Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:56, реферат
Основная цель данной работы исследование соотношения государства, права и экономики.
Исходя из этой цели, можно выделить несколько задач решаемых в последующих главах:
- разъяснить сущность понятий – экономика, право и государство и разнообразие представлений о соотношении этих понятий;
- марксистское понимание соотношения экономика, право и государство, исторические пути их соотношения в классическом понимании и практика их реализации в социалистических государствах;
- дать представление об альтернативных точках зрения и практике соотношения этих понятий, воплощенных в других социальных системах.
Введение
1. Понятие экономика, право, государство и концепции их соотношения
2. Марксистская теория, историческая и социалистическая практика соотношения государства, права и экономики
3. Альтернативные точки зрения на проблему соотношения государства, права и экономики и практика современного мира
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
экономика право государство марксистский
Введение
1. Понятие экономика, право, государство и концепции их соотношения
2. Марксистская теория, историческая и социалистическая практика соотношения государства, права и экономики
3. Альтернативные точки зрения на проблему соотношения государства, права и экономики и практика современного мира
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о соотношении государства, права и экономики практически существовал с тех пор, как появилось первое государство, и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство. Это один из тех вечных вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждым новым государством, как на начальных стадиях его возникновения и становления, так и на последующих этапах его развития.
Анализ данной проблематики в прикладном, практическом, так же как и в общетеоретическом, плане - задача весьма сложная и многоаспектная. Ее решению посвящен огромный пласт научной и популярной литературы, однако тема по-прежнему остается актуальной.
Процесс взаимосвязи и взаимообусловленности государства, права и экономики нельзя представлять упрощенно, как некий прямолинейный односторонний процесс. Это весьма сложное, многостороннее явление, на которое оказывают влияние не только экономические, но и политические, духовные, идеологические, национальные, этнические и многие другие факторы, выходящие за рамки прямых взаимодействий государства, права и экономики.
И даже проблема юридической защиты интересов законопослушных граждан в экономической сфере в своей основе имеет более глубокую проблему взаимосвязи экономики и права и влияния ее составляющей на содержание и осуществление субъективных прав и обязанностей. Насколько вообще экономическое состояние государства и общества определяет параметры правовой системы, включая правосознание граждан, законодательство, эффективность его реализации?
Таким образом, тема соотношения экономического и юридического имеет свою многовековую, историю. И хотя господствующие ныне экономические теории охотнее оперируют приемами, родственными скорее естественным наукам, нельзя забывать, что сама возможность исправного функционирования экономического механизма предполагает учет субъектами экономики требований права. Массовое пренебрежение правовыми нормами, пробелы в законодательстве, отсутствие отлаженной судебно-правовой системы приводят к разрушению экономических связей. Сегодня в России это ощущается с особой остротой.
К тому же проблема правового воздействия на экономические (хозяйственные) отношения всегда была актуальна для отечественной науки. В советский период и постперестроечные годы данной теме были посвящены монографии, статьи, исследования, научные конференции и т.д. Особую значимость таким работам в современный период придали очевидные неудачи экономического реформирования и настоятельная необходимость разработки реалистической и эффективной концепции выхода из экономического кризиса. Но, как сейчас стало ясно, проблема экономического реформирования не может быть успешно решена без преобразований всех сфер общества, в том числе и таких далеких от материального производства, как культура, духовный менталитет и т.д. Единственным же инструментом, способным оказать такое глобальное регулирующее воздействие на ведущие сферы жизни общества, является право.
Исходя из изложенного выше, основная цель данной работы исследование соотношения государства, права и экономики. Исходя из этой цели, можно выделить несколько задач решаемых в последующих главах:
- разъяснить сущность понятий - экономика, право и государство и разнообразие представлений о соотношении этих понятий;
- марксистское понимание соотношения экономика, право и государство, исторические пути их соотношения в классическом понимании и практика их реализации в социалистических государствах;
- дать представление об альтернативных точках зрения и практике соотношения этих понятий, воплощенных в других социальных системах.
При написании работы использовался широкий круг источников, включавший, прежде всего учебную и научную литературу, а также публикации в серьезных периодических изданиях.
1. ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО И КОНЦЕПЦИИ ИХ СООТНОШЕНИЯ
В вопросе соотношения права и экономики важно определить исходные методологические и общетеоретические положения в понимании таких явлений в жизнедеятельности общества, как государство, право и экономика. Политика, экономика, право, культура, религия, частная жизнь - вот тот неполный перечень общественных сфер жизнедеятельности человека, и довольно трудно выделить одну из них в качестве первоосновы. Человек реализует себя в различных общественных сферах, право, экономика и политика (государство) являются лишь одними из них, возможно, наиболее жизненно важными.
