Понятие и значение правового эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Эксперимент в науке выступает как единство познавательной и практической деятельности. Роль эксперимента как одной из форм научной практики возрастает в условиях превращения науки в производительную силу общества. Это справедливо не только для естественнонаучных, но и для социальных экспериментов. Последние используются в практике социального планирования и управления для выработки научно обоснованных управленческих решений.

Файлы: 1 файл

эксперимент.docx

— 38.65 Кб (Скачать файл)

Третья стадия включает: введение экспериментальной ситуации; осуществление организационно-правового  контроля за реализацией условий правового эксперимента; осуществление научно-исследовательского контроля за ходом правового эксперимента и предварительную оценку промежуточных итогов экспериментального исследования; уточнение экспериментальной ситуации; корректировку методики исследования.

Методы проведения правовых экспериментов различаются, в зависимости  от того, связаны ли они с правоприменительной  или право творческой деятельностью, касаются ли они практики применения действующих норм или принятия новых  нормативных актов.

Обычно эксперименты, направленные на исследование эффективности существующих правовых норм, предполагают преимущественное использование методов дедукции. Для экспериментов, проводимых с  целью принятия новых правовых норм, характерными должны быть методы индукции. При этом нельзя механически связывать  указанные методы с той или  иной группой правовых экспериментов. В действительности эти методы во всяком научном исследовании применяются  в единстве как взаимодополняющие  друг друга. Однако при экспериментах  первой группы в качестве ведущих (но не единственных) выступают методы дедукции, а при экспериментах  второй группы - методы индукции.

Преимущество дедуктивных  методов проведения правовых экспериментов, связанных с исследованием эффективности  действующего законодательства, определяется самой постановкой задач: а) выбрать  из двух или нескольких действующих  вариантов правового регулирования  того или иного рода общественных отношений лучший (оптимальный) ; б) исследовать эффективность правовой нормы (общего правила поведения) в обстановке конкретных (либо новых) условий существования общественных отношений. В данном случае исследователь при постановке опыта идет от общего (совокупности действующих норм) к частному (выбору конкретной нормы, распространению действующей нормы на вновь возникшие или измененные под влиянием новых условий общественные отношения).

При экспериментах, связанных  с принятием новых нормативных  актов, индуктивный характер методов  исследования определяется пре имущественной  необходимостью придания частному явлению (экспериментальной норме - модели, опробированной на временном регулировании ограниченного круга общественных отношений) характера общего явления (превращение экспериментальной правовой нормы в обычную, т. е. установление общего варианта правового регулирования для всей массы общественных отношений данного вида).

Методика проведения эксперимента, связанного с выяснением эффективности  действующего законодательства, должна предусматривать определенное накопление и изучение фактов, свидетельствующих  о его влиянии на состояние  и развитие общественных отношений. При этом методика обязана учитывать  статику и динамику явления, т.е. ее применение должно дать объективную  картину воздействия норм права  на общественные отношения в определенный конкретный период и в течение  всего времени существования указанных норм. На заключительной стадии производится анализ результатов экспериментального исследования и разработка научных рекомендаций, дается официальная оценка результатам правового эксперимента, подводятся его итоги.

_____________

5.Ельцов В.Н. Правовой эксперимент в современной России: Проблемы эффективности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Тамбов, 2009.

Успех проведения эксперимента во многом зависит от современных  способов обработки полученной информации, разработанных статистикой и  особенно ее отраслью — математической статистикой. Эти способы дают возможность  по предварительным данным установить правильность отбора объектов и в  то же время сократить в два-три  раза объем выборки. Кроме того, приемы математической статистики позволяют  представить данные массовой информации в комплексном виде.

В процессе сбора и анализа  фактических данных, постановки экспериментов, связанных с выявлением эффективности  действующего законодательства, могут  отпадать те или иные стороны гипотезы и, наоборот, возникать новые. Таким  образом, в ходе научного правового  исследования происходит доработка  и доводка гипотезы до степени  научной истины. Именно такой уровень  гипотезы и должен служить базой  для нового варианта правового регулирования  общественных отношений.

Опытная правовая норма по юридической силе не отличается от обычной. И та и другая рассчитаны на неоднократное применение, и та и другая должны быть снабжены средствами, обеспечивающими их реальное осуществление, вплоть до государственного принуждения. Однако, в отличие от обычной нормы, опытная норма носит гипотетический характер; ее назначение состоит в проверке научного предположения (гипотезы), разработанного до проведения правового эксперимента. Поскольку эффективность опытной нормы во многом еще проблематична, она нуждается в проверке в течение определенного времени и в конкретных условиях применения ее к общественным отношениям.

