана организационных мероприятий; подготовка участников правового эксперимента; эмпирическая фиксация исходного состояния экспериментальных объектов.

Информация о работе Понятие и значение правового эксперимента