Понятие о системе национального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Право — это явление мировой культуры (так же как, впрочем, религия и мораль) и в присущей ему нормативной форме закрепляет духовные ценности, накопленные человечеством (народовластие, разделение властей, права и свободы человека и др.).
Право — это мощное средство воспитания людей. Устанавливая запреты (например, запрет на совершение преступлений), меры поощрения за то или иное поведение или предписания действовать так, а не иначе (например, платить налоги), право как бы направляет человека по тому пути, по которому идет основная масса людей, формирует положительное поведение человека.

Содержание работы

1. Понятие, виды, принципы права РК
2. Система права
3. Основные направления развития национального права
4. Национальной правовой система.

Файлы: 1 файл

Понятие о системе нац иональногоправа.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

 

1.  Понятие, виды, принципы права РК

 

2. Система права

 

         3. Основные направления развития национального права

 

      4.  Национальной правовой система.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Понятие, виды, принципы права РК

Право — это  явление мировой культуры (так же как, впрочем, религия и мораль) и в присущей ему нормативной форме закрепляет духовные ценности, накопленные человечеством (народовластие, разделение властей, права и свободы человека и др.).

  Право —  это мощное средство воспитания  людей. Устанавливая запреты (например, запрет на совершение преступлений), меры поощрения за то или иное поведение или предписания действовать так, а не иначе (например, платить налоги), право как бы направляет человека по тому пути, по которому идет основная масса людей, формирует положительное поведение человека.  Право — это средство контроля со стороны общества за поведением людей: если человек оступился, совершил правонарушение, с помощью права (применения санкции) его можно исправить.

Главное же назначение права состоит в том, чтобы упорядочивать общественную жизнь, обеспечивать ее стабильность, устойчивость. Кроме этого, право вытесняет явления, опасные для человека, его жизни, здоровья, нравственности, благополучия. Оно защищает нас от вредных влияний со стороны кого бы то ни было путем установления деяний, за которые возлагаются меры наказания. Обеспечение свободы, утверждение справедливости, исключение произвола из жизни общества — вот чего мы ждем от права. Не случайно слово «право» имеет один корень с такими словами, как «правда», «правовое», «справедливость».

Объективное и  субъективное право. Выше шла речь о  праве как о социальном явлении - об объективном праве, которое в  принципе от каждого из нас не зависит. Слово «право» имеет и второе значение: субъективное право, т. е. возможность человека сделать (получить) что-либо, вытекающая из закона или иного юридического документа. Между этими двумя значениями существует тесная связь. Субъективные права (а также обязанности) возникают на основе права объективного.

Отрасль права - это элемент системы права, представляющий собой распределенную по правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную область  общественных отношений. В современной  юридической литературе выдвигают два критерия деления системы права на отрасли:

•    материальный, отражающий особенности регулируемых общественных отношений или предмет  правового регулирования;

•    метод  регулирования, представляющий собой  совокупность юридических приемов  и средств воздействия на общественные отношения. Обычно выделяют два метода: императивный и диспозитивный.

Если отдельные  нормы представляют собой первичную  клеточку права, а правовые институты  их блоки, то отрасли права образуют целостные, относительно замкнутые  подсистемы правового регулирования. Таковыми являются конституционное, гражданское, семейное, трудовое и все другие отрасли права.

Каждая отрасль  права имеет свою специфическую  структуру (строение). В ней выделяются общие и особенные части. В  общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части, поскольку действие нормы права общей части распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. Институты общей части конкретизируются в институтах её особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отраслей права.

Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования. Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами включают в себя еще один компонент — подотрасли. Так, например, в гражданском праве в качестве подотрасли выступают наследственное, обязательственное, авторское право и др.

Понятие права  помогает определить нам отдельную  норму, которая состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, хотя некоторые  авторы предлагают рассматривать структуру  правовой нормы состоящей только из двух элементов. Системой правовой отрасли также можно называть общепринятое деление на общую и особенные части. Такое деление подходит не для всех отраслей права, однако заслуживает внимания.

 Понятие избирательного права.

 Понятие избирательного права употребляется в двух значениях - объективном и субъективном.

В объективном  значении - избирательное право - правовой институт, регулирующий конституционно-правовыми  нормами деятельность (принципы и  правило поведения) и порядок  организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Он является частью конституционного права Республики Казахстан. Данный правовой институт регулируют общественные отношения, связанные с избранием Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и части депутатов Сената, депутатов местных представительных органов.

В субъективном - избирательное право - политическое право граждан РК - право избирать и быть избранным в органы государственной  власти и местного самоуправления.

Источниками избирательного права Республики Казахстан являются нормативные правовые акты, в которых  содержатся конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, направленные на формирование выборных органов Республики. К основным источникам относятся:

1. Конституция  Республики Казахстан. 

2. Конституционный  закон «О выборах в Республике  Казахстан» от 28 сентября 1995г.;

 

3. Закон Республики  Казахстан «О местных представительных  и исполнительных органах Республики  Казахстан» от 10 декабря 1993 г;

 

4. Нормативные  правовые акты Центральной избирательной  комиссии Республики Казахстан. 

Принципы субъективного  избирательного права - это условия  его признания и реализации.

Выборы в  Республике Казахстан основываются на свободном осуществлении гражданином своего права избирать и быть избранным в выборные органы государства и местного самоуправления.

