Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:26, курсовая работа
Конституционализм (от лат. Constitutio - установки, устройство) имеет следующие определения:
Система знаний политико-правового характера, предмет исследования которой составляют фундаментальные ценности демократии, обоснование необходимости установления конституционного строя, анализ истории и практики конституционного развития государства, их групп и мирового сообщества.
Глава 1 «Основы конституционного строя» закрепляет такие важнейшие, основополагающие принципы и черты этого строя, как народовластие (народный суверенитет), демократизм, федерализм, правовой, республиканский, социальный и светский характер государства, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, политический плюрализм, идеологическое многообразие, свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности.
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» определяет основы политико-правового статуса личности. Это — свобода личности; естественная, от рождения принадлежность человеку основных прав и свобод, их неотчуждаемость; соответствие статуса личности в РФ стандартам, сложившимся в мировом сообществе; сочетание личных, индивидуальных интересов с интересами других лиц, общества и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей; принцип равноправия граждан, т.е. их юридического равенства (равенства в правах и обязанностях), в том числе и равенство всех перед законом и судом, равноправия мужчины и женщины; принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, соответствия конституционным основам статуса личности его закрепления в текущем законодательстве и практической реализации; гарантированность прав и свобод личности и др. Эта глава наиболее обширна по объему и подробно разработана. Ей принадлежат 48 из 137 статей Конституции России, т.е. более трети всех ее статей.
Глава 3 «Федеративное устройство» не только поименно перечисляет все 89 субъектов РФ, но и подробно конкретизирует и развивает общие принципы и устои российского федерализма, закрепленные в ст. 5 Конституции РФ (равноправие субъектов Федерации, государственная целостность РФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, равноправие и самоопределение народов). В ней определяется статус каждого из видов субъектов РФ (совместно с их конституциями или уставами), а также пути его изменения. В этой также обширной главе большое и важное место занимают вопросы предметов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов. В отличие от советских конституций с их сверхцентрализацией, Конституция РФ не закрепляет даже основы системы органов государственной власти субъектов РФ. Она исходит из того, что эта система устанавливается субъектами РФ самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В данной главе также закрепляются исходные положения о государственных языках и национальноязыковой политике, о гарантии прав коренных малочисленных народов, о национальной символике и т.д.
Главы 4, 5, 6 и 7 конкретизируют республиканскую форму правления РФ и закрепляют систему ее органов государственной власти, а также основы механизма их взаимоотношений и деятельности. В главе 4 «Президент Российской Федерации» определяется его статус и полномочия, из которых совершенно очевидно следует, что РФ — президентская республика с очень сильной президентской властью. Это вытекает из того, что Президент РФ — глава государства, избираемый народом путем прямых выборов, стоящий над другими государственными органами и определяющий основные направления внутренней и внешней политики страны. Он назначает (с согласия Государственной Думы) Председателя Правительства и практически самостоятельно других членов Правительства. Даже среди других президентских республик мира, в том числе США и Франции, Президент РФ наделяется значительно большими прерогативами, что иногда приводит к наименованию РФ в печати как «сверхпрезидентской республики».
В этих условиях вполне понятно, что глава 5 «Федеральное Собрание» как глава о парламенте страны, состоящем из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, наделяет его весьма ограниченными функциями и правами: в основном функциями и правами представительного и законодательного органа. Его права по отношению к правительству крайне незначительны. Государственная Дума, например, дает лишь согласие на назначение только Председателя Правительства. В главе 6 «Правительство Российской Федерации» оно рассматривается как орган, осуществляющий исполнительную власть. По указанным выше причинам оно также ограничено в своих полномочиях, особенно в связи с чрезвычайно широкими полномочиями Президента РФ.
Глава 7 «Судебная власть» устанавливает, что правосудие в РФ осуществляется только судом, а судебная власть — посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Она закрепляет независимость, несменяемость и неприкосновенность судей. Здесь же речь идет о прокуратуре как единой централизованной системе во главе с Генеральным прокурором РФ.
Глава 8 определяет основы местного самоуправления, устанавливает, что оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, структура которых определяется населением самостоятельно. В этой главе формулируются основные принципы местного самоуправления и его гарантии.
