Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:26, курсовая работа
Конституционализм (от лат. Constitutio - установки, устройство) имеет следующие определения:
Система знаний политико-правового характера, предмет исследования которой составляют фундаментальные ценности демократии, обоснование необходимости установления конституционного строя, анализ истории и практики конституционного развития государства, их групп и мирового сообщества.
Введение
Конституционализм (от лат. Constitutio - установки, устройство) имеет следующие определения:
Система знаний политико-правового характера, предмет исследования которой составляют фундаментальные ценности демократии, обоснование необходимости установления конституционного строя, анализ истории и практики конституционного развития государства, их групп и мирового сообщества.
Механизм государственной власти, ограничен конституцией; политическая система, опирающейся на конституцию и конституционные методы управления.
Понятие «Конституционализм» имеет объективный (совокупность конституционно-правовых актов, регулирует важные связи) и субъективный (наличие теории конституции, прогрессивных представлений об устройстве общества и государства; восприятия конституции, других нормативных актов населением) аспекты.
Актуальность темы исследования. Конституционализм – это сложная, многогранная государственно–правовая категория как в практическом, так и в теоретическом плане. Его реальное наличие, как показывает мировой опыт сегодня, один из важнейших атрибутов, условий демократического, прогрессивного развития любого общества, государства. Вступление России в новый этап общественного развития, особенно после принятия ее нового Основного закона в 1993 г., поставило на повестку дня задачу создания в стране демократического, правового, федеративного с республиканской формой правления государства, основанного на принципе разделения властей. Решение ее невозможно без конституционализма. Это касается, прежде всего, его практической стороны. Поиск оптимальных практических решений в данной области, учитывающих как общие закономерности, так и, что особенно важно, специфику России, – одна из важнейших задач отечественных ученых- обществоведов. Целью данной работы будет являться рассмотрение понятия конституционализма,
ГЛАВА I. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА
1.1 Понятие конституционализма
Современное развитие мировых держав в контексте социально-политических преобразований порождает проблему всеобщего переосмысления идей и теорий конституционализма, порождающих его норм и институтов. Сам термин «конституционализм» происходит от термина «конституция» (лат. «constitutio» означает установление, учреждение, построение; первоначально использовалось для обозначения правовых актов римских императоров).
Сегодня в любой стране под конституцией в политико-правовом смысле понимается Основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления и т.д. Мировой опыт развития конституционного права знает два основополагающих вида конституций: писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый правовой документ, занимающий доминирующее место в правовой системе страны как по своему содержанию (регулирование важнейших ключевых общественных отношений), так и по форме: особый порядок принятия, пересмотра этого акта и т.д. Неписаные конституции - совокупность отдельных конституционных законов и обычаев, выполняющих роль основного закона страны и не имеющих по форме каких-либо значительных отличий от иных законов государства. Большинство современных государств, включая Российскую Федерацию, имеет писаные конституции, неписаные же конституции - явление редкое в мировой практике (Великобритания, Израиль, Новая Зеландия)»
В российской правовой литературе термин "конституционализм" не получил широкого использования. Только в постсоветский период термин "конституционализм" стал использоваться достаточно широко, хотя главным образом лишь в исследованиях, специально ему посвященных.
Своим происхождением термин "конституционализм" обязан американской политико-правовой мысли. Основатели Конституции США 1787 г. обозначали им верховенство писаной конституции над издаваемыми законами и иными правовыми актами.1 Однако в дальнейшем в правовых и других исследованиях этот термин получил более широкое значение и стал применяться для характеристики демократизма общественного строя различных государств.
Уместнее и корректнее характеризовать конституционализм, применяя комплексный подход к его природе, определяя его через лежащие в его основе принципы и его качественные характеристики, учитывая тот факт, что он является институциональной основой политического порядка, который, в свою очередь, обеспечивает стабильное развитие политического процесса. Понятие «политический процесс» в современной литературе используется в нескольких аспектах:
1. динамическое, интегральное измерение макрополитической жизни, заключающее в себя функциональное воспроизводство и изменение компонентов политической системы;
2. совокупная политическая
активность социальных
3. борьба за контроль над рычагами властвования и управления обществом, как групповое соперничество за материальные ресурсы и социальные статусы, характеризующиеся определенной расстановкой и соотношением социально-политических сил.2
Конституционализм предполагает, кроме того, конституционно-правовую регламентацию государственного строя и политического режима, конституционную защиту прав и свобод личности в ее взаимоотношениях с государством.
