Понятие науки и структура научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи работы: раскрыть понятие науки и научного знания, проанализировать структуру научного знания, определить роль и место теории государства и права, охарактеризовать ее предмет, объект, содержание методологию
Цель работы – формирование понятийного аппарата и предметно-методологическая характеристика науки теории государства и права

Файлы: 1 файл

Predmetno-metodologicheskaya_kharakteristika_TGP (1).docx

— 60.32 Кб (Скачать файл)

Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий, дефиниций, конструкций специально-юридическими приемами. Он дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т.д. - в целях выявления их общих и особенных свойств. Сравнивая, например, правовые системы Германии и России, мы узнаем, что между ними есть немало тождественного, но есть и определенные различия, присущие им исторически37.

Данный метод используется в исследовании различных правовых систем (макросравнение) или отдельных элементов правовых систем (микросравнение). К эмпирическому сравнению относится главным образом микросравнение - сопоставление и анализ правовых актов по линии их сходства и различия, а также практики их применения. В правовой науке сравнительно-правовой метод используется прежде всего при изучении законодательства двух или более государств.

Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы38.

В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного государствоведения и правоведения, который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия39.

К специальным относится и метод государственного и правового моделирования. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.

Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и др.

В современных условиях особое значение приобретает конкретно-социологический метод исследования государственно-правовых проблем. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Конкретно-социологические исследования содействуют разработке ключевых вопросов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, статистических и иных данных40.

Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития. Путем, например, проведения социологических исследований делаются соответствующие выводы о характере и результативности проводимой властными структурами государства правовой политики41.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка. Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость. На второй стадии эти явления классифицируются по определенным признакам, в заключение делаются оценочные выводы относительно рубрицированных явлений42.

Например, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие - к сокращению. На основе полученной статистической информации проводится научный поиск причин, порождающих указанные тенденции43.

Методы и методология в науке теории государства и права играет важнейшую роль, так как наука теории и права выступает методологической основой для прикладных и отраслевых наук. 
Заключение

 

Наука теории государства и прав занимает особое место в системе юридических наук, она служит фундаментом прикладных и отраслевых юридических наук. Поэтому предметно-методологичнская характеристика науки теории государства и права играет важнейшую роль.

В работе были раскрыты основные понятия науки теории государства и права:

  1. Объект науки теории государства и права;
  2. Предмет науки теории государства и права;
  3. Методология науки теории государства и права.

Предметно-методологическая характеристика науки теории государства и права была дана с использованием как общенаучных, так и с помощью частноправовых методов и учетом мнения ведущих ученых-юристов, занимавшихся разработкой данной темы: А.В. Малько, Матузова Н.И, С.С Алексеева, А.Б. Венгерова.

Предмет, метод, содержание науки теории государства и права, явлются базовыми понятиями, а без знания теоретических, фундаментальных основ права и государства невозможно усвоить положения отраслевых и специальных дисциплин.

 

Список использованных источников

 

  1. Алексеев П.В. Философия: Учбеник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. 101с.
  2. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект, 1998. 250 с.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. 320 с.
  4. Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ. 2004. 346 с.
  5. Ромашов Р.А. Теория государства и права: Учебник. – С-П.: Питер. 2010. 320 с.
  6. Харина Ю.А.Философия:Учебник.- Минск: ТетраСистемс, 2006. 340 с.
  7. Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права / Учебное пособие – Казань:КЮИ МВД России, 2003. 186 с.
  8. Лебедев С.А. Уровни научного знания.// Вопросы философии. [Электронный ресурс]: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=97.  (дата обращения 10.04.2011).
  9. Васильев А.В. Предмет, объект и методы теории государства и права// Право и государство: теория и практика, 2007.№9. 4-10 с.
  10. Девятова С.В. Феномен науки.// Социально-гуманитарные знания. 2009. №2. 127-156 с.

 

 

 

1 Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ. 2004. С.5.

2 Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. —   М.: Юристъ, 2001.С -3.

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. С -  261

4Пиголкина А.С. Общая теория права: Учебник для юридических вузов – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. С-3.

 

5 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие/ М.Ф. Шкляр. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. С.-20.

6  Указанные соч. С-21.

7 Безуглов И.Г. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов – дипломников/ Безуглов И.Г, Лебединский В.В, Безуглов А.И. – М.: - Академический проект, 2008. С.-170.

8Алексеев П.В. Философия: Учбеник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. С-100.

9 Алексеев П.В. Философия: Учбеник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. С-100.

10 Войтов А.Г.Философия. Учебное пособие для аспирантов. М.: Дашков и К, 2003.С - 215

11 Лебедев С.А. Уровни научного знания.// Вопросы философии.[Электронный ресурс]: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=97.  (дата обращения 10.04.2011)

12  Указанные соч. С-215.

13 Харина Ю.А.Философия:Учебник.- Минск: ТетраСистемс, 2006. С-215.

14 Алексеев П.В. Философия: Учбеник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. С-101

15 Ромашов Р.А. Теория государства и права: Учебник. – С-П.: Питер. 2010. С.- 15.

16 Ромашов Р.А. Теория государства и права: Учебник. – С-П.: Питер. 2010. С.- 15.

17 Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права / Учебное пособие – Казань:

КЮИ МВД России, 2003. С-25.

 

18 Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ. 2004. С.6.

 

19  Указанные соч. С.6

20 Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ. 2004. С.6.

 

21 Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект, 1998. С – 13.

22 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.:

Юриспруденция, 2000. С-6.

23 Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ. 2004. С.8.

24 Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект, 1998. С – 15.

25 Указанные соч. С.15

26 Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект, 1998. С – 15

27 Ромашов Р.А. Теория государства и права: Учебник. – С-П.: Питер. 2010. С.- 17.

28 Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ. 2004. С.8

29 Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ. 2004. С.8

30 Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ. 2004. С.8

31 Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект, 1998. С – 18.

 

32 Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ. 2004. С.10.

33 Указанные соч. С.10.

34 Указанные соч. С.11.

35 Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект, 1998. С – 19.

36 Указанные соч. С-20.

37 Указанные соч. С-20.

38 Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект, 1998. С – 21.

39 Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ. 2004. С.15.

 

40 Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ. 2004. С.17.

41 Указанные соч. С.17

42 Указанные соч. С.18

43  Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ. 2004. С.18

    

 


Информация о работе Понятие науки и структура научного знания