Поисковая природа опытной  нормы ограничивает ее стабильность и придает ей определенную условность. Если в ходе эксперимента обнаружится, что опытная норма отвечает критерию оптимальности, компетентный государственный  орган превращает ее в обычную  правовую норму. Если же эксперимент  не дал желаемых результатов, опытная  норма отменяется. Таким образом, действие опытной нормы ограничено во времени (сроком эксперимента) и в пространстве (пределами одного или нескольких экспериментальных объектов), вследствие чего она всегда временна и локальна.

Поскольку правовой эксперимент  всегда осуществляется в области  государственно-правовых отношений, которые  объективно предопределены экономическим  строем общества, поскольку организатором  эксперимента выступают органы государства, чья деятельность также обусловлена  соответствующими экономическими отношениями  и сущностью государства, объективно существуют определенные границы экспериментирования в сфере государства и права. Область общественных отношений, подвергающихся правовому регулированию, объективно предопределяет рамки правового эксперимента и в том плане, что все опыты, проводимые в общественных отношениях, регулируемых иными социальными нормами, нежели право, не могут рассматриваться как правовой эксперимент. Это особенно важно подчеркнуть в связи с возрастающей ролью общественных организаций и их организационных норм в регулировании общественных отношений.

Правовой эксперимент  как метод изучения эффективности  координационной практики представляет собой проверку в течение определенного  периода результатов какой-либо координационной практики, проводимую на опытных объектах (в конкретном органе) и в специально созданных  для этого условиях в целях  совершенствования правового регулирования  общественных отношений. В психологии, например, выделяют следующие виды экспериментов: непосредственно в  практической деятельности, "полевой" эксперимент, приближенный к реальности, лабораторный,

__________________

6.Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. Издание 4. – М.: Эксмо-Пресс, 2010

искусственный эксперимент, идеализированный, мысленный эксперимент, что пригодно в качестве начальной  базы и для нас.

Видимо, метод социального  эксперимента в области исследования эффективности координационной  практики может быть применен и в  виде полного отказа от координационного правового регулирования деятельности определенной группы органов и замены его иными видами правового регулирования, например субординационным. Действительно, не все вопросы можно разрешить  с помощью координационных механизмов, иногда целесообразней отказаться от них в пользу более жесткого регулирования.

Важное значение в связи с использованием социального эксперимента в исследовании эффективности координационной практики приобретает вопрос о допустимых границах такого эксперимента. Как справедливо отмечает В.П. Казимирчук, в правовой науке метод эксперимента ограничен определенными рамками, поскольку "государственно-правовые отношения представляют собой отношения людей".

Эксперимент объективно ограничен  в пространстве и во времени. «Опыт», проводимый повсеместно и не ограниченный определенным сроком, не может рассматриваться  как эксперимент. С другой стороны, ни одно общественное явление, в том  числе и государственно-правовое, не может быть ограничено узкими рамками  лабораторного исследования. Отказываясь  от лабораторного эксперимента в  общественных науках, мы тем самым  возводим теорию эксперимента на новую  ступень, поскольку ориентируем  науку на исследование целого комплекса  явлений, а именно — их связей и  отношений, обусловливающих развитие данного комплекса. Нельзя искусственно воспроизвести материальные условия  развития социального явления и  воплотить его в миниатюрной  модели, изолированной от естественных условий общественного развития. В отдельных областях общественных отношений и при определенных условиях вообще объективно исключается  возможность правового эксперимента.

Однако есть и причины  субъективного порядка, которые  связаны с сознательно-волевой  деятельностью людей. Мы говорим  о них всегда, когда считаем, что  постановка эксперимента может повлечь  за собой нежелательные для общества результаты. Эти обстоятельства в  свою очередь обусловлены сущностью  государства, уровнем развития общественной практики и т. д. Можно, например, указать  на такие факторы, препятствующие в  определенных случаях проведению эксперимента, как: а) недостаточный уровень развития юридической науки в целом  и теоретически недостаточная разработка проблемы исследования; б) отсутствие обоснованной, научно разработанной  правовой гипотезы эксперимента; в) наличие  единичных, особенных, случайных свойств  в тех или иных явлениях, входящих в предмет экспериментирования, г) очевидность предполагаемых результатов  эксперимента и т.д.

Экспериментальный метод  пришел в социальные науки из естественных наук, где он примерно с XVII века стал основным способом опытной проверки научных теорий. Самым популярным видом эксперимента в точных науках был и остается лабораторный эксперимент, получивший распространение также  в науках о человеческом поведении.