Говоря о собственно юридических аспектах конституционализма, авторы выделяют порядок обсуждения и принятия конституционных актов, их место и значение в системе законодательства, структуру конституций, связь общих принципов и конкретных норм в тексте конституции.
При исследовании советских конституций, советского государства и права это понятие не использовалось. А в советских правовых словарях и энциклопедиях слово "конституционализм" даже не упоминалось.
Таким образом, конституционализм – это многоаспектное понятие. Его можно рассматривать как политико-философскую теорию, как практику упорядочения политического процесса и социально-политических институтов на основе конституции, а также как способ организации государственной власти, распределение ее отраслей, элементов и их взаимного уравновешивания.
1.2 Принципы конституционализма
Поскольку конституционализм является достаточно сложным понятием, кратко рассмотрим его содержательные характеристики.
В Западной политологии обычно выделяют следующие основополагающие принципы конституционализма (в федеративных государствах к указанным принципам добавляется принцип федерализма и верховенства федерального права над правом субъектов федерации).
Принцип суверенитета народа. В гражданском обществе народ суверенен, т.е. над ним не довлеет никакой власти, кроме власти собственной воли и силы объединения. Пространство государственной власти определено общественным договором, конкретным воплощением которого является конституция. Все проблемы, противоречия в экономике, морали, культуре решаются силами самого общества без вмешательства государства. Во всех случаях не государство определяет жизнь гражданского общества, но гражданское общество определяет задачи государства.
Принцип господства права или принцип правового государства. Этот принцип означает, что в обществе и государстве существует приоритет, т.е. верховенство права над властью. Там, где конституционализм является определяющей чертой политического режима, конституция первична. Принцип господства права над властью означает, что все государственные органы и должностные лица – это всего лишь толкователи и исполнители конституции. Представительный орган, которому теоретически принадлежат неограниченные законодательные полномочия, – это прежде всего инструмент для придания праву, существующему независимо от государственной власти, законной формы.
Принцип разделения властей предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Согласно этому принципу никакая ветвь власти не может пользоваться правами, предоставленными конституцией для другой ветви власти. Все три ветви власти, функционируя автономно друг от друга, обладают механизмами взаимного контроля и уравновешивания в процессе их взаимодействия.
Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин "легитимность" не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям о ней большинства граждан. Принцип легитимности связан с принципом консенсуса: если в обществе преобладает консенсус (т.е. согласие населения с данной формой правления, конституционной системой в целом), то существующая форма и режим правления легитимны.3
Принцип плюрализма означает, что в данном обществе все социальные группы, за исключением незаконных, имеют организационные (институциональные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей. Принцип плюрализма предполагает многообразие субъектов экономической, политической и культурной жизни общества. Многочисленные "заинтересованные группы", в том числе политические партии, движения и государственные органы, в процессе взаимодействия сталкиваются, конкурируют и уравновешивают друг друга на основе демократического порядка, соблюдение которого, обусловленное консенсусом, является важным условием плюрализма. Содержание принципа плюрализма можно кратко выразить как единство в многообразии. Наличие в обществе плюрализма предотвращает монополизацию власти в одних руках.
Принцип федерализма характерен только для государственных территориально - политических сообществ с федеративным устройством. Федеративное устройство является высшей формой автономии частей государства внутри единого государственного целого. С точки зрения конституционализма принцип федерализма обычно рассматривается как разграничение государственной власти по вертикали – между центральными (федеральными) органами и региональными органами власти. Как и разделение власти между ветвями правления по горизонтали, принцип федерализма используется в конституционном государстве как средство, препятствующее монополизации и злоупотреблению власти.
Рассмотренные выше принципы составляют единую теоретическую систему конституционализма, которой в реальной политической практике соответствуют конкретно-исторические модели со свойственной им спецификой взаимоотношений гражданского общества и государства.
