Понятие отрасли конституционного права как ведущей отрасли правовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

За последнее десятилетие Россия прошла большой и сложный путь развития к демократической общественно-политической системе. В стране формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и предмет Конституционного права Российской Федерации,
и её место в системе российского права 4
2. Нормы конституционного права 7
2.1. Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты 7
2.2. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и особенности 10
3. Источники конституционного права

Файлы: 1 файл

контрольная работа по КП.docx

— 37.76 Кб (Скачать файл)

События - это факты, происхождение  которых не связано с волей  участников правоотношений. Например, смерть депутата - событие, которое  влечет прекращение конституционно-правовых отношений между депутатом и избирателями. Рождение ребенка, признаваемого гражданином Российской Федерации, влечет возникновение отношений, связанных с гражданством.

Наибольшее распространение среди  юридических фактов получили действия: правомерные - аккумулирующие социальную активность субъектов и отражающие процесс  их  целеустремленной деятельности, поддерживаемые и

стимулируемые Конституцией, и неправомерные - нарушающие конституционные предписания.

Подавляющее большинство конституционных  правоотношений возникает в результате правомерных действий - юридических  фактов и поступков.

С изданием юридических актов связано  возникновение большинства конституционных  правоотношений, участниками которых  являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом

оформленные результаты выборов, референдума.

Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают - инициатива, предложения государственных органов и общественных объединений, запрос депутата и т.д.

2.2. Конституционно-правовые нормы  и институты, их виды и особенности

 

Конституционно-правовые отношения, составляющие предмет конституционного права, регулируются посредством конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Поскольку нормы конституционного права являются основной частью системы  права, то им присущи черты, общие для всех юридических норм: они исходят от государства; являются общеобязательными правилами поведения, охраняемыми государством; закреплены в правовых актах государства.

Особенностью конституционных  норм является своеобразие их структуры, часто проявляющиеся в отсутствии трехэлементной структуры (гипотезы, диспозиции, санкции), свойственной большинству других норм права. Это обусловлено тем обстоятельством, что большинство конституционных норм регулируют общественные отношения путем указания наиболее общих установок, которые в юридической литературе называются исходящими (учредительными, отправными) юридическими нормами.

Нормы российского конституционного права группируются по институтам.

Под конституционно-правовым институтом понимается определённая система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Существуют и другие варианты определений рассматриваемой категории, например, конституционный институт - это обусловленная сущностью регулируемых общественных отношений, значительно обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвязанных конституционных норм.

Для конституционного института характерны два признака:

- наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституционных норм;

- внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регулирования.

В конституционном праве выделяются три разновидности конституционных институтов: головные, сложные и одноэлементные(простые).

1. Головные конституционные институты.

Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём  широким охватом норм. К ним  можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы  и др.

2. Сложные конституционные институты.

Сложные конституционные институты могут входить в состав головных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институтов (простые). К сложным конституционно-правовым институтам относятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.

3. Одноэлементные (простые) конституционные институты.

Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, отличаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президента, институт Конституционного Суда и др.

Место и роль конституционного института определяются не количеством объединяемых им подразделений и норм, а его значимостью в составе Конституции, характером регулируемых им общественных отношений и его положением среди других институтов.

Проникновение в систему связи между конституционными институтами и нормами, их изучение и глубокий анализ, работа с ними законодателя - всё это позволяет обнаружить и устранить недостатки во внутренней форме Конституции (отсутствие нужных норм, необходимость их передвижения из одного конституционного института в другой, редакционные неточности) и перестроить порядок взаимосвязи.

 

3.Источники конституционного  права

 

Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в  себя несколько их видов.

Особое место занимает Конституция  Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся федеральные  конституционные законы и федеральные  законы и. Они различаются:

- по юридической силе;

- по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

- по порядку принятия;

- по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом Российской Федерации.