Термин "экономика" происходит от греческого oikonomike, что означает искусство ведения домашнего хозяйства. В современном языке под этим термином мы имеем в виду, прежде всего материальную среду жизни человека, определенную систему хозяйственных отношений.1
Экономическая жизнь возникла в отдаленную эпоху первобытного общества, однако точки зрения по этому вопросу расходятся: одни авторы считают, что экономика появляется там и тогда, где и когда производство материальных благ основывается на свободе хозяйствующих субъектов, когда оно "управляется" рыночными механизмами, т.е. не может быть экономики, основанной на внеэкономических стимулах, экономики рабовладельческого, феодального, раннекапиталистического общества. Другие полагают, что выведение за пределы экономики всех нерыночных отношений крайне спорно, поскольку это не соответствует фактам экономического развития общества.2
Научные споры экономистов о содержании понятия "экономика" способствуют более детальному изучению этого сложного общественного явления, определению взаимосвязи между экономической и другими сферами общественного бытия. В рамках нашей проблемы важно общее представление об экономике как такой сфере постоянной деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей, при этом под богатством понимается совокупность материальных и культурных благ, которыми располагают люди.3
Современная экономика - национальное хозяйство, включающее в себя отрасли и виды производства (материальное и нематериальное производство) в том числе обмен, который используется людьми для удовлетворения потребностей.
Под государством в широком (общесоциальном) смысле следует понимать определенным (особым) образом организованное общество. Это общество, в котором людей в одно целое объединяет не родственная связь, что имело место в первобытном обществе, а территория. Кроме того, для такого общества характерна не потестарная власть (публичная власть в первобытном обществе), которая была слита с обществом и им же осуществлялась, а особая публичная власть - политическая, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно организованным обществом.
Государство в широком смысле близко к понятию «страна». Страна - это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью.
Государство в узком (политическом) смысле - это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле).
Если обратиться к словарям русского языка, то можно обнаружить, что слово «государство» обычно имеет два значения. Во-первых, под государством подразумевается определенная форма организации общества4, а, во-вторых, основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, а также охрану его экономической и социальной структуры5.
В учебниках по теории государства и права, а также научных трудах при освещении признаков государства, не всегда учитывается широкая и узкая трактовки государства, что ведет к смешению признаков двух разных явлений. Ведь государство в широком смысле и государство в узком смысле - это не одно и то же, хотя находятся они друг с другом в определенной связи и зависимости.
Таким образом, государство в широком смысле (государственно организованное общество) - это политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.
Государство в узком смысле - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, ещё римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах: во-первых, право означает то, что “всегда является справедливым и добрым”, - это естественное право; во-вторых право означает то, что “полезно всем и многим в каком-либо государстве”, - это цивильное (гражданское) право.
Будучи “регулирующей нормой политического общения”, право, как отмечал древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить “критерием справедливости”.6 Для того, чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно прежде всего помнить, что “оно получило своё название от (justitia) - правда, справедливость”, что право есть “искусство добра, равенства и справедливости”.
Право всегда выражает и закрепляет волю и интересы господствующих классов, стоящих у власти социальных слоёв, групп, прослоек. В первую очередь это проявляется в том, что право на всех стадиях его развития закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей: неравенство рабовладельца и раба, помещика и крепостного, работника и работодателя.
Анализируя многочисленные представления о праве, можно указать на следующие его важнейшие особенности и черты, при этом проявляется ее широкая взаимосвязь с государством.
1. Право - это система норм или правил поведения.
В основе любой системы норм или правил поведения лежат как объективные, так и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как отдельные нормы, так и их система в целом не создаются стихийно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц, они отражают объективные потребности общества и государства.
2. Право - система норм, установленных или санкционированных государством.
В мире существует множество систем различных социальных норм, но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, государство действует непосредственно через свои уполномоченные органы.
Означает ли факт санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Существует два различных мнения на этот счет.
Суть первого из них состоит в том, что нормы права рассматриваются в виде требований государства. Государство при этом, являясь источником права, очевидно, не может быть обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом.7 Таким образом, государство рассматривается как явление первичное, а право - вторичное.
Смысл второй, противоположной точки зрения заключается в том, что само государство и государственная власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать не факт, а право. Государство хотя оно и издает правовые акты, не может быть источником права, потому что оно само вытекает из права.8
3. Право всегда выражает государственную волю.
Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается, прежде всего, воля властвующих. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то, что она, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.
4. Право - это система норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер.
Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.
5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение.
Информация о работе Понятие экономика, право, государство и концепции их соотношения