Понятие науки и структура научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи работы: раскрыть понятие науки и научного знания, проанализировать структуру научного знания, определить роль и место теории государства и права, охарактеризовать ее предмет, объект, содержание методологию
Цель работы – формирование понятийного аппарата и предметно-методологическая характеристика науки теории государства и права

Файлы: 1 файл

Predmetno-metodologicheskaya_kharakteristika_TGP (1).docx

— 60.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

Роль науки в современном обществе невозможно переоценить. Понятие наука является фундаментальным, базовым понятием без которого невозможно формирования понятийного аппарата в той или иной сфере научного познания.

Теория государства и права — это фундаментальная наука, базисная наука для прикладных и отраслевых юридических наук, отсюда огромное значение её категорий и понятий. Без усвоения базовых понятий и категорий теории государства и права невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве используемых прикладными и отраслевыми юридическими науками.

Теория государства и права является специфической наукой, характерной для России, так как в большинстве других стран она разделена на науку теории права и теории государства.

Проблемам изучения предметно-методологической характеристики  теории государства и права посвящено немало научно-публицистических, мнорграфических и учебных изданий известных российских ученых как советского, так и современного периодов, среди таковых можно выделить: А.В Малько, Н.И. Матузова, С.С. Алексеева, А.Б.Венгерова, А.В. Васильева, И.В.Левакина.

Все возрастающий объем научных знаний повышает требования к точности и логической последовательности научного мышления, а это предполагает изучение основных институтов и понятий, составляющих предмет и метод науки теории государства и права.

Объектом исследования указанной работы является  предметно-методологическая характеристика науки теории государства и права.

Основные задачи работы: раскрыть понятие науки и научного знания, проанализировать структуру научного знания, определить роль и место теории государства и права, охарактеризовать ее предмет, объект, содержание методологию

Цель работы – формирование понятийного аппарата и  предметно-методологическая характеристика науки теории государства и права 
Глава 1 Понятие науки  и структура научного знания.

 

Существует множество определений науки, мы приведем примеры определений наиболее известных ученых-юристов в области теории государства и права:

Наука - это сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и упорядочение объективных знаний о действительности, а также прогнозирование на их основе тенденций развития технических, биологических и социальных систем. Наука есть упорядоченная совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений действительности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования1.

Наука, согласно наиболее распространенному определению, есть сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности2.

Наука, как важная область человеческой деятельности, имеющей своей целью получение и систематизацию объективных знаний о действительности, обладающая сложной структурой3.

Накопленная человечеством гигантская сумма знаний о природе, обществе и познавательной деятельности представляет собой науку4.

Обратившись к учебной литературе по теории государства и права, мы видим, что ряд авторов: С.С. Алексеев, Ф.М. Раянов, Н.М. Марченко, говоря о теории государства и права как о науке, дефиниции науки не дают, что негативно сказывается на формировании понятийного аппарата в области теории государства и права.

С точки зрения философии: наука — это форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Наука — это творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания5.

Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов6.

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности7.

Несмотря на различия в определении понятия наука, большинство авторов сходится во мнении, что наука – это специфическая форма деятельности, обладающая определенными характеристиками.

Важно заметить, что определение  понятие наука так же варьируется в зависимости от того в какой области научного знания автор является специалистом.

Так как предметом исследования данной работы является предметно-методолгическая характеристика науки теории государства и права, то за основу необходимо взять определения науки специалистов в области теории государства и права.

В научной литературе так же нет единого мнения относительно структуры научного знания. Ряд авторов выделяет три уровня в структуре научного знания:

1.Эмпирический уровень;

2. Теоретический уровень;

3. Философских оснований (Метатеоретический уровень научного знания).

    На эмпирическом  уровне научного знания в результате  непосредственного контакта с  реальностью ученые получают  знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих  их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.

    Для выяснения  специфики теоретического познания  важно подчеркнуть, что теория  строится с явной направленностью  на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно  она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые  в отличие от реальных объектов  характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом  свойств. Например, такие идеальные  объекты, как материальные точки, с которыми имеет дело механика, обладают очень небольшим числом  свойств, а именно, массой и возможностью  находиться в пространстве и  времени. Идеальный объект строится так, что он полностью интеллектуально контролируется8.

    Теоретический  уровень научного знания расчленяется  на две части: фундаментальные  теории, в которых ученый имеет  дело с наиболее абстрактными  идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область  реальности на базе фундаментальных  теорий.

    Сила теории  состоит в том, что она может  развиваться как бы сама по  себе, без прямого контакта с  действительностью. Поскольку в  теории мы имеем дело с интеллектуально  контролируемым объектом, то теоретический  объект можно, в принципе, описать  как угодно детально и получить  как угодно далекие следствия  из исходных представлений. Если  исходные абстракции верны, то  и следствия из них будут  верны9.