Завершая обзор основных теоретических направлений современного конституционализма, можно сделать вывод, что каждое из них обладает определенными положительными и отрицательными свойствами. В современных условиях с учетом основных тенденций современного конституционализма следует констатировать важность и значение каждого из них. Поэтому представляться целесообразным интеграционный подход, основанный на использовании в практике конституционализма исключительно позитивных сторон каждого из них в целях создания оптимальной модели конституционализма и реализации ее на практике.
Конституционализм это динамичная система, которая перманентно развивается. Тенденции современного конституционализма характеризуют основные направления его развития как сложной политико-правовой системы государства и общества. Наибольший интерес представляют несколько основных тенденций. Прежде всего, это тенденция политологизации системы конституционализма, выражающаяся во влиянии политических способов и средств на конституционно-правовые отношения (в частности – властеотношения), их регулирование. Политика тесным образом связана с конституционным правом, во-первых, в силу специфики его предмета.
Конституционализм предполагает во взаимоотношениях между человеком, гражданским обществом и государством приоритетность человеческого измерения государства и права, развития гражданского общества.
Список литературы
1. Б.Н.Топорнин и др. Комментарий к конституции РФ. М.,1994г.
2. Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин. Конституционное право России:Учебник.-2-е изд.
3. Комментарий к Конституции РФ (под общ. ред. Карповича В.Д.).
4. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - РЮИД, "Сашко", 2000г.
5. Постатейный комментарий
к Конституции Российской
6. В.Н.Пономарев и др. История СССР. Изд-во «Наука» ,М. 1967г.
7. В.И.Ленин. Полное собрание сочинений, т. 37, 38.
8. К вопросу о формировании в России гражданского общества (А.Д. Керимов, "Гражданин и право", N 3, март 2002 г.).
9.А.И. Киннер ,"Журнал российского права", N 1, январь 2001 г.
"Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации" (Исаков В.Б., "Законодательство", 1997, N 4).
10. О пороках демократии (А.Д. Керимов, "Гражданин и право", N 3 ,май-июнь 2003 г.)
11 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) Изд-во Сиб.унив. 2010г.
12.Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005.
1 Некрасов С.И. Шульженко Ю.Л. Лебедев А.Н. Конституционное право России – М.: Проспект, 2008 г. – 684 с.
2 Кравец И.А. Российский Конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. Санкт-Петербург. 2005. – 549 с.
3 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России – М.: Юрайт, 2009 г. – 732 с.
4 Семевский В.И. Политические и общественные идеи декабристов. – С.-Петербург, Типография первой Спб. Трудовой Артелис. – 1909. – с.4.
5 Амирбеков С. К вопросу о конституционности строя России в начале XX в. // Право и Жизнь. – 1999. - № 24.
6 Проект конституции Российской империи // Конституционное государство. Сборник статей. Издание И.В. Гессена, А.И. Каменка – М. 1905. – с.531-532.
7 Градовский А.Д. Начала русского государственного права. - 3 тома, - С.-Петербург, Типография М. Стасюлевича. I том. - 1875 г.
8 Стучка П. Учение о государстве и конституции РСФСР. – М. Красная новь. – 1923. – с.118
9 Текст конституции по изданию: Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е, перераб. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2003
10 Ескина Л.Б. Два юбилея российской конституции // Правоведение. - №1. – 1999.
11 Текст конституции по изданию: Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие. М.: ИК«Зерцало-М», 2004.
12 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) // Юридическое Издательство НКЮ СССР. – М.: 1937г.
13 Чистяков О.И. История государства и права России. Учебное пособие. – М.: Проспект. – 1998. – с.217.
14 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 12 октября 1977г. - №41. - Ст.617.
15 Ескина Л.Б. Два юбилея Российской Конституции // Правоведение. - №1. – 1999г.
16 Ескина Л.Б. Два юбилея Российской Конституции // Правоведение. - №1. – 1999г.
17 Закон СССР от 14 марта 1990г. № 1360-I «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» // Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 21 марта 1990г. - №12. - Ст.189.
18 Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина. – М.: ЗАО «Библиотечка «Российской газеты». - 2003г.
19 Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен Конституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации: Документы и материалы. - М.: Республика. - 1993.
20 http://www.allpravo.ru/