Понятие информации, ее роль и значение для государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:13, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы - раскрытие сущности информации, в системе государственного управления; раскрытие понятия информационной системы государственного управления, ее роль. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
выявить что такое информация, ее роль в государственном управлении;
дать определение информационной системы государственного управления и выявить ее особенности; рассмотреть проблемы функционирования информационной системы государственного управления и выходы из сложившейся ситуации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....
Понятие информации, ее роль и значение в системе государственного управления………………………………………
Виды информации в системе государственного управления…….
Информация в органах государственного управления……………
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………....

Файлы: 1 файл

инфо в гу.docx

— 44.65 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

 

Эффективная организация  обмена информацией приобретает  все большее значение, прежде всего  как условие успешной практической деятельности людей. Объем информации, необходимой для нормального  функционирования современного общества, растет примерно пропорционально квадрату развития производительных сил. Доля рабочей  силы, занятой вопросами обеспечения  информацией, в развитых странах  начинает превышать долю рабочей  силы, занятой непосредственно в  сфере производства. Применение методов  и средств автоматизации на всех этапах обращения информации позволяет  существенно повысить эффективность  функционирования экономики страны и высвободить значительные трудовые ресурсы.

Во всем мире признано, что  информация является важнейшим средством  организации и регулирования  частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распространения  имеющихся и приобретаемых знаний.

Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, факторов, характеристик о соответствующих  предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных  в пригодную для использования  форму, составляют основу государственного управления. Управленческие процессы – это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей.

В настоящее время, когда ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации необходимо определить, что такое информация в системе государственного управления, каким образом необходимо ее организовывать, чтобы деятельность органов государственного управления по выработке, приему, хранению и передачи информации была максимально эффективной, потому, что от этого зависит жизнь всего общества в целом.

Цель данной курсовой работы - раскрытие сущности информации, в  системе государственного управления; раскрытие понятия информационной системы государственного управления, ее роль. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

выявить что такое информация, ее роль в государственном управлении;

дать определение информационной системы государственного управления и выявить ее особенности; рассмотреть  проблемы функционирования информационной системы государственного управления и выходы из сложившейся ситуации.

 

информация общество право

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ, ЕЕ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

На протяжении тысячелетий и особенно последних  столетий происходила эволюция и  совершенствование технологий власти и управления в обществе. Современные  средства массовой коммуникации создали  для этого принципиально новые  возможности, многократно усилив эффективность  использования информации в этих целях. Они произвели настоящую  революцию в политических отношениях и способах социального управления в XX веке.

Основная  направленность эволюции технологий власти и управления, цель их изменений  и совершенствования заключались  и заключаются в настоящее  время в том, чтобы, используя  наименьшие затраты средств и  ресурсов, получить максимальный эффект воздействия на людей, обеспечив  их "добровольную" подчиняемость. Как отмечает О.Тоффлер, высшее качество и наибольшую эффективность современной власти придают знания, позволяющие "достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников".

Рассматривая  роль массовых коммуникаций и их влияние  на политические процессы, российские политологи отмечают, что в постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег  и государственного принуждения. Причем непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой социально значимой информации являются средства массовой коммуникации.

Хотелось  бы акцентировать внимание на том, что  государственное, административное и  иное силовое принуждение все  больше заменяется на информационное воздействие и психологическое принуждение.

 

В последние десятилетия  мир переходит от индустриального  общества к информационному. Практически речь идет о новой промышленной революции. Уровень развития информационного общества оказывает непосредственное влияние на экономическую, политическую, военную и иные сферы развития государства.

Информационное пространство определяется следующими основными  компонентами:

  • Информационными ресурсами;
  • Информационно-телекоммуникационной инфраструктурой;
  • Системой массовой информации;
  • Рынком информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг;
  • Сопряженностью с мировыми открытыми сетями;
  • Системой информационного законодательства.

Существенно повышение роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация в целом и каждый из нас в частности, находимся  в стадии формирования общества нового типа - информационного общества. Это  общество все еще непонятно для  многих. Социальная система и право  как один из основных регуляторов  этой системы существенно отстают  от темпов развития информационного  общества, от непостижимых скоростей  наступления на нас новых информационных технологий и всемирной паутины Интернет.

Информационное общество - общество особое, не известное истории. Дать его определение трудно, однако можно перечислить основные особенности  и характеристики:

  • наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний;
  • массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС);
  • подготовленность членом общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;
  • новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.);
  • возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;
  • практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, "чаты" по интересам в Интернет);
  • трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации - мультимедиа;
  • отсутствие географических и геополитических границ государств - участников ТИТС, "столкновение" и "ломка" национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.