Примерами федеральных конституционных  законов могут служить:

-"О референдуме Российской  Федерации" от 10.10.1995 г. ;

-"Об арбитражных судах в  Российской Федерации " от 28.04.1995 г.;

-"О судебной системе Российской  Федерации " от 31.12.1996 г. ;

-"Об уполномоченном по правам  человека в Российской Федерации"  от 26.02.1997 г. ;

-"О правительстве Российской  Федерации" от 17.12.1997 г.

Среди федеральных законов источниками  конституционного права являются такие, как:

-"О статусе депутата Совета  Федерации и статусе депутата  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации  " от 08.05.1994 г. ;

-"Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации " от 19.09.1997 г. ;

-"О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации " от 09.06.1995 г. ;

-"Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации " от 12.08.1995 г.

Следующий источник конституционного права образуют три договора о  разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Характеризуя виды источников права, следует выделить такой специфичный  вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о разграничении  или взаимном делегировании предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые  на основании упомянутой части 3 статьи II Конституции Российской Федерации. Примерами таких договоров могут  служить договор "О разграничении  предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти Республики Татарстан(от 15.02.1994 г.), почти аналогичный договор  с Республикой Башкортостан(июль 1994 г.). Всего на март 1996 г. было заключено 12 подобных договоров.

Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления  также содержат нормы конституционного характера.

К числу прочих источников конституционного права Российской Федерации относятся  Регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных вспомогательных  организациях, образуемых органами законодательной  и исполнительной власти (Положения о комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, о представителях Президента в субъектах Российской Федерации и т. д.)

Особое место среди источников Конституционного права занимают декларации:

- Декларация о государственном суверенитете РСФСР о  12 июня 1990 г. ;

- Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г. ;

- Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.

Такого рода декларации имеют государственно-правовое значение. В них формулируются  принципы, обязательные для государственно-правового  развития государства; в них, как  правило, провозглашаются новые  концепции, определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всей политики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.

К источникам конституционного права, действующих только на территории субъектов  Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и  уставы других субъектов Федерации, принятые их законодательными (представительными ) органами.

Конституции республик и уставы других субъектов Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. По отношению к другим нормативным  правовым актам принимаемым органами субъекта Федерации, конституции и  уставы обладают более высокой юридической  силой, и другие нормативные правовые акты не могут противоречит им. 

Источниками конституционного права  являются также международно-правовые нормы, которые содержатся в международных  договорах, имеющих обязательную силу для Российской Федерации.

Как известно, согласно части 4 статьи 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

 

Заключение

 

Цель данной работы представлялась как определение Конституционного права ведущей отраслью российского  права. Эта важнейшая роль данной отрасли обусловлена значением  тех общественных отношений, которые  ей закрепляются и регулируются. Юридически определяя основополагающие принципы устройства общества и государства, то есть основы конституционного строя  Российской Федерации, устанавливая общие  основы управления всеми общественными  процессами, Конституционное право  тем самым дает необходимые ориентиры, отражающие главное сущностное направление  правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Таким образом:

Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основания отклонения заявлений о приеме в  гражданство Российской Федерации  и о восстановлении в гражданстве  Российской Федерации

 

Основания отклонения заявлений о приёме в гражданство  Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации  подробно прописаны в статье 16 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.04.2002).

 Для повышения ответственности при решении вопросов гражданства закон определил основания отклонения заявлений в том случае, когда соответствующие лица не отвечают требованиям, принципам и нормам права, установленным Российской Федерацией.

Отклоняются заявления лиц, которые:

а) выступают за насильственное изменение  основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу безопасности государства;

б) в течение 5 лет, предшествовавших дню  обращения, выдворялись за пределы РФ в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы  или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или  за ее пределами, признаваемых таковыми в РФ;

е) преследуются в уголовном порядке  компетентными органами РФ или органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в РФ (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в  виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным  законом (до истечения срока наказания). Сомнительный пункт по своей значимости, ибо он полностью противоречит пункту «д».

 

Таким образом, Конституцией Российской Федерации предусмотрено получение гражданства Российской Федерации для достойных граждан и лиц, имеющих положительную биографию и характеристику жизни.

Информация о работе Понятие отрасли конституционного права как ведущей отрасли правовой системы России