Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:57, контрольная работа
Эксперимент в науке выступает как единство познавательной и практической деятельности. Роль эксперимента как одной из форм научной практики возрастает в условиях превращения науки в производительную силу общества. Это справедливо не только для естественнонаучных, но и для социальных экспериментов. Последние используются в практике социального планирования и управления для выработки научно обоснованных управленческих решений.
1.Понятие и
значение правового
Эксперимент в науке выступает как единство познавательной и практической деятельности. Роль эксперимента как одной из форм научной практики возрастает в условиях превращения науки в производительную силу общества. Это справедливо не только для естественнонаучных, но и для социальных экспериментов. Последние используются в практике социального планирования и управления для выработки научно обоснованных управленческих решений.
Правовой эксперимент
— важный инструмент в повышении
эффективности правового
В области права эксперимент
все чаще выступает компонентом
нормотворческого процесса. Так, разработка
концепций новых нормативных
актов невозможна без их всесторонней
и серьезной экспериментальной
проверки. Однако на практике нередко
предложения по новым законам
даются учеными без должного обоснования.
Необходимо использовать имеющиеся
в юридической науке широкие
возможности для проведения экспериментов
по повышению эффективности
Экспериментальная норма во всех случаях является временной, ее пространственное применение заранее лимитируется; кроме того, такая норма имеет поисковый характер: ее содержание может быть существенно изменено как в процессе проведения правовой экспертизы, так и на последующих стадиях законодательных работ.
Правовая основа для проведения правовой экспертизы создается либо специальным однократным решением законодательного органа, либо фиксируется постоянно в положениях, касающихся нормотворчества.
Вообще, надо отметить, что
на правовой эксперимент существует
не мало различных взглядов, прежде
всего философов и экономистов.
В книге «Правовой эксперимент
и совершенствование
Мы еще до сих пор не изучили в полной мере общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому, как уже упоминалось, вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок. Чтобы избежать возможных «негативных» последствий, связанных с использованием в правотворческой деятельности метода проб и ошибок, и возник правовой эксперимент. В философской литературе идею проведения социальных экспериментов традиционно связывают с именем французского ученого П. Лапласа, и его работой «Опыт философии теории вероятности» (1814г.), где автор предложил использовать экспериментальные методы с последующим анализом эффектов, которые произведены различными применявшимися средствами, представляющими из себя соответствующее число опытов, произведенных в большом масштабе правительствами». Однако, по мнению некоторых ученых (Никитинского В.И., Самощенко И.С.) идея применения экспериментальных методов в правотворчестве возникла значительно ранее. Более того, эта идея к моменту выхода в свет упомянутой работы П.Лапласа уже неоднократно реализовалась просвещенным абсолютизмом еще в XVII веке.
__________________
1.Бабаев В.К., Баранов В.М., Гойман В.И. Словарь категорий и понятий общей теории государства и права. Н.Новгород, 1992.
2. Правовой эксперимент
и совершенствование
Например, Тюрго во Франции прославился тем, что испытывал финансовые реформы в своем интенданстве Лимузен. В Германии и Италии многие монархи малых государств подвергали предварительному испытанию свои нормотворческие идеи. Судья Дюпати в своих Письмах об Италии /1783г./ рассказывает, что в Тоскане смертная казнь и пытки были в свое время приостановлены указом, а не отменены законом, и добавляет: «Хорошее законодательство, как и хорошая физика, должна быть экспериментальными. Законы нужно испытывать». Хотя многие ученые 60-70-х годов (Тилле А., Шаргородский М.Д., Подгурецкий А. и некоторые другие), полностью игнорируют эксперимент как метод, «недопустимый в праве». Среди юристов молчаливо разделяется мнение, «что юридические науки не могут иметь на своем вооружении эксперимент в силу того, что истцы и ответчики, следователи и обвиняемые, кредиторы и должники – это фигуры на шахматной доске, и науке не дано «передвигать» их по своему желанию или усмотрению. Отношения этих людей, их действия - суть проявления самой жизни в которой нельзя экспериментировать».
Какие требования предъявляются эксперименту? "Строго говоря, экспериментальное законодательство - это форма законодательства, имеющая некоторые особенности. Оно должно быть ограничено во времени, оно должно содержать четкое определение и назначение, оно должно указывать цели запланированного законодательного действия и критерии, используемые для оценки соответствия временно применяемых инструментов, оно должно определить, какие данные должны быть собраны, ответственность за сбор этих данных и оценку результатов".
