Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:23, контрольная работа
За последнее десятилетие Россия прошла большой и сложный путь развития к демократической общественно-политической системе. В стране формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.
Введение 3
1. Понятие и предмет Конституционного права Российской Федерации,
и её место в системе российского права 4
2. Нормы конституционного права 7
2.1. Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты 7
2.2. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и особенности 10
3. Источники конституционного права
События - это факты, происхождение
которых не связано с волей
участников правоотношений. Например,
смерть депутата - событие, которое
влечет прекращение конституционно-
Наибольшее распространение
стимулируемые Конституцией, и неправомерные - нарушающие конституционные предписания.
Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий - юридических фактов и поступков.
С изданием юридических актов связано
возникновение большинства
оформленные результаты выборов, референдума.
Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают - инициатива, предложения государственных органов и общественных объединений, запрос депутата и т.д.
Конституционно-правовые отношения, составляющие предмет конституционного права, регулируются посредством конституционно-правовых норм.
Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.
Поскольку нормы конституционного права являются основной частью системы права, то им присущи черты, общие для всех юридических норм: они исходят от государства; являются общеобязательными правилами поведения, охраняемыми государством; закреплены в правовых актах государства.
Особенностью конституционных
норм является своеобразие их структуры,
часто проявляющиеся в
Нормы российского конституционного права группируются по институтам.
Под конституционно-правовым институтом понимается определённая система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Существуют и другие варианты определений рассматриваемой категории, например, конституционный институт - это обусловленная сущностью регулируемых общественных отношений, значительно обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвязанных конституционных норм.
Для конституционного института характерны два признака:
- наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституционных норм;
- внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регулирования.
В конституционном праве
1. Головные конституционные институты.
Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы и др.
2. Сложные конституционные институты.
Сложные конституционные институты могут входить в состав головных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институтов (простые). К сложным конституционно-правовым институтам относятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.
3. Одноэлементные (простые) конституционные институты.
Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, отличаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президента, институт Конституционного Суда и др.
Место и роль конституционного института определяются не количеством объединяемых им подразделений и норм, а его значимостью в составе Конституции, характером регулируемых им общественных отношений и его положением среди других институтов.
Проникновение в систему связи между конституционными институтами и нормами, их изучение и глубокий анализ, работа с ними законодателя - всё это позволяет обнаружить и устранить недостатки во внутренней форме Конституции (отсутствие нужных норм, необходимость их передвижения из одного конституционного института в другой, редакционные неточности) и перестроить порядок взаимосвязи.
3.Источники конституционного права
Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов.
Особое место занимает Конституция
Российской Федерации. Она является
основным источником отрасли конституционного
права. К числу источников конституционного
права, устанавливающих нормы
- по юридической силе;
- по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
- по порядку принятия;
- по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом Российской Федерации.
Примерами федеральных конституционных законов могут служить:
-"О референдуме Российской Федерации" от 10.10.1995 г. ;
-"Об арбитражных судах в Российской Федерации " от 28.04.1995 г.;
-"О судебной системе
-"Об уполномоченном по правам
человека в Российской
-"О правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 г.
Среди федеральных законов
-"О статусе депутата Совета
Федерации и статусе депутата
Государственной Думы
-"Об основных гарантиях
-"О выборах депутатов
-"Об общих принципах
Следующий источник конституционного
права образуют три договора о
разграничении предметов
Характеризуя виды источников права,
следует выделить такой специфичный
вид, обусловленный федеративным устройством,
как договоры о разграничении
или взаимном делегировании предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской
Федерации и ее субъектов, заключаемые
на основании упомянутой части 3 статьи
II Конституции Российской Федерации.
Примерами таких договоров
Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.
К числу прочих источников конституционного
права Российской Федерации относятся
Регламенты палат Федерального Собрания,
положения о различных
Особое место среди источников Конституционного права занимают декларации:
- Декларация о государственном суверенитете РСФСР о 12 июня 1990 г. ;
- Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г. ;
- Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.
Такого рода декларации имеют государственно-правовое
значение. В них формулируются
принципы, обязательные для государственно-правового
развития государства; в них, как
правило, провозглашаются новые
концепции, определяющие развитие государственности,
принципы, необходимые для всей политики
в данной сфере; и им должно быть
подчинено соответствующее
К источникам конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов Федерации, принятые их законодательными (представительными ) органами.
Конституции республик и уставы
других субъектов Федерации должны
соответствовать Конституции
Источниками конституционного права являются также международно-правовые нормы, которые содержатся в международных договорах, имеющих обязательную силу для Российской Федерации.
Как известно, согласно части 4 статьи 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.
Заключение
Цель данной работы представлялась
как определение
Таким образом:
Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации
Основания отклонения заявлений о приёме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации подробно прописаны в статье 16 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.04.2002).
Для повышения ответственности при решении вопросов гражданства закон определил основания отклонения заявлений в том случае, когда соответствующие лица не отвечают требованиям, принципам и нормам права, установленным Российской Федерацией.
Отклоняются заявления лиц, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу безопасности государства;
б) в течение 5 лет, предшествовавших дню обращения, выдворялись за пределы РФ в соответствии с федеральным законом;
в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами, признаваемых таковыми в РФ;
е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в РФ (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания). Сомнительный пункт по своей значимости, ибо он полностью противоречит пункту «д».
Таким образом, Конституцией Российской Федерации предусмотрено получение гражданства Российской Федерации для достойных граждан и лиц, имеющих положительную биографию и характеристику жизни.