    Кроме эмпирического  и теоретического в структуре  научного знания можно выделить  еще один уровень, содержащий  общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок (Метатеоретический уровень научного знания), философских оснований.

    Например, известная  дискуссия Бора и Эйнштейна  по проблемам квантовой механики по сути велась именно на уровне философских оснований науки, поскольку обсуждалось, как соотнести аппарат квантовой механики с окружающим нас миром. Эйнштейн считал, что вероятностный характер предсказаний в квантовой механике обусловлен тем, что квантовая механика неполна, поскольку действительность полностью детерминистична. А Бор считал, что квантовая механика полна и отражает принципиально неустранимую вероятность, характерную для микромира10.

Метатеоретический уровень научного знания. Он состоит из двух основных подуровней:

  1. общенаучного знания;
  2. философских оснований науки.

Общенаучный уровень знания состоит из следующих основных элементов: 1) общенаучная картина мира; 2) общенаучные методологические, логические и аксиологические принципы. Метатеоретический уровень знания играет важное значение не только в естествознании и социальных науках, но и в математике. В последней он оформился даже в виде самостоятельных дисциплин: метаматематика и металогика. Предметом последних является исследование математических и логических теорий на их непротиворечивость, полноту, независимость аксиом, доказательность, конструктивность. В естественно-научных же и социально-гуманитарных дисциплинах метатеоретический уровень существует в виде соответствующих картин мира, а также общенаучных и философских принципов. Необходимо подчеркнуть, что в современной науке не существует какого-то единого по содержанию и одинакового для всех научных дисциплин метатеоретического знания. Последнее всегда конкретизировано и в существенной степени «привязано» к особенностям научных теорий11.

    Определенные  идеи философского характера  вплетены в ткань научного  знания, воплощены в теориях.

    Теория из аппарата  описания и предсказания эмпирических  данных превращается в знания  тогда, когда все ее понятия  получают онтологическую и гносеологическую  интерпретацию.12

    Иногда философские  основания науки ярко проявляются  и становятся предметом острых  дискуссий (например, в квантовой  механике, теории относительности, теории эволюции, генетике и т.д.)13.

    В то же время  в науке существует много теорий, которые не вызывают споров  по поводу их философских оснований, поскольку они базируются на  философских представлениях, близких  к общепринятым.

    Необходимо отметить, что не только теоретическое, но и эмпирическое знание связано  с определенными философскими  представлениями.

    На эмпирическом  уровне знания существует определенная  совокупность общих представлений  о мире (о причинности, устойчивости  событий и т.д.). Эти представления  воспринимаются как очевидные  и не выступают предметом специальных исследований. Тем не менее, они существуют, и рано или поздно меняются и на эмпирическом уровне14.

    Эмпирический  и теоретический уровни научного  знания органически связаны между  собой. Теоретический уровень существует  не сам по себе, а опирается  на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое  знание неотрывно от теоретических  представлений; оно обязательно  погружено в определенный теоретический  контекст.

Выделение именно трех уровней структуры познания, во многом обусловлено не объективной необходимостью выделения уровня философских оснований, а субъективными взглядами авторов на роль философии в структуре научного познания.

 

 

Глава 2 Характеристика объекта и предмета науки «Теория государства и права»

 

2.1 понятие и содержание объекта науки «Теории государства и права»

 

Наука теории государства и права, характеризуется наличием:

  1. Объекта науки теории государства и права;
  2. Предмет теории государства и права;
  3. Методология теории государства и права. 

Для характеристики объекта теории государства и права необходимо провести различия между объектом и предметом теории государства и права.

Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей. Объект науки — то, на что направлена познавательная деятельность. Объект есть некая целостность, которая может изучаться и изучается многими науками.

Предмет же — это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемый отдельной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Иными словами, предмет науки — совокупность знаний об объекте, заданных специфическим ракурсом его рассмотрения; это то, что наука изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте15.

Объект теории государства и права – реально существующие явления «государство» и «право».

Объектом теории государства и права являются сами государство и право, рассматриваемые в качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений общественной жизни. Государство и право как объект теоретической науки — явления абстрактные, непосредственно не связанные с конкретной исторической эпохой либо той или иной социально-политической системой. В качестве объекта теории государства и права выступает обобщенное представление о «государстве и праве вообще». К примеру, мы говорим: древнее государство и право, государство и право современной России и т. п., предполагая при этом, что государство и право как специфические институты общественной жизни, появившись на определенном этапе социального развития, являются его непременными атрибутами. Вместе с тем содержание данных понятий меняется в зависимости от исторического периода либо от особенностей политико-правового устройства соответствующего социума16.

Объект теории государства и права характеризуется особыми признаками:

  1. Двойственность объекта теории государства и права;
  2. Социальность объекта теории государства и права;
  3. Юридические качества государства и права.

Информация о работе Понятие науки и структура научного знания