Лабораторный, или истинный, эксперимент нацелен на проверку теоретической гипотезы и осуществляется в условиях максимального контроля над уровнем воздействия независимой переменной и очищения (изоляции) этого воздействия от посторонних влияний, оказываемых внешними, т. е. иррелевантными с точки зрения проверяемой гипотезы, переменными. Экспериментальный контроль и изоляция позволяют отвергнуть иные возможные объяснения на­блюдаемого эффекта -конкурентные гипотезы. Немаловажным условием обоснованности, валидности результатов, получаемых в лабораторном эксперимен­те, является возможность достаточно надежного измерения зависимой переменной. В этом случае при бесконечном количестве испытаний результаты неизбежных случайных возмущений в зависимой переменной «погасят» друг друга и исследователь получит точную оценку интересующего его воздействия.

На практике описанные  требования к истинному эксперименту могут быть полностью воплощены лишь в бесконечном идеальном эксперименте, при проведении которого внешние, так называемые экзогенные переменные остаются неизменными, и изменяется лишь независимая переменная, что обеспечивает полную валидность выводов об изучаемом соотношении между независимой и зависимой переменными2.

Идеальный эксперимент - это эталон, относительно которого могут оцениваться и сопоставляться эксперименты реальные, однако буквальное выполнение всех его требований обычно невозможно или даже бессмысленно с точки зрения конкретной научной задачи, стоящей перед исследователем.

В социальных науках от лабораторного  эксперимента принято отличать полевой эксперимент, проводимый в естественных условиях и в большинстве случаев имеющий своей целью не столько проверку научной гипотезы о причинной связи между переменными, сколько оценку эффективности различных про­грамм или методов воздействия.

Для многих прикладных социологических  исследований, ориентированных на разработку и оценку социальных программ, социальное экспериментирование столь же типично, сколь типичны лабораторные эксперименты для социальной психологии или социологии малых групп. Социальное экспериментирование  позволяет ответить на самые разнообразные вопросы, относящиеся преимущественно к сфере практической политики и администрирования - например, как влияет отмена смертной казни на показатели преступности, растет ли посещаемость музеев при снижении цен на входные билеты, во всех ли случаях повышение размера вознаграждения ведет к росту производительности труда и т. п.

Полевой эксперимент - ведущий  метод ориентированных на практику оценочных исследований

Однако далеко не всегда оценка эффективности новой, компьютеризованной системы обучения или, скажем, нового танкового прицела происходит в реальных полевых условиях. Иногда исследователи проводят эксперимент в условиях, имитирующих реальность или даже представляющих некоторые особенности реальной ситуации - обучения, вож­дения танка и т. п. - в преувеличенном, «очищенном» виде.

Р. Готтсданкер предложил различать два типа полевых экспериментов - эксперименты, дублирующие реальный мир (т. е. уже описанные «натурные» эксперименты), и эксперименты, улучшающие реальный мир5. Эксперименты, улучшающие реальный мир, прежде всего позволяют повысить валидность и надежность данных. Так, данные «натурного» эксперимента по эффективности нового метода обучения вождению автомобиля будут подвержены влиянию множества трудно контролируемых различий в условиях видимости, ландшафте, состоянии дорог и ис­пользуемых автомобилей, тогда как данные тренажерных испытаний будут меньше подвержены такого рода смещениям. Кроме того, надежность эксперимента в «улучшенных» условиях также повысится за счет возможности контролировать частоту «встречного движения» на экране тренажера, соблюдать четкий временной режим, исключающий утомление оператора, и т. д.

Для того чтобы понять, чем  руководствуются социологи, осуществляя  выбор одного из перечисленных видов  эксперимента и конкретного плана  построения экспериментального исследования, следует сначала рассмотреть  ключевые понятия и принципы, лежащие  в основе современного подхода к  социальному экспериментированию. Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что в лабораторном эксперименте обоснованность выводов экспериментального исследования, т.е. их валидность и надежность, обеспечиваются благодаря трем принципам планирования эксперимента: 1) контролю над уровнем независимой переменной, 2) изоляции основного эффекта (т. е. собственно воздействия независимой переменной на зависимую переменную) от влияния посторонних, смешивающих факторов, а также 3) многократному воспроизведению полученных результатов, которое позволяет нивелировать случайные изменения результата6 отдельных испыта­ний, связанные с несистематическими колебаниями фона, случайными ошибками, усталостью и т. п. При этом первые два принципа планирования лабора­торного эксперимента позволяют обеспечить валидность как соответствие эксперимента его цели, измерение именно того эффекта, который предполагалось измерить. Идеальный, т. е. совершенно валидный эксперимент, фиксирует лишь то отношение между переменными, которое и планирует изучить экспериментатор, и «отсекает» любые другие источники систематической вариации результатов. Валидность эксперимента, следовательно, определяет достоверность выводов о наличии либо отсутствии предполагаемой причинной связи и о подтверждении либо не подтверждении проверяемой в эксперименте теоретической гипотезы (рис. 1). Третий принцип обеспечивает надежность результатов защиту от случайной ошибки, являющуюся, как говорилось выше, необходимым условием валидности.

Информация о работе Понятие и значение правового эксперимента