Эксперимент предполагает четкую формулировку целей, для чего проводится эксперимент. Эксперимент предполагает определение этапов и конечного срока. И самое главное - в любом эксперименте есть ответственный за этот экспериментp, за его результаты. На практике лишь в
_______________
3. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник для вузов. Издание 4. – М.: ИД Право, 2010.
самых исключительных случаях можно назвать ответственных за проводимые в нашей стране эксперименты.
В последнее время в развитии теории правового эксперимента наука несомненно продвинулась вперед. Однако научная разработка данной проблемы продолжает отставать от жизни. Отсутствуют общие нормативные акты, регламентирующие порядок организации и проведения правовых экспериментов, четкие рекомендации и методики, обеспечивающие научную их организацию, объективную экспертизу результатов и подведение итогов.
Правовой эксперимент является
одним из средств реализации принципа
научности правотворческой
Попытки проведения правовых экспериментов предпринимались и в Российской империи (XIX век), «где некоторые законодательные изменения подвергались предварительному опыту в какой-либо отдельной области или губернии». В первые годы советской власти проводились правовые эксперименты в сфере трудового, исправительно-трудового законодательства и в государственном строительстве. Однако затем по идеологическим мотивам социальный, в том числе правовой, эксперимент был признан несовместимым с марксистской наукой, что привело к «свертыванию» социального экспериментирования до 60-х гг. XX века.
На рубеже 50-х-60-х гг. XX века правовой эксперимент начинает применяться на практике для апробирования и совершенствования правовых норм различных отраслей законодательства. Со второй половины 1960-х гг. в советской литературе появились фундаментальные исследования как социального, так и правового эксперимента. Численно выросла и практика проведения правовых экспериментов. В постсоветский период, за редким исключением,4 проблематика правового эксперимента комплексно в науке не рассматривалась. Правовые эксперименты проводились и проводятся, однако наблюдается определенный «отрыв» практики правового экспериментирования от ее научного обоснования, что не могло не сказаться на эффективности указанной деятельности.
_________________
4.Ельцов В.Н. Правовой эксперимент в новейший период // XII Державинские чтения. Институт права. Академия гуманитарного и социального образования. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007.
2.Виды правовых экспериментов
Для правильного понимания природы правового эксперимента необходимо- уяснить философский смысл понятий «эксперимент» и «социальный эксперимент».
«Эксперимент — метод
познания, при помощи которого в
контролируемых и управляемых условиях
исследуются явления
Правовой эксперимент
является разновидностью эксперимента
социального. По мнению С.А. Яцкевича, «социальный
эксперимент - это такой метод
научного познания и совершенствования
управления социальных систем, который
реализуется посредством
Проведение правового
или криминологического эксперимента
всегда требует глубокого
Процесс организации и проведения правового эксперимента определяет технологию организации и проведения правовых экспериментов, порядок совершения последовательных действий и операций, представляя собой определенную модель, программу юридически значимой деятельности компетентных субъектов. В случае, если указанные субъекты не будут следовать данной программе, они не достигнут поставленных целей, их деятельность не будет эффективной, а в определенных случаях она не будет и легитимной. Стадия процесса организации и проведения правового эксперимента - это объединенный одной задачей относительно самостоятельный организационно обособленный комплекс взаимосвязанных действий и актов, направленных на проведение правового эксперимента и достижение его целей. Каждая следующая стадия процесса свидетельствует о том, что работа по достижению целей правового эксперимента переходит на новую самостоятельную ступень.
Основными стадиями процесса организации и проведения правового эксперимента являются: 1) проектирование правового эксперимента; 2) подготовка правового эксперимента; 3) проведение правового эксперимента; 4) подведение итогов правового эксперимента.
Содержание первой стадии
составляют рассмотрение предложений
о проведении правового эксперимента
и отбор идей, требующих экспериментальной
проверки; разработка организационного
проекта правового
Главными проблемами, разрешение которых обеспечивает успех эксперимента, являются: а) гарантии достоверности собранных выборочных данных; б) правомерность распространения этих данных на всю совокупность изучаемых объектов.
Критерии выбора объектов
для правового эксперимента ничем
существенно не отличаются от соответствующих
критериев при проведении любого
другого социального
Вторая стадия состоит из следующих процедур: принятие решения о проведении правового эксперимента и утверждение Положения об эксперименте; составление плана организационных мероприятий; подготовка участников правового эксперимента; эмпирическая фиксация исходного состояния экспериментальных объектов.
Информация о работе Понятие и значение правового эксперимента