ГЛАВА II.Этапы формирования конституционализма
2.1 Этапы становления Конституционализма в России
Государственное развитие России в течение длительного периода не сопровождалось принятием Основного закона страны, выдвижения принципа верховенства конституции.
Идеи принятия основных законов, которые должны были отличать монархию от деспотии высказывались еще императрицей Екатериной II и деятелями из ее окружения. Идея такого проекта «конституции» сводилась к тому, чтобы повысить роль сената, «сократить» ряд законодательных полномочий монарха4
В последующем, декабристы и ряд государственных деятелей (в частности – Сперанский, Новосильцев), подготавливая проекты конституции Российской империи основывались на Польской конституционной хартии 1815 года. В 1819 году государем Александром I было сделано поручение Новосильцеву составить проект «Уставной грамоты», фактически, основные начала конституции. Как отмечают исследователи, такой проект даже существовал, но государь скрывал его от своих министров5. Интересно заметить, что в этот период государственного строительства Российской империи, принятие конституции многими государственными деятелями рассматривалась как международностатусная необходимость. Во многих европейских странах конституции действовали (даже на территории Российской империи, как мы уже отмечали – в Польше), тем самым Россия как бы отставала от Европы всей, что играло существенное значение в ее международном статусе.
Проекты конституции России разрабатываются Никитой Михайловичем Муравьевым (1824г.), Г.С. Батеньковыми (1826г.) и др.
В конце 19 - начале 20 века различными российскими учеными также разрабатываются проекты конституции Российской империи. Так, можно выделить «проект Русской Конституции» (Основной Государственный Устав Российской Империи), изданный в 1894 году в Лондоне Комитетом Фонда Вольной Русской Прессы; проект движения Освобождения, называемый «проект Геллерта (1904г.)6. Несмотря на революционность предложений, названные проекты были далеко не безупречны, т.к. например, не содержали положения о верховенстве конституции, а из текста проекта самой конституции можно лишь сделать вывод о верховенстве Императора7. Впрочем уже в этот период, дореволюционные исследователи (проф.Градовский) выделяют термин «конституционализм» (применительно к конституционной монархии), определяя его как «те условия, в которых действует государственная власть»8.
В условиях монархического государства после государственных преобразований 1905-1906 гг. в России 23 апреля 1906 года были введены в действие Основные государственные законы. Однако они не только ничего не говорили о собственной роли в правовой системе страны, но весьма определенно закрепляли через характеристику императорской власти как самодержавной верховенство монарха. Так в ст.4 гл.1 Основ было закреплено: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная Власть. Повиноваться власти Его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Тем самым создавались правовые основы для развития монархического конституционализма.
Первая Российская Конституция была принята в 1918 году. Как отмечал один разработчиков российской советской конституции П.Стучка, конституция представляет собой «организацию участия господствующего класса во власти»9. Конституция 1918г. воистину являлась выразительницею классовых отношений власти данного общества.
Первая Конституция РСФСР 1918г.10 ставшая de jure конституцией диктатуры пролетариата, закрепила классовую систему органов власти и управления, выборность органов снизу доверху, принцип многостепенности выборов.
Наряду с введением трудового ценза, основной закон содержал подробный перечень лиц, лишенных избирательных прав, - так называемых эксплуататоров трудового народа. Основной Закон РСФСР 1918г. вряд ли выполнял роль социального компромисса между различными политическими силами в обществе, интересами сословий — дворянства, купечества, зарождающейся буржуазии, рабочих, крупного, среднего и мелкого крестьянства. Им устанавливалась не демократическая, плюралистическая и легитимная власть, а, напротив, диктатура беднейшего населения, которая вызвала по отношению к себе вооруженное противостояние, гражданскую войну. Официально провозглашалось право государства на неправовые методы воздействия по отношению к любой оппозиции. Так, п.3 главы 2 раздела I закреплял основные задачи Советской власти, а именно «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком... беспощадное подавление эксплуататоров», и более конкретные: «...вооружение трудящихся ...и полное разоружение имущих классов»11.