Значение информации в  мире постоянно возрастает, в наше время этот сектор показывает более  высокие темпы роста, чем экономика  в целом. Информационные ресурсы, технологии и инфраструктура вместе образуют информационную среду, которая является системообразующим фактором общественной жизни и всех сфер государственного управления.

По прогнозам через 10-15 лет экономический потенциал  государств будет определяться не запасами сырья (которые истощаются все быстрее) и энергетическими ресурсами, а  уровнем развития наукоемких технологий.

Информатизация ведет  к созданию единого информационного  пространства, в котором происходит накопление, обработка, хранение и обмен  информацией между людьми, организациями  и государствами. Электронная связь (как сеть Интернет) – это новые  формы профессионального и личного  обмена информацией.

Выделяют четыре основных ресурса человеческого общества: природные богатства, труд, капитал, информация.

Также в истории произошло  пять информационных революций: Изобретениепечатного станка; Телефон; Радио; Телевидение; Компьютер.

Есть и негативные последствия  информатизации – рост насилия, провоцируемый  обилием такого насилия в СМИ, а, особенно на телевидении и в  Интернете, уход от реальной жизни в  виртуальный мир, «информационный  захват» - внесение в жизнь не свойственных ценностей, идеалов, устремлений.

Информация является одним  из основных элементов социального  управления. С позиции кибернетики  как науки об общих принципах  управления «процесс управления всегда и в любом случае сводится к  передаче и обработке информации».

В общеупотребительном смысле под информацией понимается любое  сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т.д. Однако несмотря на видимую простоту и очевидность, общепринятого определения понятия информации пока еще нет.

В литературе по социальному  управлению различают понятия «данные» и «информация».

Данные означают первичные  сведения, получаемые методом прямого  наблюдения за событиями в объекте  управления или процессе, фиксируемые  в виде чисел, символов, знаков и  слов. Под информацией понимаются сведения, полученные в результате переработки данных. Другими словами, понятия «данные» и «информация» являются близкими по содержанию, но не тождественны. Данные представляют собой  сигналы, из которых извлекается  информация. Следовательно информация является продуктом управленческой деятельности.

В теории информации она  определяется как конечные сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования. При этом теория информации изучает информационные процессы как  вероятностные, используя методы математической статистики.

Важное значение для понимания сущности социальной информации имеет ее смысловое содержание. Не всякое знание может рассматриваться как информация.

С точки зрения классической теории информации понятие информации определяется через меру уменьшения неопределенности знания о совершенствовании  какого-либо события.

Информация выступает  связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в  статике и динамике, и обеспечивая  подготовку управляющего воздействия  в виде управленческого решения  и характеристику результата его  реализации. Чем полнее и объективнее  информация, тем эффективней принимаемые  управленческие решения и, следовательно, результаты от их реализации.

Информационное обеспечение  является базой, на которой сроится  управленческая деятельность государственного аппарата. Информацию здесь следует рассматривать как некую совокупность различных сообщений, сведений, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях и т.д. Эти сведения будучи собранными, систематизированными и преобразованными в пригодную для использования форму играют в управлении исключительную роль.

Как научная категория  информация в управленческих структурах характеризуется рядом признаков (свойств), к числу которых относится  известная самостоятельность данных; возможность их многократного использования, сохранения у передающего или  получающего субъекта; пригодность  к обработке, интеграции и «сжатию» объема за счет изживания дублирующей, повторной и параллельной информации; допустимость математического анализа; системность, коммуникативность.

Информация, циркулирующая  в органах государственного управления, разнородна и разнообразна. Она может  относится к внешнеполитической, экономической, социально-политической и экологической обстановке. Информация этих видов имеет самостоятельную ценность также для соответствующих региональных управленческих структур, когда они выступают как органы, принимающие решения в пределах своей компетенции. Кроме того, она служит в качестве основы для нормативных документов.

Необходимые сведения могут  содержаться законах, иных нормативных  актах, юридических решениях, письмах, справках, сводках, обзорах, информационных бюллетенях, сознании работников госаппарата  и т.д.

 

 

 

 

 

 

  1. ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Право на информацию – одно из основных прав человека. С развитием  информационной среды образуется и  новый комплекс проблем, связанных  с информационной ответственностью.

Информация о работе Понятие информации, ее роль и значение для государственного управления