В Конституции  Республики Казахстан, а также в  Конституционном законе «О выборах  в Республике Казахстан» закреплены следующие принципы избирательного права:

Принцип всеобщности - означает, что все граждане Республики Казахстан, достигшие определенного  возраста, независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания, социального  происхождения и т. д. имеют право  избирать и быть избранными в выборный орган государственной власти. Всеобщее избирательное право делится на активное и на пассивное избирательное право.

Активное избирательное  право — это право граждан  Республики участвовать в голосовании  на выборах по достижении 18-летнего  возраста.

Принцип равенства - означает, что избиратели участвуют  в выборах Президента, депутатов  Мажилиса Парламента и маслихатов республики на равных основаниях и каждый из избирателей  обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах (Президента, депутатов Парламента и т. д.) только один раз. Избирательный бюллетень выдается по документу, удостоверяющему личность. Кандидаты (в Президенты, депутаты) также имеют равные права на участие в выборах. Участие в выборах на равных основаниях обеспечивается также и тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими избирателями.

 

Принцип прямого  избирательного права - означает, что  Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами непосредственно.

В Республике Казахстан  установлены как прямые, так и  косвенные выборы депутатов. Косвенное  избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов  Сената Парламента участвуют выборщики - граждане республики, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях, и каждый из выборщиков обладает одним голосом при выборах депутата Сената.

Принцип тайного  голосования проявляется в том, что голосование

на выборах  Президента, депутатов Мажилиса и  Сената Парламента, депутатов маслихатов, членов органов местного самоуправления республики

осуществляется  в условиях, исключающих возможность  контроля за волеизъявлением избирателя, а также давление на волю избирателя. В помещениях для голосования оборудуются специальные кабины, где избиратели могут свободно выразить свою волю. Тайна голосования обеспечивается и тем, что избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые бы позволили определить личность голосовавшего. Закон предусматривает ответственность должностных лиц, винов­ных в нарушении тайны голосования.

 Принцип  добровольности участия граждан  Республики Казахстан в выборах  выражается в том, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечивается также запрещением агитации в день выборов. Добровольное неучастие избирателей в выборах называется - абсентеизм.

Гражданин Республики Казахстан, проживающий за ее пределами  или оказавшийся за границей, обладает всей полнотой избирательных прав. Это обеспечивается, в частности, тем, что списки избирателей по избирательным  участкам при представительствах Республики Казахстан в иностранных государствах, на судах, принадлежащих Республике Казахстан и находящихся в день выборов в плавании, составляются на основе данных, представляемых руководителями названных представительств и капитанами судов.

Понятие и предмет конституционного права Республики Казахстан как отрасли права

Конституционное право - одна из отраслей системы права  Республики Казахстан.

Отрасль права - это самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих определенным методом однородные общественные отношения. В юридической науке основными критериями деления на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Под методом  правового регулирования понимаются особые приемы, способы воздействия  на общественные отношения со стороны государства (его органов) с помощью правовых норм.

Предмет правового  регулирования составляют качественно  однородные общественные отношения. Предметом  конституционного права являются общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, образуют основу устройства государства и общества и прямо связаны с осуществлением государственной власти. По сравнению с другими отраслями права, предмет конституционного права отличается существенными особенностями.

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., в то время как другие отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Особенность конституционного права состоит и в том, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах - те отношения, которые можно назвать базовыми в каждой из указанных сфер.

Методы конституционного права, как совокупность приемов  и способов регулирования конституционно-правовых отношений.

Различают:

1.   Метод  обязывания. Применяется как в  отношении государственных органов,  так и в отношении физических  лиц во всех сферах их деятельности (ст.ст.6, 18 Конституции Республики  Казахстан) .

2.   Метод запрещения. Применяется преимущественно в отношении государственных органов, общественных образований, в ограниченных случаях применяется в отношении граждан (п.3 ст.39 Конституции Республики Казахстан).

3.   Метод дозволения. Применяется для установления статуса человека и гражданина (ст.21 Конституции Республики Казахстан), также при определении полномочий государственных органов (п.4 ст.53 Конституции Республики Казахстан).

4.   Метод признания,  т.е. признание естественных прав  человека (п.2 ст.12 Конституции Республики Казахстана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система права — это иерархия правовых норм отдельных отраслей, состоящих в свою очередь из систематизированных или несистематизированных элементов. Такими элементами называют институты и подинституты права, а также отдельные нормативно-правовые предписания, посвященные конкретной сфере общественных отношений и регулирующих их.

Система права представляет собой довольно четкую систему различных  групп нормативно-правовых предписаний, регулирующих в своей совокупности общественные отношения в определенной сфере жизни и деятельности населения страны. Понятие такой системы определяет ее как — гибкую, изменчивую и одновременно относительную постоянность.

Гибкость системы выражается в ее способности изменяться в  соответствии с потребностями реальной общественной жизни, а постоянность выражается в том, что сущность правовой системы конкретного государства всегда является некой константой.

Изменчивость  правовой системы позволяет успешно эволюционировать ей в процессе развития общества и государства и обеспечивать эффективную регламентацию определенных отношений между индивидуумами, посредством включения в состав новых отраслей права, а также своевременном исключении устаревших.

Информация о работе Понятие о системе национального права